ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГРУЗИИ ПО ПОЛНОМАСШТАБНОЙ АГРЕССИИ РФ

топ 100 блогов blumgardt18.08.2010
 ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГРУЗИИ ПО ПОЛНОМАСШТАБНОЙ АГРЕССИИ РФ ВВЕДЕНИЕ

В 2008 году Российская Федерация осуществила полномасштабную военную агрессию против суверенного соседнего государства. Это была попытка России решения многолетней агрессивной политики в отношении грузинского государства силовым методом. Вместо урегулирования конфликтов мирным путем, Россия перманентно занималась разжиганием конфликтов, вмешивалась в грузинскую политику, снабжала сепаратистов оружием и несмотря на то, что находилась в Грузии в качестве «миротворца» ничего не предпринимала для пресечения этнических чисток грузинского населения проживающего в сепаратистских регионах.Напротив, Россия стремилась к полной аннексии Грузии с применением военной силы. Главной целью России было и остается: аннексия территории Грузии, свержение законного правительства, создание угрозы независимой грузинской государственности, попрание суверенитета страны и доказательство, как своему непосредственному соседу, так и западному миру, что именно она контролирует «сферу привилегированных интересов».
Российская Федерация лишь частично достигла цели – на сегодняшний день ею оккупированы неотъемлемые части Грузии- Абхазия и Цхинвальский регион, которые до августа 2008 года под видом «миротворцев» контролировали российские военные и силовые структуры.



Данный документ является Отчетом правительства Грузии по августовскому конфликту. Цель руководства страны - ознакомить посредством отчета широкую общественность с деталями и целями конфликта, подать всеобъемлющую и прозрачную информацию о политической ситуации в стране, изменчивом характере грузино-российских отношений и усилий Грузии по урегулированию конфликтов мирным путем. В документе изложены текущие политические процессы, история конфликта, а также шаги грузинского руководства предпринимаемые в отношении провокаций, инспирированных и осуществленных Россией. В Отчете проанализирована политика основных участников этого процесса на разных этапах конфликта, их ключевые решения и действия. Основными участниками процессов изложенных в документе являются:

- Российская Федерация и ее марионеточные режимы Цхинвальского региона и Абхазии;
- Правительство Грузии и политические структуры;
- Международное сообщество, в том числе основные международные организации.

К отчету прилагается перечень документов юридического, политического и военного содержания.

Глава 1: Генезис конфликта


1989-1994

1.1. Распад СССР; попытка России сохранить влияние в бывших советских республиках; создание СНГ

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, в период необратимого ослабления правления СССР, в Грузии вспыхнуло национально-освободительное движение. Начались активные действия против советской власти, в том числе публичные протестные выступления. В свою очередь, протестная волна вызвала репрессивные методы со стороны республиканского и центрального коммунистического руководства, что выражалось, как в разгоне мирных демонстраций и преследовании лидеров национально-освободительного движения, так и в содействии гражданского и межэтнического противостояния. Политизированием искусственно созданных процессов создавались и разжигались внутренние конфликты, что обострило обстановку в Абхазии и Цхинвальском регионе.

31 марта 1991 года был принят Акт независимости Грузии на основании референдума на территории всей страны (в том числе в Абхазской автономной Советской Социалистической Республике и Юго-Осетинской автономной области). Территория Грузии зафиксирована положением 21 декабря 1921 года.

8 декабря 1991 года бывшими советскими республиками подписывается Беловежское соглашение о распаде СССР. Создается русоцентристское Содружество Независимых Государств (СНГ), на вступление в которое отказываются Грузия и три прибалтийские республики.

1.2. Попытка проведения Грузией независимой политики


В 1991 году политические процессы в Грузии определяет пользующееся огромной поддержкой общества национально-освободительное движение, целью которого является восстановление независимой грузинской государственности. Основным союзником и ориентиром в этой борьбе им представляется Запад. Итак, Грузия, в отличие от бывших союзных республик, выбирает иной путь политического развития.

Одновременно, в стране начинается формирование посткоммунистических государственных институтов. Перед властями встает задача безотлагательного решения вопросов первой необходимости. Нужно проводить коренные трансформационные реформы в политической, экономической, военной, социальной и других сферах.

