От «Татры» до «Мерседеса» : какие иномарки дарили советским лидерам и что с
5koleso — 23.08.2024О машинах, которые дарили советским лидерам ходят много слухов и сложено масса легенд, достойных истории кота в сапогах. Некоторые — совсем сказочные, иные — близки к реальности. А истории некоторых подарков неплохо известна…
ЧЕХОСЛОВАКИЯ ВОЖДЮ НАРОДОВ
История двух автомобилей, подаренных Иосифу Сталину туманна, а двух — известна. Тем более что эти машины сохранились.
Первый автомобиль из Чехословакии — Tatra 87 вождю прислали еще в августе 1945‑го. Об этом событии чехи даже сняли кино-ролик, в котором подробно рассказывали о сборке машины, показывали ее погрузку в самолет и прибытие в Москву.
По версии приятеля дочери вождя Светланы Аллилуевой — Рэма Меркулова этот подарок инициировала именно она, познакомившись с таким же автомобилем, купленным Меркуловым в 1945‑м. Сталин к машине интереса не проявил и даже выразил недовольство тягой дочери к роскоши. По неподтвержденным сведениям автомобиль довольно скоро отдали в запасники Политехнического музея. Позже машина вернулась на родину, но следы ее затерялись.
Возвращение на родину черной Tatra 87 вполне вероятно, поскольку такой же путь проделала еще одна Tatra — один из автомобилей, специально изготовленных к 70‑летию Сталина в 1949‑м. На заводе в городе Копрживнице изготовили эксклюзивный, сделанный в единственном экземпляре кабриолет. Шасси с 52‑сильным 2‑литровым двигателем заимствовали у новой тогда заднемоторной Tatra T 600 Tatraplan, а кузов изготовило знаменитое чешское кузовное ателье Sodomka.
Эта машина вместе с множеством иных подарков « вождю народов» стояла на одной из выставок, где их специально экспонировали.
В 1953‑м, когда московские выставки закрыли, а двумя годами позже кабриолет Tatra T600 передали в Политехнический музей, где машину хранили много лет. В 1970‑х автомобиль вернули в Копрживнице, где он, пройдя реставрацию, и стоит в заводском музее. В Политехнический музей в 1955‑м отправили и еще два чехословацких автомобиля, подаренных Сталину на 70‑летие. Завод Skoda из Млада Болеслава прислал вождю родстер Skoda 1101 Tudor с 32‑сильным двигателем и эксклюзивной отделкой. А пражское предприятие LET Letecké závody, в 1949‑м переименованное в Rudý Letov отправило в Москву компактный малолитражный 20‑сильный Aero Minor II, опять же с улучшенной отделкой.
Эти машины тоже попали в Политехнический музей. Но позднее их почему-то передали Городскому отделу здравоохранения Москвы. Увы, следы родстера Skoda 1101 Tudor затерялись. Зато Aero Minor сохранился!
Автомобиль в итоге попал в частные руки и со времен, как и многие старые автомобили, догнивал в огороде. Но в итоге по случаю Aero попал в руки Ильи Сорокина — организатора хорошо известных в Москве и в Питере Олдтаймер-галерей.
При реставрации на внутренней части правого переднего крыла обнаружили сохранившееся, наклеенное на металл послание чешских рабочих советскому вождю: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Так, что две машины, подаренные Сталину, чудом сохранились. Правда, сам вождь их, возможно, даже не видел и уж точно в них не ездил.
ГДЕ RENAULT НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА?
В 1960‑м лидер СССР Никита Хрущев посетил завод Renault, где от имени президента Де Голля ему вручили синий родстер Renault Floride. Французская пресса писала, что советский Первый секретарь прошел вдоль машины и задумчиво сказал жене: «Она прекрасна, не правда ли? И цвет хороший. Они не ошиблись, выбирая машину для меня». Но прокатиться на автомобиле Никита Сергеевич отказался.
К автомобилям Хрущев был равнодушен. Версия, что именно этот Renault Floride вскоре оказался на МЗМА и, кстати, послужим неким толчком к созданию родстера «Москвич-Турист» вполне правдоподобна. Позднее машина, вроде бы, перешла в частные руки, и мелькала на улицах Москвы. Впрочем, достоверно судьба автомобиля неизвестна. Тем более что в Москве было несколько подобных Renault.
ЛЕГЕНДЫ ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА
Больше всего легенд об автомобилях Леонида Брежнева. Автомобили, он, действительно, очень любил, ездил лихо, но никаким коллекционером в прямом смысле, конечно, не был. Брежнев не собирал машины сознательно и целеустремленно, а просто с радостью принимал подарки зарубежных лидеров, знающих о страсти советского лидера.
Не говоря о том, что Брежневу приписывают и часть машин, которые фирмы дарили Советскому Союзу и которые официально числились в ГОНе, то есть формально были государственными. Именно такими были, например, несколько Mercedes-Benz 600 семейства W100 со стандартной и удлиненной базов — версии Pullman.
