остановка “школьного автобуса” — Берлин
pora_valit — 20.10.2014Как устроена интеграция и адаптация не вполне владеющего языком ребенка?
Детей, которым нужна поддержка немецкого, разделили на две группы: “новичков” и “продвинутых”. Дочка пока в “новичках”, хотя ей там уже скучновато. Некоторые учителя — например, учительница математики — довольно хорошо говорят по-русски. И иногда переводят свои объяснения для Марфы и еще двух ее русскоговорящих одноклассников. Да, и еще на математике Марфу специально посадили с русским мальчиком, у которого сложности и с немецким, и с математикой, чтобы она ему помогала.
Сколько задают на дом? Есть ли дневник?
На мой взгляд, задают не очень много. Дочка в третьем классе, 4 раза в неделю у них 6 уроков в день, в пятницу — 5 . На домашние задания она тратит максимум час, и это при том, что даже математику она делает медленнее, чем обычно, ведь ей сначала надо разобраться с терминами, правильно понять вопрос и правильно сформулировать ответ. Дневники есть, самые обычные — для записи уроков и больше ни для чего. Вести дневник они должны сами, контролировать выполнение домашних заданий тоже. Об электронных дневниках тут не слышали. Но зато родителей просят расписываться на детских контрольных.
Как проходят контрольные?
Как раз сегодня были две контрольных по математике: кажется, ничем не отличаются от московских. Получили листочки — решили примеры — сдали листочки. Оценки получили почти сразу же.
Как школа охраняется?
Никак. Зайти может любой: школа выходит на две улицы, и оба входа открыты, правда, после 14.30 “парадный” вход закрывают. На днях, видимо, в школе что-то произошло: приезжала полиция и разговаривала с директором, после чего появился плакат, в котором “гостей школы, не знакомых с ней” вежливо просят не шататься по зданиям. Родители ждут детей или около школы, или поднимаются в кабинет (как я).
Может ли ребенок сам уходить из школы?
Да, когда ребенок поступает в школу, родители заполняют специальную анкету, где указывают, что он делает после окончания занятий: остается на продленке (но там очень сложно получить место, и ничего разумного на ней не делают), идет домой сам, ждет, пока его заберут (тогда нужно указать, кто именно — это могут быть как взрослые, так и старшие братья-сестры). Отдельно оговаривается, что делает ребенок, если занятия отменили (из-за жары, мороза, урагана и т.п.)
Как устроено школьное питание?
Обеды — это отдельная, моя любимая история. В середине каждого месяца родители получают меню на следующий месяц, в котором нужно выбрать блюда для своего ребенка на каждый день. Есть три варианта: условно “гамбургерный”, условно “здоровый” и условно “вегетарианский”. К каждому варианту еды прилагаются свежие овощи и фрукты в неограниченном количестве. Блюда, например, такие: клубнично-манговый суп с клецками, овощи в горшочке, китайский овощной суп с рисом, нюрнбергские сосиски со сливочным соусом и квашеной капустой, шницель с цветной капустой. Заполненную форму я отсылаю компании, которая готовит еду для нашей школы, а они в конце месяца списывают с моего счета. Один обед стоит 3,25 евро. В школе есть бесплатные завтраки для тех детей, которых рано (до 7.30) привозят в школу. Это шведский стол: мюсли, хлопья, йогрут, молоко, яйца, овощи и фрукты. Уроки в нашей школе начинаются в 8.05.
Принято ли дарить подарки учителям?
Нет. Но в конце учебного года некоторые дети подарили первой учительнице (в третьем классе учительница поменялась) крохотные букетики.
Есть ли родительский комитет?
Все как в России — никто ничего не хочет, но находится самая активная, отчаянная мама, которая готова всех обзванивать, всем писать, собирать деньги на новую магнитную доску и искать папу с дрелью, чтобы он повесил полочки.
Как общаются родители с учителями?
Наша учительница вывешивает всю информацию для родителей в “красный уголок”: какие тетради надо купить, как именно их обернуть, когда родительское собрание, кто из детей на какие допзанятия в школе ходит, кто не сдал анкету, когда бассейн и т.п. Если родители хотят встретиться с учителем, то договариваются об этом отдельно. Еще учитель дает свой мобильный, можно прислать смс и попросить перезвонить, чтобы обсудить какой-то срочный вопрос. Собрание пока было только одно, и ничем не отличалось от московских: какие экскурсии запланированы, кто будет собирать деньги на классные нужды (10 евро за полгода), есть ли у кого дома ненужные настенные часы, лейка и все в таком духе. А еще родители бурно жаловались на то, что детям слишком много задают на дом, и им некогда играть. Просили учительницу сделать два дня в неделю свободными от домашних заданий, сошлись на одном…
Как устроены всякие кружки и секции?
В государственную музыкальную школу попасть очень сложно: гигантская очередь, а частные очень дорогие. Но нам повезло, и мы попали в класс фортепиано. Занятия один раз в неделю — 45 минут, а еще есть хор, куда могут ходить дети, которые в школу еще не поступили, тоже один раз в неделю, но полтора часа. Марфа от музыкалки в полном восторге. Со спортивным секциями мы не успели разобраться, но уже понятно, что, например, футбол — не проблема. В нашем районе как минимум 4 футбольных поля и при каждом есть детская секция.
Школа обустроена для инвалидов?
Детей в колясках я не видела и, честно говоря, не уверена, что школа на 100% оборудована для этого: занятия проходят в кабинетах на разных этажах, а лифта или пандусов я не видела. В класс дочки ходил мальчик в очках с большими диоптриями и двумя слуховыми аппаратами. По ее словам, главным его отличием от других детей было то, что он шутил самые смешные шутки.
Есть ли предметы, которых нет в российских школах?
Есть религия, которую ведет учительница-лютеранка. На собрании объясняли, что рассказывать будут о трех основных религиях, об основных вопросах, которые задает себе человек: как быть хорошим другом, как разрешать конфликты и т.п. Но пока почему-то третью неделю изучают азбуку Брайля. Дочь в восторге. И да, еще им выдали на религии детский журнал, это был выпуск, посвященный Африке: как там живут дети, какие там животные, какие есть проблемы; все очень доступно, с множеством фотографий, картинок и даже комиксов, то есть ничего пугающего, но и идиллической картины не рисуют.
Что вас больше всего удивило?
Если честно — то, как в нашем классе ввели оценки. В земле Берлин, к которой относится Берлин, оценки становятся обязательными с 5-го класса. Но школы, в том числе и наша, вводят оценки раньше. Решение принимают родители голосованием. И каждый член семьи с правом опеки получает по голосу, а если опекун один, то он получает два. То есть, мама может проголосовать за оценки, а папа против. В нашем классе за оценки проголосовали практически единодушно. В Германии 6-балльная система оценок, где 1 это “отлично”.
Что больше всего нравится и не нравится ребенку?
Больше всего ее расстраивает плавание: почему-то их учат плавать, держа голову над водой, а в Москве тренер сразу учила дышать в воду. А нравится больше всего то, что на физкультуре в школе (бассейн — это дополнительно) не заставляют надевать черные шорты и белую майку и не наказывают (в московской школе учительница, если хоть раз переглянешься с подружкой, отправляла в конец строя).
http://pgbooks.ru/pg_recommend/life_with_kids/ob-elektronnykh-dnevnikakh-tut-ne-slyshali/
|
</> |