Отец Фёдор и «День Нептуна»

Но именно на ее открытии и было раскритиковано мнение о. Федора Круглова: «отношение к духовенству на кораблях установилось действительно тяжелое, но в этом не столько было повинно офицерство, сколько прежний состав духовенства, набиравшийся из полуграмотного черного духовенства, совершенно не успевшего себя поставить <...> Три года тому назад почти все черное духовенство было заменено белым, и за истекшие три года уважение к духовенству выросло необычайно»3. С таким мнением пришлось столкнуться нашему герою.
Однако многие источники говорят об обратном. В частности, к такому выводу приводит и рапорт самого о. Федора Круглова от 20 января 1916 г.4 В тот момент он был штатным судовым священником крейсера «Орел» Сибирской флотилии. 8 ноября 1915 г. он вышел в заграничное плавание из Владивостока и вернулся 30 марта 1916 г. Это было учебное плавание, практика для учащихся Отдельных гардемаринских классов. В течение этого плавания крейсер пересекал экватор, следуя из Сингапура в Лабуан (Малайзия)5. На кораблях Российского флота, как и на других флотах существовала такая неписаная традиция как «праздник Нептуна». Всем, впервые пересекающим линию экватора по морю, необходимо пройти определенный обряд посвящения.
О. Федор знал о существующей традиции и степени укорененности ее в умах офицеров. Тем не менее, он был удивлен, что последние действительно планировали допустить проведение данного обряда во всех подробностях и по отношению ко всем «новичкам», т.е. тем, кто пересекал экватор впервые. Священник со всей серьезностью отнесся к «угрозе» данного события, рассуждал, что как иерей и как просто христианин не видит смысла и считает «даже кощунственною мысль о насильственном погружении <�…> в купель, посвященную языческому богу, и о принятии <�…> на себя видимого образа врага рода человеческого – диавола и его присных – чертей»1. Тем более, полагал священник, на корабле учащиеся, им нужно подать добрый пример – отслужить молебен, например. Не совсем понятно, высказал ли он данное предложение или только обдумал, но ясно, что по какой-то причине наш герой решил, что языческий обычай будет или отменен или видоизменен так, чтобы «устранить в нем то, что не должно иметь место на русском военном корабле»2 .
18 января 1916 г. крейсер пересекал экватор. О. Федор находился в своей каюте и вдруг услышал громкий шум, который сложился из игры на каких-то музыкальных инструментах, криков толпы и хохота. В наступившей на мгновенье тишине он расслышал знакомый голос мичмана, который кричал «крестить попа!». «Инстинктивно» священник закрыл каюту на ключ изнутри, но это его не спасло, спустя некоторое время разгоряченная весельем толпа просто-напросто выбила дверь. Священник писал, что из-за масок и костюмов не узнал личностей тех, кто именно пришел к нему, видел только «незнакомых мне совершенно людей – чертей, для которых слова уже не закон». Он успел сказать «господа, вы совершаете дерзкое насилие над священником», после чего был вынесен на руках наверх. Тут присоединились матросы, они направили священнику в лицо шланг, облили водой и потащили далее. Офицеры, гардемарины, матросы, незнакомые люди в костюмах, все были чрезвычайно рады и веселы, со смехом опустили священника в чан с водой несколько раз. Кое-как выбравшись и освободившись, о. Федор отправился в свою каюту, где его ждало еще одно потрясение – вся она была разгромлена, личные вещи и бумаги залиты водой и т.д. В расстроенных чувствах он направился к судовому врачу Н.Н. Кузнецову. Это также показательно – священник и врач ближе всего находились друг к другу по своему положению, врач посочувствовал ему и рекомендовал прилечь3.
Из статьи Е.В. Коноплёвой. Целиком статью можно прочесть здесь
|
</> |