От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69

топ 100 блогов 5koleso13.05.2023
Этот бесхитростный и даже грубоватый внедорожник стал лицом нескольких эпох, прожив на конвейере от времени Сталина до Брежнева. А еще он оброс экзотическими модификациями. Причем, даже импортными...
ТРУЖЕНИК И ВОИН
Первые образцы ГАЗ-69 с собственным именем «Труженик» появились еще в 1948‑м. На доводку машины и подготовку производства ушло пять лет. Первые серийные автомобили появились в 1953‑м, когда в стране начиналась новая эпоха.

Вообще, ему все-таки больше подходило имя «Воин», ведь основными заказчиками были военные. Но в серию машина, все равно, пошла без имени. Зато вскоре появилось народное прозвище «козел», ласковее — «козлик». Так машину прозвали за прыгучесть, обусловленную прочной, но жесткой, особенно на мало загруженном автомобиле, подвеской.

Базовый восьмиместный ГАЗ-69.
Базовый восьмиместный ГАЗ-69.

Те, кто проектировали автомобиль, призванный сменить ГАЗ-67 вряд ли думали, что машина простоит на конвейере почти четверть века.

ИЗ ГОРЬКОГО В УЛЬЯНОВСК

ГАЗ-69, в отличие от ГАЗ-67, еще, по сути предвоенной конструкции и американского Willys, на который тогда ориентировались все создатели внедорожников в мире, был более комфортен: получил двери с брезентовыми боковинами, электростеклоочистители и даже отопитель!

А еще, автомобиль имел амортизаторы двухстороннего действия и даже коробку передач с синхронизаторами на 2‑й и 3‑й скоростях. Силовой агрегат — двигатель объемом 2,1 л мощностью 52 л. с. и трехступенчатая коробка 69‑го были унифицированы с «победовскими». Хорошие тяговые качества обеспечивала понижающая передача — 2.78.

В Горьком машины делали всего-то три года. В 1956‑м производство передали на Ульяновский завод, выпускавший во время войны ЗИС-5, а затем ГАЗ-ММ. В Ульяновске автомобили делали еще шестнадцать лет. Автомобиль сохранял официальное имя ГАЗ-69. УАЗом козлик не звали ни официально, ни в народе, хотя на капоте со временем и появилась соответствующая выштамповка — УАЗ.

МЕЧТА НАРОДНАЯ… СО ШПИНГАЛЕТОМ

Впервые в СССР легковой автомобиль повышенной проходимости выпускали в двух модификациях. Основная — ГАЗ-69 — с лавками по бортам кузова, которые можно было убрать, превратив автомобиль в грузовик. Общая вместимость — восемь человек. Модификация 69А, выпуск которой начали в 1954‑м — так называемая командирская, легковая: четыре двери, сзади пусть и не идеально комфортный, но диван. Такую машину предназначали старшим офицерам, председателям колхозов и даже районному начальству.

Увы, частникам ГАЗ-69 в Союзе не продавали. Даже колхозные руководители ездили на «коллективных», а не собственных 69‑х. Исключения — редчайшие. Скажем, «газик», среди других автомобилей был у живого классика советской литературы М. А. Шолохова.

А мечтали о «козлике» тысячи советских граждан не только в деревнях, но и даже и горожан, любящих вылазки на природу или, по тем или иным причинам, вынужденные их совершать.

Впрочем, отдельные граждане по специальному разрешению все же приобретали подержанные машины и сталкивались с необычными для владельцев обычных легковых автомобилей проблемами.

Так называемый командирский пятиместный ГАЗ-69А.
Так называемый командирский пятиместный ГАЗ-69А.

Ведь ни капот, ни двери ГАЗ-69, ни то, что условно можно считать багажником — пространство за задним диваном с доступом через откидной борт, не имели запирающихся замков.

Проблему дверей решали обычно установкой хоть какого-то замка в водительскую дверь. Остальные двери запирали изнутри простейшими задвижками — шпингалетами, теми, что в квартирах тех лет ставили на дверях санузлов и стенных шкафов.

Брезентовый тент для личного автомобиля и нашего климата тоже — не самый лучший вариант, поэтому многие самостоятельно сооружали, как и из чего могли, жесткие крыши — колпаки. Чаще всего по типу машин милиции, которые строили государственные ремзаводы. В ход шли деревянные рейки или нехитрые стальные профили, жесть или просто фанера.

ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ БЫЛО!

ГАЗ-69 стал обрастать модификациями еще в середине 1950‑х. В основном, правда, опытными. Построили экспериментальные версии с задним приводом — фургон ГАЗ-19 и почтовый автомобиль с окнами — ГАЗ-19А.

А вот военные амфибии ГАЗ-46 (они же МАВ — малый автомобиль водоплавающий), с которым 69‑й поделился агрегатами, выпускали поточно. В той же степени, как 46‑й родственником 69‑го стал ГАЗ-М72 — полноприводная «Победа» с агрегатами «козлика».

После приезда в 1956‑м на ГАЗ Н.С. Хрущева, высказавшего идею создания автомобиля, который мог бы ехать там, где ходят олени, построили несколько экспериментальных образцов самых причудливых концепций. Были машины на гусеницах и лыжах, с фрезой с гидравлическим подъемником для резки снега, на огромных стальных колесах. На УАЗе из 69‑го в сделали даже маленький опытный седельный тягач и самосвал.