Национальные интересы основанные на общественном консенсусе, подразумевающие западную внешне-политическую ориентацию, как стратегический курс развития страны, оказались несовместимыми с политическими целями России, что и превратило Грузию в объект нападок. Практически сразу после распада СССР, Россия развязала целенаправленную борьбу против государственности Грузии.

Основной методологией борьбы использовалось инспирирование этнического противостояния и их разжигание в созданных советской властью грузинских автономиях, где уже заранее была подготовлена благодатная почва путем формирования и культивирования местных сепаратистски настроенных элит. Абхазская политическая элита настолько была зависима от России, что даже не смогла адекватно воспринять и оценить предложенный грузинским руководством паритет, основанный на сокращении представителей грузинской национальности в Верховный Совет автономной республики. Тогда как руководство страны пыталось привести в соответствие внутреннюю политику в отношении с автономной республикой, Россия активно содействовала принципиальному противостоянию новообразованных политических элит в столице Грузии, играя на их различных взглядах, в надежде вызвать внутренний конфликт.

В результате, гражданское противостояние действительно имело место быть, как в Тбилиси, так и в автономиях. На фоне слабых государственных институтов существенную функцию приобретали организованные криминальные группировки и военизированные формирования.

Это касается не без посторонней помощи усилившихся местных элит, как в Тбилиси, так в Сухуми и Цхинвали. Прикрывающиеся национальной идеологией группы активно противодействовали друг другу, что повлекло за собой несогласие внутри общества, попрание личной собственности, разрушение и разграбливание государственных объектов, притеснение населения, воровство, разбой. И все это имело конечную цель – ярлык этнической розни.

Примечательно, что все эти группировки приобретали оружие и боеприпасы на российских военных базах, расположенных как на территории Грузии, так и России. Параллельно с эскалацией военных действий, сепаратистов обучивали российские военные инструкторы. В руках сепаратистов оказалось огромное количество смертоносного вооружения. И если в первые дни конфликта стреляли мелкокалиберными пистолетами и автоматическим огнестрельным оружием, то вскоре в распоряжении незаконных вооруженных формирований оказались танки, бронетехника, крупнокалиберные минометы, пушки и т.д. (Например, 14 августа 1992 года 643 зенитно-ракетный полк российских вооруженных сил передал абхазским сепаратистам 984 автомата, 267 пистолетов, 18 пулеметов, 600 сигнальных ракет, более 500 гранат, боеприпасы, военную и инженерную технику, обмундирование и продовольствие).

Разжигание межэтнической розни не ограничивалось лишь местным населением. При содействии российских спецслужб на Северном Кавказе были созданы специальные пункты мобилизации добровольцев, откуда организованно отправляли боевиков в горячие точки Грузии. Таким образом оказались вовлеченными в конфликт казаки, также чеченцы, ингуши, армяне и другие представители кавказских народов.

Российские вооруженные силы перешли к активным действиям на решающем этапе конфликта. Они уже открыто учавствовали в боевых операциях и уже помимо спецподразделений и десантников, к делу были подключены артиллерия и авиация. Так, в Абхазии был сбит боевой самолет Су-27 управляемый российским пилотом. В ответ на это последовало циничное заявление министра обороны России о перемаркировке грузинами собственных самолетов.

24 июня 1992 года было подписано Сочинское (Дагомысское) соглашение по урегулированию принципов грузино-осетинского конфликта. Это был документ двустороннего соглашения между Россией и Грузией.

Для прекращения кровопролития в Абхазии, было подписано несколько договоров по прекращению огня, в том числе от 3 сентября 1992 года и от 27 июля 1993 года, однако российская регулярная армия и сепаратистские вооруженные формирования нарушили все эти договоренности. После подписания договора от 3 сентября 1992 года, месяц спустя, 1-3 октября в г. Гагры была осуществлена этническая чистка грузинского населения и проведены массовые расстрелы. Аналогично был нарушен договор от 27 июля 1993 года, согласно которого, грузинская сторона демилитаризировала г.Сухуми. В ответ, 16 сентября сепаратистские войска при мощной поддержке российской армии атаковали город, что завершилось этнической чисткой грузинского населения и падением Сухуми 27 сентября.

