Отрицание чужого решения
ru_psiholog — 14.11.2019 Простите за дилетантсткий вопрос. Можно ли как-то в терминах психологии описать следующую ситуацию:1. Вам задали вопрос, и вы бы ответили на него определённым образом, но услышав ответ другого человека (похожий на ещё неозвученный ваш), осознанно или неосознанно начинаете искать другой ответ - в итоге отвечая не так, как ответили бы изначально.
2. Несколько исследователей конкурентно ищут ответ на некий научный вопрос. Один находит ответ - с высокой долей вероятности правильный. Другой вместо того, чтобы согласиться с правотой первого, всячески пытается найти собственный, отличный от первого ответ.
3. (Небольшая вариация второго) Несколько исследователей конкурентно ищут ответ. Один озвучивает очевидно перспективные подходы к поиску решения. Другой вместо того, чтобы пойти очевидно правильным, но предложенным другими путём. начинает пробовать всякие экзотические подходы...
Есть ли для подобного явления/поведения какое-то умное слово? Рассматривается ли подобное в каком-то разделе психологии?
P.S. Я не говорю о том, хорошо это или плохо. И даже не о глубинных причинах такого поведения, хотя это тоже интересно (за версию о связи с нарциссизмом - благодарю отдельно :-). В данном случае мне видится простой психологический механизм в основе - своеобразного "отталкивания" потенциально однополярных мнений...
По возможности точно я уже сформулировал выше, но попробую упростить.
"Два дизайнера". Один предлагает окрасить в комнату в синий цвет. Другому тоже нравится синий, но это решение уже высказано и тем обесценено. Он предлагает жёлтый. Хотя если пригласить дизайнеров по отдельности - оба предложили бы синий...
"Назло бабушке отморожу уши". Ребёнок одевается на улицу и уже собирается надеть шапку. Но бабушка делает ему замечание - "надень шапку!", и он вместо того с раздражением поступает наоборот. Возможно, он с неохотой наденет её на улице. Но если его изначально не трогать - то он надел бы её не задумываясь и не придавая этому никакого значения.
Понятно, что поведение ребёнка имеет определённое объяснение, но речь об абстрактном содержании ситуации: решение, предложенное вторым участником, изменяет вектор решения первого участника на противоположный...
|
</> |