Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13

топ 100 блогов 5koleso26.04.2023

Официальным днем рождения старой «Чайки» обозначена дата 16 января 1959 года, а по факту первые серийные образцы были собраны на ГАЗе еще осенью 1958‑го. Собственно, история модели началась несколькими годами ранее, но обиднее всего ее финал, который всем посетителям повествуют экскурсоводы Музея ГАЗ: после снятия с производства штамповая оснастка была уничтожена — мол, на заводе не нашлось места для ее хранения! Но это случилось на финише, а старт явился многообещающим.

Была и модификация ГАЗ-13 без эмблемы грациозной птицы на хромированной решетке радиатора.
Была и модификация ГАЗ-13 без эмблемы грациозной птицы на хромированной решетке радиатора.

Особый статус

«Чайка» стала четвертой послевоенной гражданской моделью легковых автомобилей Горьковского автозавода и первой, не попавшей на службу в такси и продажу для частных лиц. Через год после запуска в серию седана, в 1960‑м году, началось изготовление кабриолетов ГАЗ-13Б. Других вариантов новой «Чайки» Горьковский автозавод не производил. Тем не менее, в СССР этот автомобиль никогда не находился в сбытовой сети для населения, а выдавался по номенклатурной разнарядке. «Чайки» полагались руководителям союзных республик, министрам, послам СССР за рубежом, академикам, директорам оборонных предприятий и другим VIP-персонам. Например, служебная «Чайка» была у генерального конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва. А одними из первых получателей ГАЗ-13 стал Гараж особого назначения. Только в 1960–1961 гг. кремлёвский автопарк пополнили 45 ед. «Чайки». Они обслуживали не только советское правительство, государственные приемы, официальные визиты иностранных делегаций, но также съезды общественных и творческих организаций, церемонии вручения наград и другие протокольные мероприятия.

«Чайка» первого поколения позднего выпуска 1980 года в экспозиции Музея гаража особого назначения ФСО России.
«Чайка» первого поколения позднего выпуска 1980 года в экспозиции Музея гаража особого назначения ФСО России.

Стоимость ГАЗ-13 для всех была загадкой. Предположительно, в 60‑е годы она могла быть эквивалентна стоимости трех 21‑х «Волг» при их розничной цене 5500 руб. Зато «Чайки» от лица государства дарили известным личностям: маршалу Советского Союза Георгию Жукову, руководителю братской Кубы Фиделю Кастро, первой в мире женщине-космонавту Валентине Терешковой, выдающейся балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову.

Классический цвет «Тринадцатых Чаек» изначально черный, на котором особенно шикарно смотрятся хромированные элементы отделки экстерьера.
Классический цвет «Тринадцатых Чаек» изначально черный, на котором особенно шикарно смотрятся хромированные элементы отделки экстерьера.

«Чайки» служили прокатными автомобилями в системе «Интурист». И цвет кузова у них был преимущественно черным. Такими являлись «служебки» и персоналки работников ЦК и чиновников рангом поменьше. Черной была и милицейская «Чайка» ГАИ Орловской области. Но случались и исключения. Скажем, полностью белым являлся кузов автомобиля Валентины Терешковой. А вот штаб пожарной охраны Москвы был окрашен в красный цвет. Большинство других вариаций появились спустя годы после снятия машины с производства, списания из автопарков и попадания в частные руки.

«Чайки» ранних выпусков конца 50‑х — начала 60‑х годов порой выходили в лимитированной двухцветной окраске.
«Чайки» ранних выпусков конца 50‑х — начала 60‑х годов порой выходили в лимитированной двухцветной окраске.

Выбор имени для ГАЗ-13

Предшественником правительственной «Чайки» был ГАЗ-12 (ЗИМ), находившийся в производстве с1949 по 1960 год. Еще в период его конвейерной жизни конструкторское бюро работало над будущим сменщиком, для которого выбрали два перспективных имени: «Стрела» и «Чайка». Первое, что называется, не зашло — казалось слишком воинственным, созвучным слову «выстрел», а вот второе оказалось в яблочко! Между тем, рабочие название проекта было незамысловатым: ЗИМ-2. А первое упоминание имени «Чайка» датировано 1955 годом, когда в Горьком построили первый опытный образец ГАЗ-12В. К слову, в тот период времени собственное имя «Москва» предполагали присвоить автомобилю высшего класса ЗИЛ-111. Время было такое!