Российские спецслужбы и армия смогли достичь заданной цели в Абхазии и Цхинвальском регионе. Центральная власть Грузии утратила контроль над этими регионами. Итог – тысячи убитых по национальному признаку и сотни тысяч насильственно изгнанных с родных домов. Так в Абхазии, в результате этнических чисток и массовой эмиграции осталось всего 20-25% населения довоенной Абхазии. Для сохранения достигнутого, России понадобилось оформить существующее статус-кво по дипломатическим каналам, что она и сумела сделать, заключив договор о прекращении огня.Параллельно, в целях предотвращения дальнейших провокаций со стороны России, Грузия была вынуждена вступить в СНГ, а 9 декабря 1993 года присоединиться к Договору о коллективной безопасности Содружества.

14 мая 1994 года было заключено Московское соглашение «О невозобновлении огня и разъединении сил в Абхазии», что легло в основу и определило все дальнейшие форматы. В создавшейся ситуации Россия смогла присвоить статус единственной организованной силы в регионе и играть роль «посредника» и «миротворца» в ею же самой инспирированном конфликте. И уже существующим в регионе российским воинским частям был придан статус «миротворца».

В обеих конфликтных зонах были созданы т.н. «миротворческие форматы», которые в дальнейшем полностью определяли и контролировали существующее там положение. Фактически, эти форматы дали России эксклюзивные права на миротворчество и посредничество. Дипломатически, российский военный контингент в Абхазии был назван «миротворческим контингентом СНГ», который реально был сформирован исключительно гражданами РФ. В Цхинвали, наряду с грузинами были представлены «миротворцы» России и Северной Осетии, то есть Россия была представлена удвоенным контингентом своих военных.

Согласно Сочинскому/Дагомысскому и Московскому соглашениям, «миротворческие» силы расположенные в Абхазии и Цхинвальском регионе реально никто не подготавливал к миротворческой миссии. Это были обычные мотострелковые подразделения, которые фактически, к тому же по обговоренному мандату, были наделены оккупационными функциями.

1.3. Вовлеченность международных институтов

Несмотря на существующее положение дел, Грузия, посредством внешней дипломатии, пыталась активизировать процесс урегулирования конфликтов. Все усилия были направлены на вовлечение и подключение в текущие в конфликтном регионе процессы международных организаций и межгосударственных институтов. Вскоре выявилась тенденция распределения ролей среди международных организаций в регионе, в частности, ООН доминировала в Абхазии, ОБСЕ – в Цхинвальском регионе.

Миссия ОБСЕ в Грузии

6 ноября 1992 года в Грузии была создана Миссия ОБСЕ. В ее мандат, наряду с другими функциями, входил Цхинвальский регион и являлся приоритетным направлением . В это направление входил мониторинг общей ситуации и содействие миротворческим процессам. Позднее ОБСЕ и в Абхазии открыло офис по мониторингу прав человека. Следует отметить, что до августовской войны в Цхинвальском регионе находилось всего восемь военных наблюдателей ОБСЕ и несмотря на неоднократные аргументированные требования грузинской стороны об увеличении числа наблюдатей ОБСЕ в регионе, сепаратисты и российская сторона, используя различные рычаги давления, блокировали принятие решения по данному вопросу.

Вырисовалась цель России – свести роль ОБСЕ до второстепенного субъекта и представить эту организацию, как несущественную в происходящих процессах. Вместе с тем, Россия стремилась представить единственно действующей структурой, контролируемую ею абсолютно неэффективную Смешанную Контрольную Комиссию (СКК), создавая иллюзию миротворческого процесса.

Миссия наблюдателей ООН в Абхазии

9 июля 1993 года Совет Безопасности ООН принял первую резолюцию 849 (1993), согласно которой Генеральному секретарю и его специальному представителю поручено содействие сторонам по достижению соглашения по прекращению огня в Абхазии. За ней последовали резолюции Совета Безопасности от 6 августа 854 (1993), от 24 августа 858 (1993) и от 4 ноября 881 (1993), согласно которым закладывалось основание для Миссии военных наблюдателей ООН в Абхазии (Грузия).

