Раньше было лучше? Сравниваем цены на автозапчасти в СССР и сейчас
5koleso — 17.08.2024Наш мозг так устроен, что помнит в основном хорошее. Поэтому об СССР, у многих живших в то время, сохранились светлые воспоминания. Трава была зеленее, цены ниже, ну и так далее. Кто не помнит, например, что за одну копейку (!) можно было выпить стакан газировки без сиропа, а также приобрести простую школьную тетрадку, ластик или коробок спичек. За две копейки можно было позвонить из телефона-автомата: двушки всегда пользовались особым спросом. А за три копейки можно было купить в булочной четвертушку свежей ржаной буханки. За эти же деньги можно было выпить из автомата газировки с сиропом или приобрести тетрадку из плотной белой бумаги, а также оплатить проезд в московском трамвае! А поездка в метро стоила пять копеек. По нынешним меркам - почти бесплатно. Хотя, смотря как считать...
Впрочем, вернемся к транспортной теме. Примерно полвека назад дорожный велосипед стоил около 80 ₽, мотоцикл «Урал» с коляской – 1750 ₽, ЗАЗ-968М – 5600 ₽, ВАЗ-21011 – 7300 ₽, а «Волга» ГАЗ-24 – 11 200 ₽. Вскоре появилась ГАЗ-24-10, эта машина стоила уже 16 300 ₽. Чтобы хотя бы примерно пересчитать эти суммы в «день сегодняшний», нужно их помножить примерно на 250-300 – мнения по точной величине этого коэффициента расходятся. В любом случае особенно подчеркнем, что стоимость «Волги» была космической: инженер получал примерно 150 ₽ в месяц, а кандидат наук – около 400 ₽. Средняя зарплата в 1980 году составляла примерно 175 ₽. За квартиру, включая телефон, отопление, канализацию, газ и электричество, в среднем отдавали примерно 15-20 ₽. Волга стоила больше, чем пара жигулей, которые в техническом отношении находились на более высоком уровне. Но престижность обладания именно такой машиной затмевала все доводы рассудка. И это сильно затрудняет сопоставление тех цен с нынешними. Впрочем, если умножить стоимость той «Волги», скажем, на 250, то получим около четырех миллионов. И необходима какая-то надбавка за немыслимый престиж – хоть двойная, хоть тройная.
А вот стоимость проезда все равно была сказочно низкой. Помножьте те же 3 коп на 250 – получим 7,5 рублей. Сегодня, как мы знаем, разовый проезд в трамвае дороже во много раз.
Попробуем сопоставить стоимость запчастей. Шина на «Волгу» стоила примерно 120 ₽. Сегодня шина близкой размерности Kumho 205/60R15 стоит около 7000 ₽. В пересчете получается, что шины очень сильно подешевели. Комплект передних тормозных колодок на классические «Жигули» стоил примерно 7 ₽ – сегодня за него просят около 700 – 1000 ₽. Опять получается дешевле: вспомните коэффициент 250. Решетка радиатора на ВАЗ-2101 стоила 22 ₽ – сегодня такую деталь можно приобрести примерно за 750 – 1500 ₽. Снова выгода… Ветровое жигулевское стекло стоило 90 ₽ – сегодня его цена примерно 3000 ₽. Аккумуляторная батарея, стоившая примерно 50 ₽, сегодня стоит от 5 до 7 тыс. рублей. В общем, запчасти сильно подешевели!
Главной страшилкой тех времен был жигулевский распредвал. Барыги, тусующиеся возле автомагазинов, просили за него несколько сотен рублей – на прилавках магазинов его не было никогда. А сегодня вал в сборе доступен примерно за 5000 ₽. То есть чуть ли не даром…
Что касается бензина (дизтоплива тогда для частников просто не было), то в семидесятые годы литр АИ-93 стоил 10 копеек, но в 1978 году цена подпрыгнула вдвое. А в 1981 г фокус повторили – стоимость доросла до 40 коп. за литр. А-76 продавали по 30 коп/л. Тогда эти цены считались грабительскими! Помножим эту цену на 250 – получим вместо 40 коп примерно 100 – 120 рублей за литр. А сегодня топливо стоит примерно 50 ₽ за литр. Опять получается, что нынешние цены просто сказочные…
Впрочем, если отталкиваться от 10 копеек за литр (а эту цену почему-то тоже считали огромной!), то получится, что по сравнению с началом 70-х годов нынешние цены все-таки более высокие… Но это, пожалуй, единственно транспортное исключение, которое наши предки исправили, подняв цену за короткий срок в четыре раза…
Что еще почитать:
Литр бензина за 100 рублей и «Нива» за 2,5 миллиона: как правильно сравнивать цены в СССР и сейчас?
Инвалидные мотоколяски в СССР: почему их нельзя было ни купить, ни продать
Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват
|
</> |