Отлучить театр от бюджетной кормушки?
stillavinsergei — 28.04.2010Вчерашняя тема о новом порядке
финансирования школ коснулась всей социальной сферы: на прежних
условиях из бюджета будут оплачиваться только армия да тюрьма, а
всем остальным учреждениям будут предложены различные "схемы". В
частности, в глубоком шоке от нововведений пребывают российские
театры: им нужно будет выбирать между статусом "казённого"
заведения, когда за каждую потраченную копейку придётся отвечать
перед чиновниками, и свободным плаванием, в котором поступления в
кассу не гарантированы ничем. Театральные деятели, почувствовавшие
надвигающуюся задницу, горестно воскликнули, что театры, мол, будут
вынуждены гнать откровенную попсу - дешёвые постановки на
актуальные темы, на которые только и будет ходить зритель. Этакие
театральные новости: про то, как Евсюков убивал, про присланного из
Америки русского мальчика да про соития оппозиции с одеялом.
Театралы возмущены, что вместо классического репертуара на сцене
пойдёт сиюминутный мыльный мусор, но так ли уж это
скверно?
Классно, конечно, смотреть на
"вечные" темы, поднимаемые в проверенных пьесах, но зритель
нуждается сегодня не только в миллионной постановке Шейкспира или
Чехова, но и в переосмыслении передовыми театральными умами событий
нашего времени. Почему острые, жареные темы театр отдаёт на откуп
жёлтым телешоу? Почему нельзя оперативно и глубоко посмотреть на
окружающую действительность, дать экспресс-анализ тому, что
происходит прямо сейчас и, быть может, совсем рядом? Театру пора
становиться по-настоящему актуальным, и я бы непременно пошёл на
спектакли, в которых была бы воссоздана картина гибели подлодки
"Курск", трагедии "Норд-Оста" или подготовки смертниц к взрывам в
наших городах. Потому что в кино или телерепортаже никогда не
получится так почувствовать нерв, боль и правду, как в театре,
когда ты находишься в зале и слышишь каждое дыхание актёра. Нет
смелости, ресурсов или таланта написать такие пьесы и поставить
такие спектакли? Вопрос десятый. Но пичкать рафинированного зрителя
некой собственной реальностью и очищенной от примесей моралью - уже
старо. Я хочу новый театр - актуальный и честный, который
живёт в моём времени и помогает мне разобраться в том, что
происходит сейчас с нами. Я слишком многого хочу?
Если же подходить к проблеме
финансирования по-государственному, то театр не может и не должен
претендовать на покрытие всех своих расходов из общего кармана.
Театр элитарен - он физически способен принять мизерные проценты
населения и, таким образом, оказать значительного влияния на общую
культуру в стране просто не может. А государство обязано первым
делом оплачивать и контролировать работу тех культурных институтов,
которые оказывают массовое воздействие на народ. И здесь, прежде
всего, нужно говорить о телевидении: центральные каналы должны
полностью финансироваться из бюджета, там не должно быть никакой
рекламы, а ассортимент поднимаемыех тем должен проходить строгий
контроль. Цензура? Пускай это называется именно так, однако силу
воздействия телевидения невозможно отрицать, и коммерческое
телевидение уже продемонстрировало великую способность разлагать
публику. Мелкие каналы пускай по-прежнему пилят рекламные бюджеты и
делают рейтинги на убийствах, инопланетянах или стриптизе, однако в
лице столпов телебизнеса государство должно вернуть себе рычаги
воздействия на массы. Причём воздействие именно на культурном,
образовательном и воспитательном уровнях!
Следующим - по массовости -
искусством у нас является кино, затем идут концертная деятельность,
клубы, литература, цирк и прочее (надеюсь, по порядку расставил). И
почему тот же театр может претендовать на бабки из бюджета, а
какой-нибудь ночной клуб - нет?! Сегодня туда заманивают публику
голыми девками на шестах, наркотиками и возможностью быстро найти
партнёра на ночь, а вот если грамотно профинансировать эти
структуры из госбюджета, то и программу можно составить совершенно
по-другому - интеллектуально, нравственно, интересно!
Скажете, что клубы - это специально
для разврата? Но тогда получается, что государство, которое
оплачивает работу театров и никак не регламентирует деятельность
клубов, исповедует фашистскую идеологию: для "элитной публики" -
высокое искусство, а для быдла - марка в пасть да тёлка! Это
неправильно и несправедливо. Искусство, которое взывает к
интеллекту публики, к её сознательности, может обходиться и своими
силами - театрал никогда удовольствие от хорошей актёрской игры на
стриптиз в ночном клубе не променяет. А вот массовый клиент
культуры нуждается в туторе - и оплачивать его должно государство.
Если, конечно, ему нужно, чтобы в стране жили именно граждане, а не
сброд люмпенского образца.
Даёшь массовому искусству государственную поддержку! Театру - остаточное финансирование!