После подписания договора от 14 мая 1994 года, Совет Безопасности, 21 июля, принимает резолюцию 937 (1994), согласно которой увеличивается численность военных наблюдателей в зоне конфликта до 136 и определяется мандат миссии.

Несмотря на удовлетворительный оперативный ресурс, наблюдательная миссия, с помощью России, как и в случае с ОБСЕ, оказалась на втором плане. Россия сумела придать СНГ, реально же российским «миротворцам» ведущую роль. Подобное положение дел давало России полную свободу действий по игнорированию существующих договоренностей и беспрепятственным военно-политическим манипуляциям.

Усилия международного сообщества, фактически, не возымели результатов. Что и было зафиксировано в заявлении Будапештского министериала ОБСЕ 1994 года. В принятом заявлении государства-участники выразили озабоченность по поводу односторонних действий де-факто властей Абхазии 26 ноября 1994 года. В частности, как говорилось в заявлении, подобные действия подрывают усилия ОБСЕ и ООН направить решение конфликта в мирное политическое русло, путем переговоров.Государства-участники выражали глубокую озабоченность по поводу «этнической чистки», массового выдворения из родных домов этнических грузин и гибели множества невинных людей.

Нарушение принятых абхазскими де-факто властями обязательств перед международными организациями зафиксировано в ряде резолюциий ООН того периода: 892(1993), 896(1994),906(1994), 937 (1994).

В результате вышеизложенного, России удалось ослабить государственность Грузии и минимизировать шанс развития страны по нарастающей. «Синдром поражения в войне», гражданское и этническое противостояние, множество беженцев и вынужденно перемещенных лиц, разрушенная экономика и слабость государственных институтов создавали реальную опасность, того, что Грузия не сможет избавиться от влияния России.

Глава II: «Замороженные» конфликты


1994 – 1999

2.1. Общий обзор


В 1994-1999 годы Российская Федерация имела в Грузии определенное статус-кво, что вполне входило в ее интересы. Россия смогла добиться гражданского противостояния и инспирировать этно-политические конфликты, равно, как и посеять рознь между кавказскими народами. Она, как одна к тому времени организованная региональная сила управляющая процессами на Кавказе, создала иллюзорное мнение, что является единственным гарантом мира и стабильности в кавказском регионе.

Россия полностью контролировала ситуацию в Абхазии и Цхинвальском регионе. Обычным делом стало невыполнение взятых миротворческим мандатом обязательств. Не выполнялось ни одно принципиальное обязательство, в числе которых важнейшим являлось создание должных условий для безопасного и достойного возвращения изгнанного населения в родные места и содействие в восстановлении доверия.

Одновременно, Россия продолжала активную, то явную, то скрытую поддержку сепаратистских властей; на территории Грузии располагалось 4 российских военных базы (в Тбилиси, Ахалкалаки, Батуми и Гудаута); полностью контролировала режим Аслана Абашидзе в Аджарской автономной республике; принимала участие в определении кадровой политики страны.

Основное внимание руководства Грузии на тот период было направлено на ликвидацию материальных, политических и социальных последствий прошедших в стране войн.

2.2. Текущие процессы в зонах конфликтов

С начала 90-ых годов Россия фактически контролировала значительную часть Цхинвальского региона и почти всю Абхазию, за исключением Кодорского ущелья. Под покровительством России в Сухуми и Цхинвали по этническому признаку сформировались марионеточные «политические элиты», на которых были возложены функции властей. Вместе с тем, с целью их контроля на местах, Москва на руководящие должности в правительстве и силовых ведомствах назначала российских граждан, как чиновников различных ведомств, так и представителей своих спецслужб. Марионеточные режимы Сухуми и Цхинвали активно финансировались из Москвы по различным каналам и практически превратились в российские дотационные регионы. На этих территориях в обороте были российские рубли, вкладывались российские инвестиции, закрепилась практика захвата и продажи собственности изгнанного с родных мест грузинского населения. Регионы полностью привязывались к России, как в политическом, так и в социальном, культурно-экономическом плане. Более всего это проявилось в Цхинвальском регионе, который вконец сформировался в анклав и сообщался с Россией посредством Рокского перевала.

