Раньше было лучше? Сравниваем цены на автозапчасти в СССР и сейчас

топ 100 блогов 5koleso17.08.2024

Наш мозг так устроен, что помнит в основном хорошее. Поэтому об СССР, у многих живших в то время, сохранились светлые воспоминания. Трава была зеленее, цены ниже, ну и так далее. Кто не помнит, например, что за одну копейку (!) можно было выпить стакан газировки без сиропа, а также приобрести простую школьную тетрадку, ластик или коробок спичек. За две копейки можно было позвонить из телефона-автомата: двушки всегда пользовались особым спросом. А за три копейки можно было купить в булочной четвертушку свежей ржаной буханки. За эти же деньги можно было выпить из автомата газировки с сиропом или приобрести тетрадку из плотной белой бумаги, а также оплатить проезд в московском трамвае! А поездка в метро стоила пять копеек. По нынешним меркам - почти бесплатно. Хотя, смотря как считать...

Впрочем, вернемся к транспортной теме. Примерно полвека назад дорожный велосипед стоил около 80 ₽, мотоцикл «Урал» с коляской – 1750 ₽, ЗАЗ-968М – 5600 ₽, ВАЗ-21011 – 7300 ₽, а «Волга» ГАЗ-24 – 11 200 ₽. Вскоре появилась ГАЗ-24-10, эта машина стоила уже 16 300 ₽. Чтобы хотя бы примерно пересчитать эти суммы в «день сегодняшний», нужно их помножить примерно на 250-300 – мнения по точной величине этого коэффициента расходятся. В любом случае особенно подчеркнем, что стоимость «Волги» была космической: инженер получал примерно 150 ₽ в месяц, а кандидат наук – около 400 ₽. Средняя зарплата в 1980 году составляла примерно 175 ₽. За квартиру, включая телефон, отопление, канализацию, газ и электричество, в среднем отдавали примерно 15-20 ₽. Волга стоила больше, чем пара жигулей, которые в техническом отношении находились на более высоком уровне. Но престижность обладания именно такой машиной затмевала все доводы рассудка. И это сильно затрудняет сопоставление тех цен с нынешними. Впрочем, если умножить стоимость той «Волги», скажем, на 250, то получим около четырех миллионов. И необходима какая-то надбавка за немыслимый престиж – хоть двойная, хоть тройная.

Купить шины, как и многие другие автозапчасти, в СССР было не просто – их нужно было «доставать». И если это удавалось – владелец автомобиля испытывал настоящее счастье. Фото: ТАСС
Купить шины, как и многие другие автозапчасти, в СССР было не просто – их нужно было «доставать». И если это удавалось – владелец автомобиля испытывал настоящее счастье. Фото: ТАСС

А вот стоимость проезда все равно была сказочно низкой. Помножьте те же 3 коп на 250 – получим 7,5 рублей. Сегодня, как мы знаем, разовый проезд в трамвае дороже во много раз.

Попробуем сопоставить стоимость запчастей. Шина на «Волгу» стоила примерно 120 ₽. Сегодня шина близкой размерности Kumho 205/60R15 стоит около 7000 ₽. В пересчете получается, что шины очень сильно подешевели. Комплект передних тормозных колодок на классические «Жигули» стоил примерно 7 ₽ – сегодня за него просят около 700 – 1000 ₽. Опять получается дешевле: вспомните коэффициент 250. Решетка радиатора на ВАЗ-2101 стоила 22 ₽ – сегодня такую деталь можно приобрести примерно за 750 – 1500 ₽. Снова выгода… Ветровое жигулевское стекло стоило 90 ₽ – сегодня его цена примерно 3000 ₽. Аккумуляторная батарея, стоившая примерно 50 ₽, сегодня стоит от 5 до 7 тыс. рублей. В общем, запчасти сильно подешевели!

Главной страшилкой тех времен был жигулевский распредвал. Барыги, тусующиеся возле автомагазинов, просили за него несколько сотен рублей – на прилавках магазинов его не было никогда. А сегодня вал в сборе доступен примерно за 5000 ₽. То есть чуть ли не даром…

Что касается бензина (дизтоплива тогда для частников просто не было), то в семидесятые годы литр АИ-93 стоил 10 копеек, но в 1978 году цена подпрыгнула вдвое. А в 1981 г фокус повторили – стоимость доросла до 40 коп. за литр. А-76 продавали по 30 коп/л. Тогда эти цены считались грабительскими! Помножим эту цену на 250 – получим вместо 40 коп примерно 100 – 120 рублей за литр. А сегодня топливо стоит примерно 50 ₽ за литр. Опять получается, что нынешние цены просто сказочные…

Впрочем, если отталкиваться от 10 копеек за литр (а эту цену почему-то тоже считали огромной!), то получится, что по сравнению с началом 70-х годов нынешние цены все-таки более высокие… Но это, пожалуй, единственно транспортное исключение, которое наши предки исправили, подняв цену за короткий срок в четыре раза…

Что еще почитать:

Литр бензина за 100 рублей и «Нива» за 2,5 миллиона: как правильно сравнивать цены в СССР и сейчас?

Инвалидные мотоколяски в СССР: почему их нельзя было ни купить, ни продать

Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет! Это снова мы, Катя и Андрей, ведём прямой репортаж из солнечной Сицилии :) Это наш четвёртый день в сообществе, а предыдущие находятся здесь , здесь и здесь . Сегодня, 9 мая, мы берём одну из наших собак и едем в Сан Вито ло Капо, курортный городок на северном побережье. А еще ...
Вiльно-повiльно, потихоньку-полегоньку, в пустенькие головки пушистеньких площадных революционерчиков, хоть в какой-то степени способных видеть и чуть-чуть думать, вползает объективная реальность, а вместе с нею и скользкий червячок сомнения в лучезарности происходящего. Пока что ...
Печально, но Белоруссия медненно и верно превращается в Корею и точно не в Южную. (фото: Яндекс Картинки) Не самые приятные овости приходят от наших соседей, после объявления о закрытии границ Белоруссия решилась на жесткий ответ Европейскому Союзу. Если до выборов Батька ...
Большинство из нас привыкло, что диких животных нужно снимать крупным планом телевиками, портреты, которые получаются всегда радуют нас. Но что делать, когда  в  силу каких либо причин - например это опасный хищник или животное пугливое и не подпускает близко. В ...
Девочку шести лет приводят в школу. На собеседовании её спрашивают, сколько она знает времён года. Девочка на минутку задумывается и уверенно говорит: — Шесть!.. Директор тактично ей намекает: — А если подумать?.. Ну, подумай... Девочка снова на мгновение зависает и говорит: — Честное ...