Автомобиль со стремительным обликом хотели было назвать именем «Стрела», но в итоге победило более романтическое и благозвучное «Чайка».
Автомобиль со стремительным обликом хотели было назвать именем «Стрела», но в итоге победило более романтическое и благозвучное «Чайка».

При рождении «Чайки» был объявлен открытый конкурс на создание лучшего дизайна, победу в котором одержал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев. В его проекте просматривались черты, присущие американским автомобилям и, в частности, купленных НАМИ для изучения Packard: кабриолета Carribean и Patrician. В 1955‑м построили макет будущей «Чайки» в натуральную величину, а в следующем году появились первые ходовые прототипы. В отличие от ГАЗ-12 с несущим кузовом, они получили облегченную Х-образную раму с 16 точками крепления через виброизолирующие прокладки.

Американский Packard Caribbean Convertible воодушевил дизайнеров Горьковского автозавода на придание советской машине стремительных обтекаемых форм.
Американский Packard Caribbean Convertible воодушевил дизайнеров Горьковского автозавода на придание советской машине стремительных обтекаемых форм.
Еще один выпускник автопрома США, оказавший влияние на стилистику нашей «Чайки», — 4‑дверный седан Packard Patrician.
Еще один выпускник автопрома США, оказавший влияние на стилистику нашей «Чайки», — 4‑дверный седан Packard Patrician.

Если на ЗИМ ставили рядную «шестерку», то в моторный отсек «Чайки» имплантировали более мощный V8 с алюминиевым, а не чугунным блоком цилиндров. Двигатель ГАЗ-13 оказался универсальным: его модификации применяли на среднетоннажных грузовиках ГАЗ-53 и ГАЗ-3307, автобусах малого класса ПАЗ-672 и ПАЗ-3205, разведывательно-дозорных бронеавтомобилях БРДМ-2. В пару с бензиновым мотором ставили трехступенчатую гидромеханическую коробку передач с кнопочным переключением. По сути, это полный «автомат» от ГАЗ-21 «Волга», доработанный под более мощный двигатель.

В моторный отсек «Чайки» имплантировали более мощный, чем у ЗИМа, двигатель V8 с алюминиевым, а не чугунным блоком цилиндров.
В моторный отсек «Чайки» имплантировали более мощный, чем у ЗИМа, двигатель V8 с алюминиевым, а не чугунным блоком цилиндров.

Первая «Чайка» стала пионером в области технических решений Горьковского автозавода. Представительский автомобиль получил гидроусилитель руля, электрические стеклоподемники, вакуумный усилитель тормозов и четырехкамерный карбюратор. Передовые решения нашли применение и в области комфорта. В их числе — панорамное остекление, поворотные форточки за задними дверями, автопоиск на бортовом радиоприемнике, антенна с электроприводом и др. Уровень роскоши задавали такие элементы отделки интерьера, как руль и штырьевые выключатели цвета слоновой кости, обилие хрома в окантовке приборов и торпедо, сплошной передний диван и т. д.

Богато и со вкусом оформленный интерьер ГАЗ-13 соответствовал статусу представительского автомобиля.
Богато и со вкусом оформленный интерьер ГАЗ-13 соответствовал статусу представительского автомобиля.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Комбинация приборов первой «Чайки» отличается элегантным стилем и удобством быстрого считывания показаний.
Комбинация приборов первой «Чайки» отличается элегантным стилем и удобством быстрого считывания показаний.
Максимально удобный доступ на задний диван обеспечивает дверь, открывающаяся почти под прямым углом.
Максимально удобный доступ на задний диван обеспечивает дверь, открывающаяся почти под прямым углом.

В 1957 году два прототипа облагородили добавкой хрома в экстерьере. Ветровое стекло по периметру закрыли хромированной рамкой, блестящие накладки приладили и по контуру колесных арок. Видоизменились задние фонари, а в передний бампер прописали противотуманные фары. Изменения затронули и силовую линию — вместо 5,5‑литрового мотора подкапотное пространство занял двигатель рабочим объемом 4,4 л. Вместо однородной окраски кузова была применена двухцветная, ставшая своеобразной визиткой роскошных версий не чиновничьих «Чаек». Такой была и бирюзово-белая машина из опытной партии, отправленная на выставку Expo-58 в Брюсселе и удостоенная там Гран-при наряду с «Волгой» ГАЗ-21 и грузовиком ГАЗ-52. Затем «Чайку» с успехом экспонировали не только в СССР, но и за рубежом: в Венгрии, Германии, Мексике, США, Швейцарии, Чехословакии.