За этот период экономика регионов претерпела полнейшую деградацию. Никто не думал о восстановлении разрушенной вследствие войны инфраструктуры Абхазии. Ее туристический потенциал был сведен к минимуму. Регион существовал за счет контрабанды российских товаров на остальную территорию Грузии, ценой варварского подхода к окружающей среде - продажей нещадно вырубленного уникального леса, обслугой немногочисленных отдыхающих из России и российской дотации.

В Цхинвальском регионе окончательно сложился криминальный режим источником дохода которого являлись контрабанда спирта и горючего, продажа награбленного и угнанных машин в Россию, разбой и грабеж. Вместе с тем, сепаратистские власти щедро дотировались из Москвы, что, конечно же, никак не отражалось на населении и оседало в карманах криминального руководства. Еще одним источником дохода цхинвальского криминального режима была т.н. таможенная пошлина, взимаемая с грузов проходящих по Транскавказской магистрали. Этой трассой активно пользовались Армения и контингент российских военных баз.

И Абхазия и Цхинвальский регион превратились в убежище и «рай» для криминалов всех мастей, здесь расцвели пышным цветом наркотрафик, контрабанда, похищения людей и вымогательство. Любая, пусть даже мизерная, экономическая активность (в том числе и крестьянском хозяйстве – сбор цитрусовых, орехи и др. сельскохозяйственная продукция) контролировалась криминальными группировками.

Наглядным примером политического курса России может послужить ситуация создавшаяся в связи с ратификацией рамочного договора «О дружбе и добрососедстве» между Грузией и Российской Федерацией. Договор был подписан в 1994 году в ходе официального визита президента РФ Бориса Ельцина в Грузию. Позднее Грузия ратифицировала этот договор, Россия же – нет. Разумеется, Россия не желала устанавливать с Грузией общепризнанные границы.

С 1997 года руководство Грузии прилагает усилия для активизации процесса урегулирования конфликтов, пытаясь их «интернационализировать». В таком случае Россия утратит эксклюзивные права «миротворца» в регионе, уступив место другим международным игрокам. В результате, в ноябре 1997 года под эгидой ООН состоялись женевские переговоры. Активизировалась «Группа друзей Генсека ООН» в состав которой вошли: Франция, Германия, Великобритания, США и Россия. Все последующие переговоры рассматривались в этом формате. На месте был задействован один из механизмов рабочей группы по вопросам безопасности, т.н. «Чубурхинджские четырехсторонние встречи», однако и там ведущая роль была за Россией.

К тому же периоду относится и план министра иностранных дел Российской Федерации Евгения Примакова о создании «единого государства». Грузинам и абхазам предлагалось жить в «общем государстве», но сначала грузины априори должны были признать независимость Абхазии, после чего два независимых субъекта под единоличным наблюдением России создали бы общее государство. Причем Россия категорически исключила участие в этом процессе мирового сообщества в какой-либо форме. Согласно плана, субъекты названного образования оставляли за собой право выхода из общего государства. Рассматривался также вариант «союзного» государства. Здесь же следовало бы отметить, что с государственными объединениями подобного типа мировое право не знакомо.

В 1997 году на встрече Эдуарда Шеварднадзе с Владиславом Ардзинба в Тбилиси, было сделано совместное заявление о невозобновлении огня. Но в мае 1998 года в Гальском районе была проведена этническая чистка грузинского населения. Российские миротворцы, наделенные мандатом обеспечения безопасности мирного населения в зоне кофликта, не предприняли никаких шагов для предотвращения и пресечения этнической чистки грузин абхазскими сепаратистами в Гали, после чего последовала очередная волна изгнанного с родных мест населения.

В истории конфликта Цхинвальского региона вызывают внимание контакты Шеварднадзе –Чибирова. Людвиг Чибиров появился в Цхинвали на ведущих позициях с 1993 года, когда стал де-факто председателем «Верховного Совета РЮО» и главой «государства».

