История индексов автомобилей в СССР и что означает цифра 3 в названии нового

Исторически все автомобили в СССР имели цифровой индекс, который изначально обозначал нумерацию проекта заводского КБ. При этом, чтобы не возникало путаницы, с 1945 года у каждого советского автозавода был свой числовой диапазон, в рамках которого нумеровали новинки. Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99, Запорожскому автозаводу дали узкий диапазон 965–974, ульяновский автозавод использовал в индексе УАЗов числа от 450 до 500, а АЗЛК мог выпускать «Москвичи» под индексами 400–449. Кроме того, в индексе тех же «Москвичей» могли быть буквы. Например, ИЭ означало «Ижевский экспортный».

В 1966 году в СССР ввели новый стандарт ОН 025270-66: нумерация советских автомобилей стала сложнее и включала уже четыре цифры. Первая цифра обозначала класс транспортного средства: у легковушек он определялся по рабочему объёму двигателя (1 - до 1,2 л, 2 - от 1,2 до 1,8 л, 3 - от 1,8 до 3,5 л, 4 - более 3,5 л). Вторая цифра — это тип транспортного средства (для легковых автомобилей это 1, для автобусов - 2, для грузовиков - 3 ). Последние две цифры четырехзначного индекса — это порядковый заводской номер модели. Так название АЗЛК-2141 условно можно расшифровать, как «легковой автомобиль с двигателем объемом от 1,2 до 1,8 литров, 41-й модели, выпущенный Автомобильным Заводом имени Ленинского Комсомола».

Новые «Москвичи» получат более простой индекс. В нем всего лишь одна цифра, означающая старшинство автомобиля в модельном ряду. Помимо этого в названии модели может быть дополнительный символ, например литера «e» – ей обозначают электромобили. Сейчас столичный автозавод собирает кроссоверы «Москвич 3» с бензиновым турбомотором, но до конца года здесь также начнется сборка их электрических версий «Москвич 3е».

Кстати, в истории «Москвича» уже были модели под этим индексом! Так в начале 70-х московский автозавод выпустил несколько прототипов, получивших нестандартное внутризаводское обозначение 3-5. Позднее на их основе был создан АЗЛК-2140.

Что еще почитать:
С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Ни к селу, ни к городу: почему провалился проект внедорожника «Москвич-415»
«Москвич-408 Турист»: уникальный родстер, который построили и «похоронили» в СССР