Новинка 1959 года с успехом экспонировалась на международных автомобильных выставках не только социалистических, но и капиталистических стран.
Новинка 1959 года с успехом экспонировалась на международных автомобильных выставках не только социалистических, но и капиталистических стран.
Рисованную рентген-схему внимательно изучали не только автолюбители, но и специалисты в области машиностроения.
Рисованную рентген-схему внимательно изучали не только автолюбители, но и специалисты в области машиностроения.

Начало денежной реформы 1961 года отмечено попыткой создания четырехфарной «Чайки», но этот проект отклонили. В общей сложности было изготовлено 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», в среднем до 150 ед. в год, и это были не только седаны. Под маркировкой ГАЗ-13А в 1961 году в серию пошел лимузин с перегородкой между водительской и пассажирской зонами. В том же году свет увидели первые версии с открытым верхом — кабриолеты ГАЗ-13Б. Некоторые из них были переоборудованы для проведения военных парадов, например, в ГДР и современном Таджикистане. На базе заводских машин сторонние организации вроде Черниговского АТП переделывали «Чайки» в киносъемочные машины для операторов. В первые годы после постановки ГАЗ-13 в серию появились и гибридные версии не в смысле силовой установки, а в плане комбинирования кузовных элементов с автомобилем ЗИМ. Такие переделки получили народное прозвище «Овцебык».

Ручке крышки багажника придали форму летящей чайки, а между крыльями разместили эмблему ГАЗ.
Ручке крышки багажника придали форму летящей чайки, а между крыльями разместили эмблему ГАЗ.

Вне стен Горьковского автозавода появился санитарный универсал РАФ-ГАЗ-13С: в период 1973–1982 гг. его производили в Риге на фабрике RAF. По имеющимся данным, было изготовлено около 20 штук, из которых сохранилось чуть более половины — 12 штук. По заказу из Вьетнама на базе универсала были изготовлены два катафалка. Две «Чайки» получили двухдверный кузов купе, но шасси у них не родное, а заимствованное — от Mercedes-Benz 320 с двигателем ГАЗ-51. Известен опыт постройки железнодорожной мотодрезины, но не из новой, а из списанной «Чайки».

В 1961 году вышли первые кабриолеты ГАЗ-13Б. Некоторые из них были переоборудованы для проведения военных парадов в ГДР и современном Таджикистане.
В 1961 году вышли первые кабриолеты ГАЗ-13Б. Некоторые из них были переоборудованы для проведения военных парадов в ГДР и современном Таджикистане.
Вне стен Горьковского автозавода появился санитарный универсал РАФ-ГАЗ-13С. В 1973‑1982 гг. его производили в Риге на фабрике RAF.
Вне стен Горьковского автозавода появился санитарный универсал РАФ-ГАЗ-13С. В 1973‑1982 гг. его производили в Риге на фабрике RAF.

Ну а чем закончилась история с «Чайкой», мы расскажем в следующей статье, посвященной ГАЗ-14.

Что еще почитать:

История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги»

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ой, опИсалс... описАлся конешно - труба! Труба зовет, а не этсамое... впрочем - ково как. Я как матерый геополитик (в прошлом вирусолог) вапще уже запутался, кто кому Николай, тут уже самые изощренные фантазии начинают блекнуть и меркнуть перед сияющим ликом действительности... ...
Взрослые фотографии строго для взрослых! (18+) Никто не знает сколько существует нудистов, но из года в год любителей обнажаться становится все больше. Не все положительно относятся к подобному проявлению свободы. Многие считают желание обнажаться обычным извращением, но это далеко не ...
В апологетической биографии Клемансо, написанной Жоржем Сюаресом (Georges Suarez. La vie orgueilleuse de Clemenceau. Paris* Edition de France, 1930), среди розовых соплей попадаются интересные вещи. 1. Отклик Клемансо (24.12.1894) на осуждение Дрейфуса : "Альфред Дрейфус - предатель, и я ...
1. https://www.facebook.com/bo.m.pt/photos_stream 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. ...
Наташа день рождения не любит, говорит, что это праздник мамы и поздравлять нужно ее, и подарки дарить ей. И она абсолютно права. Поэтому поздравляю Аллочку Марусеву с такой умной дочерью. Люблю вас, девочки, обеих. Сильно и нежно. …А ведь однажды я спас Алку от неминуемой гибели! В ...