Множество заводов по всей стране делали из «козликов» самые разные мелкосерийные конструкции. Скажем, был вариант уборочной машины для коммунальной службы Москвы. Относительно компактный автомобиль мог ведь убирать и тротуары.

Необычный пожарный ГАЗ-69 с удлиненным задним свесом и дополнительными дверями сделали для пионерлагеря «Артек» в единственном, видимо, экземпляре.

Поскольку сам ульяновский завод машин с жесткими крышами серийно не выпускал, этим, помимо немногочисленных частников, занимались несколько ремзаводов в разных городах Союза. Помимо милицейских машин с дверью в задней стенке — в отсек где возили задержанных, ну или розыскных собак, делали и аналогичные пассажирские автомобили.

Милицейские автомобили с жесткой крышей делали местные ремзаводы.
Милицейские автомобили с жесткой крышей делали местные ремзаводы.

Самым элегантным стал продукт Тартуского авторемонтного завода, больше известного в СССР продуктовыми фургонами на шасси ГАЗ. Универсал на основе ГАЗ-69А имел даже собственное название — ТА-24.

Эстонский ТА-24 на базе ГАЗ-69А.
Эстонский ТА-24 на базе ГАЗ-69А.

Совсем уж необычные машины делала эстонская «Сельхозтехника» в поселке Нуйа. Кузов представлял собой гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52. Получился симпатичный, вместительный универсал.

Эстонский гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52.
Эстонский гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52.

КОЗЕЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

Теперь трудно представить, что «козлики» экспортировали в пятьдесят с лишним стран. Для экспорта выпускали, в частности, версии 69М и 69АМ с моторами увеличенного объема: 2,43 л мощностью 62 и 66 л. с.

В некоторых странах советские автомобили самостоятельно дорабатывали. Так в Исландия, где климат не способствовал эксплуатации машин с брезентовой крышей и боковинами, для ГАЗ-69 самостоятельно делали свои варианты закрытых кузовов. В Исландии же соорудили и оригинальный пожарный автомобиль на базе «козлика» с удлиненной базой.

Пожарный автомобиль из Исландии.
Пожарный автомобиль из Исландии.

В 1965 году на ярмарке в Дамаске выставили автомобиль, очень напоминающий Land Rover. Однако на передке у него красовалась русскоязычная надпись «Ульяновец». Такие машины с полукустарными кузовами в Сирии сооружали самостоятельно на закупленных в СССР шасси ГАЗ-69.

Сирийский кузов на советском шасси.
Сирийский кузов на советском шасси.

ГАЗ-69 скопировали в Румынии и делали под маркой ARO. Правда, почти сразу с иными моторами в 77, а потом и 80 л. с. и другими изменениями. Но внешность нашего «газика» сохраняли вплоть до 1977 года.

ПРЫЖОК В ИСТОРИЮ

Со временем, многие сильно изношенные «козлики» перешли-таки в частные руки. Часть машин пережили тюнинговые вмешательства умельцев, в той или иной мере серьезные. Ставили не только поздние агрегаты, но и переделывали кузова.

Но в особой цене сегодня, как водится, «газики» приведенные в оригинальное или хотя бы близкое к оригинальному состояние: с родными агрегатами, с брезентовым тентом и аутентичным салоном. То есть тем, что в данном случае салоном можно назвать лишь условно. Кто был 70 лет назад мог представить себе столь бережное отношение к непретенциозному, простецкому «козлу»!

Что ещё почитать:

История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги»

Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спойлер для тех, кто всерьез ищет инструкцию в качестве ответа на этот вопрос: «Я не знаю!» Дальше можете читать, если готовы со мной потыкать эту тему отверточкой и что-то, возможно, сконструировать для себя работающее более-менее. Ключевые слова: «возможно» и «более-менее». ...
Вангую, что следующим президентом США (если таковой вообще будет, см. пророчества о конце света, часть кавырнадцатая) станет Клинтон. То есть Клинтонша. Та, которая Хиллари, а не Билл. Объясню, почему: На президентские выборы в США традиционно выходят по одному кандидату от двух главных ...
В г. Самара по адресу пр. Кирова 28А, находится прекрасный образец "сталинского ампира" 1953 года постройки. Вообще этот объект находился на балансе ОАО моторостроитель. Кому принадлежит нынче затрудняюсь сказать точно. Слышал что якобы передан городу еще при прежних мэрах. Двор ег ...
nico- по латыни кивнуть,махнуть рукою. это перестановка звуков От русского Кивноути Кивнути. Кинаути-по чешски-дать знак Слово Кивнуть происходит от понятия Чинить Кинн на древнегреческом это Чин,дело,действие,вид,форма-по иллирийски это диалект древнерусского языка Кинема́тика в физике ...
Как обычно и, впрочем, так же безуспешно, но упорно, я очередной раз сообщаю, что в Витебске разворачиватся мега-фэст размером с весь город и длиной в две недели. Концерты а-ля Басков, Аллегрова мало кому интересны, но у нас  будут Тимати, Мумий Тролль, Кустурица, Олег Меньшиков, ...