"Отец", или О героях и броневиках
catherine_catty — 15.08.2024 С возрастом я осознала две вещи: что мне нравится музыка Верди и местами - пьесы Горького. Почему "местами"? потому что Алексей Максимович - прекрасный бытописатель. Но его подводит революционный энтузиазм. Пока у него в произведении герои выясняют отношения в рамках семьи - все прекрасно. Как только один из них (или несколько) влезает на броневик (хуже всего, что делает это он неожиданно, обычно беды ничто не предвещает) - "шеф, все пропало!". Действие неизменно скатывается в жуткий пафос.Спектакль Национального молодежного театра Башкирии "Отец" я смотрела в рамках фестиваля "Горькийфест". Поставлен он по пьесе "Последние", которая была написана в 1908 году. Кстати, изначально она так и называлась - "Отец" в антитезу к "Матери", название поменялось в процессе публикации.
Это история семьи Коломийцевых: Ивана, Софьи и пятерых их детей, а также Якова, брата главы семьи. В первом действии выявляются многие скелеты в шкафах у героев и зрители уже думают, что они пришли на весьма хорошо написанную семейную драму. Ага, щаз! Тут не просто герой на броневик влезает. Тут он с него и не слазает. Картина маслом: мать арестованного, который революционер (доказано) и террорист (не доказано), является к жене полицмейстера, на которого этот чувак покушался, и безапелляционно заявляет:
- Я пришла сказать, что мой сын не виновен, он не стрелял в вашего мужа — вы понимаете? Мой сын не мог покушаться на жизнь человека... он не террорист! Он, конечно, революционер, как все честные люди в России.... Супруг ваш ошибся, указав на него. Ошибка понятна, если хотите, но её необходимо исправить.
Супруга полицмейстера (это начальник полиции в крупном городе) теряется и "сильно волнуется":
- Как странно вы говорите... Вы — сильная.
- Я - мать...
И дальше в том же духе. Хуже того, эту же заразу (Да, я тоже рухнула от "Все честные люди в России - революционеры", знатная трава была у нашего Алексея Максимыча) подхватывают еще несколько персонажей. И началось: пафос, фальшь и прочее и прочее. Что мы имеем в результате?
Довольно интересны режиссура и оформление сцены В первом акте на сцене стоит мебель, причем не современная, а с закосом под старину, а во втором - только арки, которые подсвечены изнутри. Как я понимаю, таким образом внимание зрителей концентрируется на определенных персонажах. Несколько удивило начало спектакля: Яков делает гимнастические упражнения (нет, не это удивило) в одних подштанниках, которые потом оказались штанами, при жене брата (гусары, молчать!). То есть мы имеем просто вопиющее нарушение этикета, так приличные люди не поступали. А главное: что сие должно значить? Потом вполне взрослая девица Вера скачет по столу, не снимая ни верхней одежды, ни ботинок. Но это можно пережить, так что особых претензий к режиссеру Д. Хусниярову нет. В целом все вполне.
Что касается актеров, то просто гениальны были двое : Карина Фат-Ярмеева, сыгравшая горбунью Надежду, и Мельсик Петросян в роли околоточного надзирателя Якорева. Вот это был чистый восторг: "А что, так можно?" Хороши з.а. РБ Ренат Фатхиев и Дмитрий Гусев в роли братьев Ивана и Якова. Весьма неплохи з.а. РБ Светлана Бронникова (Любовь), Загир Ярулллин (Александр) и Асхат Никиев (Лещ). Очень поразила н.а. РБ Ольга Мусина в роли няни, которая сидела даже не на сцене, а в уголке зала, но чье присутствие и реплики оживляли повествование. То есть, с персонажами условно нейтральными или отрицательными все в порядке, им есть что играть. Но положительные персонажи - это жуть и кошмар. И не потому, что актеры плохие, а потому, что то, что написано у Горького, сыграть без фальши невозможно. Вот и выходит, что младшие дети Коломийцевых выглядят как картонные фигуры, а уж "госпожа Соколова", та самая неадекватная "мать революционэра", - вообще кадавр ходячий.
Резюме: если бы Алексей Максимович меньше думал о революции, его творчеству бы это сильно пошло на пользу. Режиссер и актеры сделали, что могли, но выше головы не прыгнешь.
Картинки с сайта https://teatrnmt.ru/spectacle/otecz-poslednie/
#горькийфест #максимгорький
|
</> |