Обстановка с активного военного противостояния постепенно перешла в фазу стагнации. В регионе воцарилась обстановка спиртовой контрабанды в особо большом количестве. Отдельные грузино-осетинские группировки оперативно нашли общий язык, с тем чтобы перегонять контрабандные грузы из России в Грузию и обратно. Именно в этот период в динамике конфликта наблюдается некоторое потепление.

В 1996 году был задействован «Эргнетский рынок», на котором шла торговля контрабандным товаром. Рынок стал местом пересечения интересов сепаратистских лидеров, командования российских «миротворцев», криминалов и коррумпированных чиновников, так как был источником огромных доходов. Через этот рынок из России в Грузию и через Цхинвальский регион в Россию проходило контрабандного товара порядка на миллиард долларов. Посредством Эргнетского рынка на остальную территорию Грузии поставлялись оружие и наркотики. С полученных доходов финансировались криминальные группировки и сепаратистский режим. С 1996 года с осетинской стороны рынок контролировала семья «президента Южной Осетии» Чибирова. Что касается грузинской стороны, согласие на открытие рынка было из соображений «сближения населения на торговых отношениях».

Вслед за реализацией общих бизнес-интересов последовали встречи политических лидеров. Точкой отсчета в этом направлении стал подписанный 16 мая 1996 года в Москве Меморандум «О мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте».

Интенсивный характер приняли встречи Шеварднадзе-Чибиров: 1996 год-Владикавказ; 1997 год - Джава; 1998 год – Боржоми. В ходе этих встреч наблюдалась позитивная динамика. Начался разговор о возвращении беженцев, экономическом развитии с акцентом на зону конфликта, безопасности населения с перспективой дальнейшего урегулирования положения и т.д.

Обстановка в зоне конфликта частично улучшилась. Общие бизнес-интересы послужили сближению населения, ощутимо ослабло напряжение. Хотя это все основывалось на контрабандной торговле, что, соответственно, перманентно заканчивалось недополучением в бюджет и тормозило развитие государственных институтов Грузии.

Позитивная динамика прекратилась, как только Грузия направила политический вектор в сторону Запада, а в Южной Осетии президентом «избрали» Эдуарда Кокойты. Посадив Кокойты в президентское кресло, Россия преследовала одну цель – накалить обстановку в регионе.

Таким образом, Россия надолго замедлила естественное стремление Грузии в евроатлантическое пространство, практически контролируя политическую волю страны. Страна все еще экономически была привязана к России, общество - разрозненно и антагонистично. К тому же, Россия манипулировала противостоянием в обществе, а попытка международного сообщества - разработка действенных механизмов урегулирования конфликта - закончилась поражением. Рычаги «размораживания» и «детонирования» «замороженных» конфликтов находились в руках России и она по-прежнему оставалась хозяином положения.


Продолжение отчета>>





Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно в Российском академическом Молодежном театре поставили спектакль по роману Роберта Стивенсона "Остров сокровищ" с очень интересными костюмами. О том, как создавались эти костюмы и образы, рассказывают художница по костюмам Мария Данилова и заведующая художественно-костюмерной ...
К югу от городка Lödöse (не знаю, как перевести на русский), есть замечательная вилла, чей год постройки датируется 1880 г. В июне выставлялась на продажу и тут же была куплена. Из базы предложение уже удалено, для интереса даже цену не увидишь. Остались только фотографии, гуляющие по сет ...
Песня "And I Love Her" была написана Полом Маккартни с участием Джона Леннона в 1964 году.Основной гитарный рифф песни придумал Джордж Харрисон. Песня вошла в альбом "The Beatles" - "A Hard Day’s Night". Джон Леннон назвал "And I Love Her" первой "Yesterday" Пола Маккартни. Песня ...
Получилось так, что Принц Чарльз и Уильям встречались с одними и теми же людьми.И интересно встретит ли Джордж когда вырастет кого либо из этих людей? и и и ...
Об этом сборнике в сообществе был пост , в котором maiorova написала: Я сама данный зин ещё в руках не держала и даже не видела. Но я вам его прорекламирую из принципиальных соображений. Прочитав этот пост, я решила непременно приобрести сборник зин. Слово "зин" я раньше не ...