Откуда взялся упор на изучение языков?
musashi8 — 06.05.2024 Наткнулся на следующее наблюдение:Тут фокус в том, что хвалёное гимназическое образование в РИ вообще не предполагало на выходе какую-то общественно важную и полезную деятельность. В гимназиях очень мало уделялось внимания естественным и точным наукам - зато были иностранные и древние языки, ага, и музыка/пение.
На мой взгляд, какого-то злого умысла тут не было. Это был всего лишь пережиток - оставшийся со времен культурной отсталости. Скажем, в раннее средневековье в Европе считалось главным научить студента латыни. Если он знает латынь, то дальше уже он сам сможет приобщиться к достижениям цивилизации - благо и с древних времен много чего сохранилось и новые научные трактаты на латыни же пишутся. А на языках аборигенов пока ничего не написано. Не знаешь латыни - к достижениям цивилизации допуск закрыт.
Со временем это изменится - где-то так лет через 800. За это время изучение латыни уже станет традицией, коею не оспаривают и о разумности коей не задумываются - "так было всегда". Традиции вообще умирают очень не спеша. Вот скажем в военном деле, где по идее должен бы царить рационализм, есть такая штука - строевая подготовка. Когда-то она была частью боевой. Когда в атаку ходили строем и в бою тоже воевали строем. Ужe более полутора веков, как это стало неактуально. Кто только не пытался строевую подготовку отменить - аж целый фельдмаршал Монтгомери. А она никуда не делась. Чего же тогда от системы образования ждать?
Так вот в России в 18-м веке была аналогичная ситуация. Если человека научили французскому-немецкому-итальянскому, ну так при наличии тяги к знаниям дальше уже он сам найдет что прочитать и в каком из европейских университетов учиться. А потом вернется и послужит отечеству. А если языков не знает, то что ему можно доверить? Карьерный рост для него закрыт. Так что эта традиция была основана на вполне реальных обстоятельствах. И не так уж сильно их пережила - меньше чем на 100 лет.
|
</> |