Но были Мерседесы и подаренные именно Леониду Ильичу. Например, канцлер ФРГ Вилли Брандт, активно выступающий за сближения Запада и Востоком, преподнес генсеку элегантное купе семейства W107 Mercedes-Benz 450SLС. Еще один Mercedes-Benz, на сей раз семейства W116 Брежневу подарил лидер ГДР Эрих Хоннекер. Считается, что именно эту машину генсек отдал потом дочери Галине. А вообще, в ГОНе числилось несколько седанов этого семейства, в том числе и модификации 450SEL. А в 1979‑м в ФРГ Брежнев получил в подарок и седан Mercedes-Benz W126. На этой машине, как и на других иномарках, генсек ездил, в основном в отпуске на юге. Сам любил рулить, но даже тогда передвигался, естественно, с кортежем охраны.
Зная страсть Леонида Ильича к автомобилям, лидеры и других западных стран регулярно дарили ему престижные машины. От французов Брежнев получил элегантное спортивное купе, созданное французами совместно с итальянской фирмой Maserati — Citroen SM с мощным мотором V6. Но эта машина советскому генсеку, говорят, не очень понравилась.
В отличие от огромного синего Lincoln Continental, который Брежнев получил в 1973 году от президента США Ричарда Никсона. Переводчик Брежнева Виктор Суходрев рассказывал в одном из интервью забавную историю, о том, как практичный генсек специально вызвал его в Кремль, чтобы загодя выбрать впрок запчасти для новой американской машины.
Судьба Lincoln известна. После смерти Брежнева он путешествовал по частным рукам, а потом оказался в Рижском Мотор-музее.
Еще одним американским подарком Брежневу стал Cadillac Eldorado, судьба которого достоверно неизвестна. Именно эту машину вспоминал Генри Киссинджер — в 1972‑м Госсекретарь США. Обрадовавшийся подарку Брежнев, как всегда лихо, прокатил на Cadillac испуганного такой манерой вождения Госсекретаря.
Mercedes-Benz 450SЕL семейства W116 из ГОНа уже в очень посредственном, фактически нерабочем состоянии ушел в частную коллекцию. Как и редкий итальянский Maserati Quattroporte первого поколения, выпущенный тиражом всего 776 экземпляров.
Считается, что автомобиль передали в партийный аппарат Эстонии, откуда он, разумеется, вскоре перекочевал в частные руки, а потом ушел куда-то в Западную Европу.
Известна и судьба седана Rolls-Royce Silver Shadow, который генсеку подарил Арманд Хаммер — бизнесмен, сотрудничавший с СССР еще со времен Ленина. Разбитая и намеренно не отремонтированная машина тоже оказалась в Риге. А вот по поводу аварии версии две. Первая — официальная: в машину, управляемую шофером, в центре Москвы врезался грузовик. Но «злые языки» говорят, что эта версия лишь прикрывает аварию на Кутузовском проспекте, в которой в качестве водителя участвовал сам Брежнев.
КОММУНИСТУ ОТ КОММУНИСТОВ
Но автомобили дарили Леониду Ильичу не только капиталисты. В 1976 году к 70‑летию Брежнев получил вишневую со светлым салоном «Чайку» ГАЗ-14. Именно этот автомобиль принято считать первой товарной «Чайкой» этой модели. Хотя слово товарный к такой машине применимо, конечно, очень условно. Несколько лет назад вишневая «Чайка» всплыла в Германии, но полной уверенности, что это именно та машина — нет.
Еще менее известная история — подарок в 1970‑м советскому генсеку еще не серийного заднемоторного купе Skoda 110R, выпуск которого на филиальном заводе в Квасинах начали в 1970 году. Чешские источники утверждают, что в Москву самолетом отправили даже две машины: белую и синюю, окрашенную редкой тогда краской металлик. Те же чешские источники утверждают, что машины впечатления на Леонида Ильича не произвели и вернулись на завод. Синяя даже дожила до наших дней.
МАШИНЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
В 1988 году последний генсек КПСС Михаил Горбачев, он же — с легкой руки его зарубежных поклонников — Gorby стал человеком года. А автомобилем года в США в 1988‑м признали Pontiac Grand Prix. Такую машину вишневого колера и подарил советскому лидеру президент Рональд Рейган.
Этот автомобиль сразу передали на АЗЛК. Вскоре Pontiac оказалась в заводском музе. В 2002 году, когда коллекцию заводского музея перевезли, Pontiac якобы вернули Михаилу Горбачеву. Но достоверной информации об этом нет.
Уже в начале 1990‑х американцы подарили Горбачеву и два «тяжелых» бронированных Mercedes-Benz 560 SEL. Но обе машины так и остались в Америке. Одну из них недавно продавали в Мэриленде. Всего, кстати, за 90 тысяч долларов. За такой автомобиль, вроде, и недорого…
Что еще почитать:
Чем ВАЗ-2105 кардинально отличался от других «Жигулей»
Зачем уничтожили «Чайку» и что хотели выпускать взамен
Как от нас ушла марка Mercedes-Benz и что после себя оставила