Раньше было лучше? Сравниваем цены на автозапчасти в СССР и сейчас

топ 100 блогов 5koleso17.08.2024

Наш мозг так устроен, что помнит в основном хорошее. Поэтому об СССР, у многих живших в то время, сохранились светлые воспоминания. Трава была зеленее, цены ниже, ну и так далее. Кто не помнит, например, что за одну копейку (!) можно было выпить стакан газировки без сиропа, а также приобрести простую школьную тетрадку, ластик или коробок спичек. За две копейки можно было позвонить из телефона-автомата: двушки всегда пользовались особым спросом. А за три копейки можно было купить в булочной четвертушку свежей ржаной буханки. За эти же деньги можно было выпить из автомата газировки с сиропом или приобрести тетрадку из плотной белой бумаги, а также оплатить проезд в московском трамвае! А поездка в метро стоила пять копеек. По нынешним меркам - почти бесплатно. Хотя, смотря как считать...

Впрочем, вернемся к транспортной теме. Примерно полвека назад дорожный велосипед стоил около 80 ₽, мотоцикл «Урал» с коляской – 1750 ₽, ЗАЗ-968М – 5600 ₽, ВАЗ-21011 – 7300 ₽, а «Волга» ГАЗ-24 – 11 200 ₽. Вскоре появилась ГАЗ-24-10, эта машина стоила уже 16 300 ₽. Чтобы хотя бы примерно пересчитать эти суммы в «день сегодняшний», нужно их помножить примерно на 250-300 – мнения по точной величине этого коэффициента расходятся. В любом случае особенно подчеркнем, что стоимость «Волги» была космической: инженер получал примерно 150 ₽ в месяц, а кандидат наук – около 400 ₽. Средняя зарплата в 1980 году составляла примерно 175 ₽. За квартиру, включая телефон, отопление, канализацию, газ и электричество, в среднем отдавали примерно 15-20 ₽. Волга стоила больше, чем пара жигулей, которые в техническом отношении находились на более высоком уровне. Но престижность обладания именно такой машиной затмевала все доводы рассудка. И это сильно затрудняет сопоставление тех цен с нынешними. Впрочем, если умножить стоимость той «Волги», скажем, на 250, то получим около четырех миллионов. И необходима какая-то надбавка за немыслимый престиж – хоть двойная, хоть тройная.

Купить шины, как и многие другие автозапчасти, в СССР было не просто – их нужно было «доставать». И если это удавалось – владелец автомобиля испытывал настоящее счастье. Фото: ТАСС
Купить шины, как и многие другие автозапчасти, в СССР было не просто – их нужно было «доставать». И если это удавалось – владелец автомобиля испытывал настоящее счастье. Фото: ТАСС

А вот стоимость проезда все равно была сказочно низкой. Помножьте те же 3 коп на 250 – получим 7,5 рублей. Сегодня, как мы знаем, разовый проезд в трамвае дороже во много раз.

Попробуем сопоставить стоимость запчастей. Шина на «Волгу» стоила примерно 120 ₽. Сегодня шина близкой размерности Kumho 205/60R15 стоит около 7000 ₽. В пересчете получается, что шины очень сильно подешевели. Комплект передних тормозных колодок на классические «Жигули» стоил примерно 7 ₽ – сегодня за него просят около 700 – 1000 ₽. Опять получается дешевле: вспомните коэффициент 250. Решетка радиатора на ВАЗ-2101 стоила 22 ₽ – сегодня такую деталь можно приобрести примерно за 750 – 1500 ₽. Снова выгода… Ветровое жигулевское стекло стоило 90 ₽ – сегодня его цена примерно 3000 ₽. Аккумуляторная батарея, стоившая примерно 50 ₽, сегодня стоит от 5 до 7 тыс. рублей. В общем, запчасти сильно подешевели!

Главной страшилкой тех времен был жигулевский распредвал. Барыги, тусующиеся возле автомагазинов, просили за него несколько сотен рублей – на прилавках магазинов его не было никогда. А сегодня вал в сборе доступен примерно за 5000 ₽. То есть чуть ли не даром…

Что касается бензина (дизтоплива тогда для частников просто не было), то в семидесятые годы литр АИ-93 стоил 10 копеек, но в 1978 году цена подпрыгнула вдвое. А в 1981 г фокус повторили – стоимость доросла до 40 коп. за литр. А-76 продавали по 30 коп/л. Тогда эти цены считались грабительскими! Помножим эту цену на 250 – получим вместо 40 коп примерно 100 – 120 рублей за литр. А сегодня топливо стоит примерно 50 ₽ за литр. Опять получается, что нынешние цены просто сказочные…

Впрочем, если отталкиваться от 10 копеек за литр (а эту цену почему-то тоже считали огромной!), то получится, что по сравнению с началом 70-х годов нынешние цены все-таки более высокие… Но это, пожалуй, единственно транспортное исключение, которое наши предки исправили, подняв цену за короткий срок в четыре раза…

Что еще почитать:

Литр бензина за 100 рублей и «Нива» за 2,5 миллиона: как правильно сравнивать цены в СССР и сейчас?

Инвалидные мотоколяски в СССР: почему их нельзя было ни купить, ни продать

Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как вы наверное уже знаете, начиная со вторника жители деревни Свободы, форта Йорк и района Дистилляции смогут избежать трамвая по улице Короля и Королевы (хотя теперь они могли бы входить туда с заднего прохода). Взамен им предлагается воспользоваться новым сервисом Убера - УберХоп. Минив ...
Марафон   #91деньосени . Вдохновитель и организатор paprika_andlife   Краски осени Мой каталог. Задание #1 Задание #2 ...
«Военная территория. Вход без пропусков запрещен под угрозой наказания» Именно так гласит табличка на острове Örö (Ёрё). Но так было почти сотню лет, т.к. остров выполнял функцию военного форта. Ситуация изменилась в этом году, и теперь все желающие могут попасть на остров Örö (од ...
С первомайскими каникулами! Отлично отдохнуть! Надышаться весенным, самым сладким воздухом! Налюбоваться самой красивой зеленью года! Расслабиться и получать удовольствие от жизни! ...
В ЦСКА открыли новый способ восстановления поврежденных менисков. Надо прийти на встречу с Путиным и фанатами и выпить пиво. Говорят (с) хорошо помогает. ...