От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69
5koleso — 13.05.2023Этот бесхитростный и даже грубоватый внедорожник стал лицом нескольких эпох, прожив на конвейере от времени Сталина до Брежнева. А еще он оброс экзотическими модификациями. Причем, даже импортными...
ТРУЖЕНИК И ВОИН
Первые образцы ГАЗ-69 с собственным именем «Труженик» появились еще в 1948‑м. На доводку машины и подготовку производства ушло пять лет. Первые серийные автомобили появились в 1953‑м, когда в стране начиналась новая эпоха.
Вообще, ему все-таки больше подходило имя «Воин», ведь основными заказчиками были военные. Но в серию машина, все равно, пошла без имени. Зато вскоре появилось народное прозвище «козел», ласковее — «козлик». Так машину прозвали за прыгучесть, обусловленную прочной, но жесткой, особенно на мало загруженном автомобиле, подвеской.
Те, кто проектировали автомобиль, призванный сменить ГАЗ-67 вряд ли думали, что машина простоит на конвейере почти четверть века.
ИЗ ГОРЬКОГО В УЛЬЯНОВСК
ГАЗ-69, в отличие от ГАЗ-67, еще, по сути предвоенной конструкции и американского Willys, на который тогда ориентировались все создатели внедорожников в мире, был более комфортен: получил двери с брезентовыми боковинами, электростеклоочистители и даже отопитель!
А еще, автомобиль имел амортизаторы двухстороннего действия и даже коробку передач с синхронизаторами на 2‑й и 3‑й скоростях. Силовой агрегат — двигатель объемом 2,1 л мощностью 52 л. с. и трехступенчатая коробка 69‑го были унифицированы с «победовскими». Хорошие тяговые качества обеспечивала понижающая передача — 2.78.
В Горьком машины делали всего-то три года. В 1956‑м производство передали на Ульяновский завод, выпускавший во время войны ЗИС-5, а затем ГАЗ-ММ. В Ульяновске автомобили делали еще шестнадцать лет. Автомобиль сохранял официальное имя ГАЗ-69. УАЗом козлик не звали ни официально, ни в народе, хотя на капоте со временем и появилась соответствующая выштамповка — УАЗ.
МЕЧТА НАРОДНАЯ… СО ШПИНГАЛЕТОМ
Впервые в СССР легковой автомобиль повышенной проходимости выпускали в двух модификациях. Основная — ГАЗ-69 — с лавками по бортам кузова, которые можно было убрать, превратив автомобиль в грузовик. Общая вместимость — восемь человек. Модификация 69А, выпуск которой начали в 1954‑м — так называемая командирская, легковая: четыре двери, сзади пусть и не идеально комфортный, но диван. Такую машину предназначали старшим офицерам, председателям колхозов и даже районному начальству.
Увы, частникам ГАЗ-69 в Союзе не продавали. Даже колхозные руководители ездили на «коллективных», а не собственных 69‑х. Исключения — редчайшие. Скажем, «газик», среди других автомобилей был у живого классика советской литературы М. А. Шолохова.
А мечтали о «козлике» тысячи советских граждан не только в деревнях, но и даже и горожан, любящих вылазки на природу или, по тем или иным причинам, вынужденные их совершать.
Впрочем, отдельные граждане по специальному разрешению все же приобретали подержанные машины и сталкивались с необычными для владельцев обычных легковых автомобилей проблемами.
Ведь ни капот, ни двери ГАЗ-69, ни то, что условно можно считать багажником — пространство за задним диваном с доступом через откидной борт, не имели запирающихся замков.
Проблему дверей решали обычно установкой хоть какого-то замка в водительскую дверь. Остальные двери запирали изнутри простейшими задвижками — шпингалетами, теми, что в квартирах тех лет ставили на дверях санузлов и стенных шкафов.
Брезентовый тент для личного автомобиля и нашего климата тоже — не самый лучший вариант, поэтому многие самостоятельно сооружали, как и из чего могли, жесткие крыши — колпаки. Чаще всего по типу машин милиции, которые строили государственные ремзаводы. В ход шли деревянные рейки или нехитрые стальные профили, жесть или просто фанера.
ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ БЫЛО!
ГАЗ-69 стал обрастать модификациями еще в середине 1950‑х. В основном, правда, опытными. Построили экспериментальные версии с задним приводом — фургон ГАЗ-19 и почтовый автомобиль с окнами — ГАЗ-19А.
А вот военные амфибии ГАЗ-46 (они же МАВ — малый автомобиль водоплавающий), с которым 69‑й поделился агрегатами, выпускали поточно. В той же степени, как 46‑й родственником 69‑го стал ГАЗ-М72 — полноприводная «Победа» с агрегатами «козлика».
После приезда в 1956‑м на ГАЗ Н.С. Хрущева, высказавшего идею создания автомобиля, который мог бы ехать там, где ходят олени, построили несколько экспериментальных образцов самых причудливых концепций. Были машины на гусеницах и лыжах, с фрезой с гидравлическим подъемником для резки снега, на огромных стальных колесах. На УАЗе из 69‑го в сделали даже маленький опытный седельный тягач и самосвал.
Множество заводов по всей стране делали из «козликов» самые разные мелкосерийные конструкции. Скажем, был вариант уборочной машины для коммунальной службы Москвы. Относительно компактный автомобиль мог ведь убирать и тротуары.
Необычный пожарный ГАЗ-69 с удлиненным задним свесом и дополнительными дверями сделали для пионерлагеря «Артек» в единственном, видимо, экземпляре.
Поскольку сам ульяновский завод машин с жесткими крышами серийно не выпускал, этим, помимо немногочисленных частников, занимались несколько ремзаводов в разных городах Союза. Помимо милицейских машин с дверью в задней стенке — в отсек где возили задержанных, ну или розыскных собак, делали и аналогичные пассажирские автомобили.
Самым элегантным стал продукт Тартуского авторемонтного завода, больше известного в СССР продуктовыми фургонами на шасси ГАЗ. Универсал на основе ГАЗ-69А имел даже собственное название — ТА-24.
Совсем уж необычные машины делала эстонская «Сельхозтехника» в поселке Нуйа. Кузов представлял собой гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52. Получился симпатичный, вместительный универсал.
КОЗЕЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК
Теперь трудно представить, что «козлики» экспортировали в пятьдесят с лишним стран. Для экспорта выпускали, в частности, версии 69М и 69АМ с моторами увеличенного объема: 2,43 л мощностью 62 и 66 л. с.
В некоторых странах советские автомобили самостоятельно дорабатывали. Так в Исландия, где климат не способствовал эксплуатации машин с брезентовой крышей и боковинами, для ГАЗ-69 самостоятельно делали свои варианты закрытых кузовов. В Исландии же соорудили и оригинальный пожарный автомобиль на базе «козлика» с удлиненной базой.
В 1965 году на ярмарке в Дамаске выставили автомобиль, очень напоминающий Land Rover. Однако на передке у него красовалась русскоязычная надпись «Ульяновец». Такие машины с полукустарными кузовами в Сирии сооружали самостоятельно на закупленных в СССР шасси ГАЗ-69.
ГАЗ-69 скопировали в Румынии и делали под маркой ARO. Правда, почти сразу с иными моторами в 77, а потом и 80 л. с. и другими изменениями. Но внешность нашего «газика» сохраняли вплоть до 1977 года.
ПРЫЖОК В ИСТОРИЮ
Со временем, многие сильно изношенные «козлики» перешли-таки в частные руки. Часть машин пережили тюнинговые вмешательства умельцев, в той или иной мере серьезные. Ставили не только поздние агрегаты, но и переделывали кузова.
Но в особой цене сегодня, как водится, «газики» приведенные в оригинальное или хотя бы близкое к оригинальному состояние: с родными агрегатами, с брезентовым тентом и аутентичным салоном. То есть тем, что в данном случае салоном можно назвать лишь условно. Кто был 70 лет назад мог представить себе столь бережное отношение к непретенциозному, простецкому «козлу»!
Что ещё почитать:
История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги»
Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР
Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
|
</> |