Отранто - часть 3. Самая приятная
sibeaster — 26.02.2024 Апулия - не та область, в которую нужно ехать за живописью, так уж исторически получилось. Но во всяком правиле есть исключения (стеклянный, оловянный, деревянный, а еще уж, замуж, невтерпеж - как сейчас помню), имеются они и в Апулии. Сегодня посмотрим одно из таких приятных исключений - церковь Сан-Пьетро в Отранто.По пути следует очень внимательно следить за указателями, даже спросить дорогу будет нестыдно, потому что церковь св Петра находится не на главной улице и даже не на второстепенной, а в укромных закоулках. Единственный возможный для фотографирования - боковой южный, впрочем, все остальные - такие же бесперспективные, на первый взгляд.
Точных дат строительства не сохранилось; исходя из общих соображений, обычно называют IX-X век. В плане церковь представляет собой греческий крест, который последующими перестройками попытались замаскировать в трехнефную базилику. Внутри церковь расписана разнообразными фресками, датировка которых также вызывает много вопросов. Обычно выделяют фрески чисто византийские X-XI столетий; следующий пласт - XIV век, плавный переход от византийской манеры к готике; последний этап - XVI век и позже, очевидный упадок местного изобразительного искусства. Я постарался заснять всё, но потом поглядел с тоской на фрески последнего этапа и потёр их в гневе - это какой-то детский сад для даунов.
Так выглядит главная апсида; видно, что далеко не все росписи сохранились; боковые апсиды целиком я не снимал. В целом обстановка дружелюбная, фотографировать не мешают, но в апсиды не пускают, поэтому самые интересные фрески приходится рассматривать под самыми неожиданными углами.
Пятидесятница относится ко второму этапу (т.е. XIV век), ее нужно искать в главной апсиде.
А в сцену Сошествия во ад (тот же XIV век, та же главная апсида, слева под Пятидесятницей) в 1841 году какая-то благочестивая душа, устроившая нынешний алтарь, влепила мемориальную доску об освящении этого алтаря.
Напротив находится сцена Рождества (XIV век опять же)
Самые старые (и чисто византийские) фрески можно (и нужно! зря, что ли, мы сюда на трех перекладных поездах ехали?) увидеть в левой апсиде.
Я напоминаю, что благодаря пожелавшему оставаться неизвестным благодетелю святаго блога сего, вы может все рассмотреть в подробностях на Фликре.
Далее следует массив гм-м-м не слишком хорошо сохранившихся и э-э-э дошедших до нас во фрагментах фресок XIV века. Они разбросаны по стенам в самых неожиданных местах.
Обличение первородного греха, мне кажется
Моей интуиции не хватает
Опять не хватает
Ну тут-то явно один из волхвов скачет на поклонение Младенцу Иисусу
Крещение
Кто сказал: БМ? Возможно, но не обязательно! Когда мы доедем до церкви в Казарано, сами увидите, что святых женского пола писали очень похожими на БМ, так что гипотеза рабочая, но не стопроцентная
Еще два евангелиста в парусах купола (в самом куполе, увы, фрески не сохранились)
Фрески XVI столетия я, повторюсь, удалили с камеры - не на что там смотреть. Боюсь, что если я еще раз покажу вам фото пляжа под городским стенами, на котором я загорал и купался 20 октября, вы разгневаетесь. Победите свой гнев, я сам не ожидал такого поворота событий.
Будем считать, что это была компенсация за сорванную поездку в Мартину Франку (третий раз я пытаюсь туда доехать, и все не получается) и Таранто.
День тот был пятница, и наступала суббота (Лк 23:54). В отличие от жен-мироносиц я в ту субботу в покое не оставался, а совершил марш-бросок в Копертино, НардО (именно так, с ударением на последнем слоге) и Казарано.
|
</> |