Отличникам легче жить?
janemouse — 14.11.2015 Многие дети слышат от родителей рассказы о том, что "мы вот сами учились, с нами никто не сидел над уроками, а мы всё выучили. Мама была отличницей, и бабушка школу с золотой медалью закончила! А ты ленишься, давай-давай, только пятёрки!"Опять же, тезис, что "отличникам легче жить" - он довольно часто бывает озвучен.
Что-то в этом тезисе меня сильно смущает.
Во-первых, я знаю массу людей, которые в школе и близко не были отличниками, получали трояки - и вообще не сильно парились из-за отметок по многим предметам, а сейчас весьма успешны, упорны в работе и обладают достаточной целеустремлённостью.
Во-вторых, есть и обратные примеры, некоторые из школьных отличников отнюдь не стали самыми успешными специалистами, и совсем не все они счастливы со своей работой.
Так что я бы поостереглась делать далеко идущие выводы о том, будет ли человек успешен в работе в своей взрослой жизни, основываясь на том, что он в свои 7-8 лет недостаточно усердия проявляет в школе.
Школьная система оценивает не прогресс, а наличие или отсутствие знаний на момент проверки.
Вот, скажем, у меня в первом классе проверяли технику и скорость чтения.
И я получила отличную пятёрку, поскольку читать толстые книги начала в 4 года, а в школу пошла в 6 лет.
Поощряла ли меня эта полученная "пятёрка"?
Да нет, не особо.
Я и сама знала, что умею читать и люблю книги.
А мой одноклассник Серёжа, который до школы и букв не знал, а теперь только-только по слогам продирался через первые слова, с трудом угадывая смысл прочитанного, получал за ту же проверку "двойку", и это было несправедливо, ведь он-то как раз на уроках чтения старался и учился новому.
Я была почти отличницей (четвёрки у меня были по русскому - за помарки, ошибки по невнимательности и чудовищный почерк, и по рисованию - рисовала мелко, и зачастую совсем не то, что велено), и это не требовало от меня усилий.
В начальной и средней школе мне было совсем легко, и зачастую мне хватало общей эрудиции, знаний из книг, и привычки в сентябре прочитывать все учебники вперёд.
Ещё я точно знаю, что когда про тебя учителя думают "она хорошая девочка", то можно расслабиться и не особо что-то учить. Если ты вдруг ответишь плохо, они решат, что это случайность, и в случае ответа между 4 и 3, выберут поставить "4" или не поставить ничего.
В итоге я, как "хорошая девочка" получала по физике пятёрки и четвёрки, но не понимала вообще ничего. Просто аккуратно подставляла нужные цифры в нужные формулы, и этот магический приём срабатывал.
Я за всю начальную школу не научилась, а наоборот практически разучилась учиться.
И новый предмет, которого я ДО школы не знала, мне совершенно не давался.
И наоборот, мой брат, у которого были грамоты за сложнейшие олимпиады по математике, в средней школе совершенно запросто получал по школьной математике и "двойки", и "тройки" в большом количестве.
Домашние работы он делал примерно так: первую задачу или две решал полностью, к третьей и четвёртой задаче писал только ответы, остальные не делал вовсе.
"А чего их делать, они точно такие же, я идею понял, я понимаю, как их решать!" - говорил он.
Мне кажется, что успешность в работе и вообще во взрослой жизни не так уж сильно зависит от школьных оценок.
А у вас есть примеры успешных троечников?
|
</> |