"Отпуск в сентябре", или советский вариант христианства
 monetam — 08.10.2025
                                                
                        
                        

предварительно: перед прочтением поста просмотре фильма обязателен.
...На самой по себе утиной охоте, как я понял, Зилов был только один раз, а именно в прошлом сезоне, и на него главного героя пригласил именно его по настоявшему единственный друг, официант Дима.
Дима – наверное именно тот, за кого зачастую и принимают Зилова, то есть настоящий любитель и ценитель такого времяпровождения, которое сровни спортивному ориентированию: поставить себя в некое подобие экстремальной ситуации, обозначить в ней не совсем простую цель, самому изыскать средства к ее решению, и добиться нужного результата- вернуться домой с добычей!
А Зилов – так еще почти не разбирается в патронах, он успел купить некий «пропуск» на эту охоту – ружьё, но не купил никакой сопровождающей амуниции-экипировки. Причем настолько забыл про нее, что Саяпины приносят эту экипировку ему на отмечание новоселья: на самом деле, подарок достаточно бестактный, потому что выбирать да подгонять экипировку – дело совсем личное, это как походя купить женщине в подарок косметику, просто навскидку предполагая, какой там у нее может быть вкус; но в тоже время Зилов настолько всем напел в уши про свое восхищение охотой, что ни для кого не секрет (кроме как для самого главного героя) ответ на вопрос « что он любит больше всего».
И, чувствуется, в самом деле для Зилова эта охота есть некая отдушина , но не в жизни, а в его характере- то есть сколько-то добрые и красивые чувства в его душе проявляются именно вот в таких оригинальных для горожанина обстоятельствах, а в обстоятельствах заурядных – поведении на работе и отношении к ней, отношение к жене, зачастую отношения к друзьям- Зилов очень неприятен, и мелок. Зилов неразвит – из его речи заметно, что книг он и не читает, а «культурным наполняющим» для него служит разве что радио, бубнящие в их с Саяпиным рабочем кабинете; его бытовые привычки и ухватки не то что неприятны- они омерзительны, квартира после ухода жены становится похоже на приют бомжа-алкоголика. С женщинами у него отношения исключительно проблемные – и ведь, чувствуется, это было не всегда, в свое время они с интересом шли за ним, что-то видели в нем, Зилов мог стать ярким и инверсным, «распушив хвост», но - характера у него не хватило сколь-нибудь длительное время в согласии проживать что с женой, что с любовницей, в итоге со всеми он рассорился. Вампилов нарисовал своего героя исключительно серо-черными красками, в эту мрачную картину вдруг вторгается эта самая «утиная охота»- которой тот с удовольствие и внимание уделяет, и, после первого раза, живет аж до следующего сезона мыслями только о ней, да и прожужжал он всем уши настолько, что все в нем видят именно охотника, для которого все эти новые квартиры, да служебная карьера, да материальное благополучие, да отношения с женщинами – на втором плане, они то и существуют вынуждено, пока охота не началась.
А в охоте – так вот, на охоте Зилов ценит совсем не охоту как таковую, то есть процесс подготовки оружия, обнаружения дичи, засады, точные выстрелы, быструю реакцию, оценку добычи и удовольствие ее тащить домой да разделывать- а совсем другое. В своей описании прелести охоты он скорее напоминает Тургенева, который в «Записках охотника» говорил не про охоту как таковую… В душе Зилова понимался настоящий восторг, настоящая радость от того, что он может ощущать от дикой природы, от интересного занятия, которые так далеко от обычной жизни, с ее проблемами - которые, кстати, сам он и породил! Именно на охоте р рождается нечто светлое, нечто красивое в его совсем некрасивой душе.
Сам автор про это и говорит: «Человек может быть гол, нищ, но, если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, он еще человек и его существование имеет смысл."
Собственно, это и есть авторская идея: да, внешне человек может быть отвратен, безобразен – но правы ли мы в том, что не видим в его безобразии того жалкого процента, который составляет крохотное светлое пятно в его душе?
Правы ли те, кто посмеялся над в общем-то отвратным Беликовым, когда у того в душе проснулось что-то светлое, и тот испытал настоящую любовь?
Что-либо заклеймить- оно в самом деле просто, совсем несложно, и, давайте признаемся – самим критикующим приятно, когда мы указываем на чью-то грязь, по контрасту с собственной красотой и белоснежностью?
Тут перед нами – сам автор, но не Христос, бичующий фарисеев с саддукеями, а Христос, защищающий блудницу (но не блуд, прошу не путать).
Вот такой вот христианскую оценку смею я предложить читателям форума при оценке фильма.
            
                    Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов                
                    Женщина купила квартиру, сделала в ней ремонт и отдала прежней хозяйке...                
                    Девять лет как целая жизнь                
                    Дамская борьба                
                    Память как камешек на надгробии: о еврейских похоронах и вечности, что живет в                
                    Про материализацию мыслей                
            
                    Хочешь жить? Не работай!                
                    Две "Собаки на сене"                
            
            
            
