Оскар Уайльд, или Путь смирения
sergeytsvetkov — 19.08.2022Действительность всегда видится мне сквозь дымку из слов. Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.
Оскар Уайльд
О слиянии искусства с повседневной жизнью мечтали многие художники конца XIX века. Оскар Уайльд пошел еще дальше: он задумал превратить в произведение искусства свою жизнь.
Баловень судьбы и утонченный эстет, он говорил, что пришел в мир, чтобы видеть солнце и сполна опьяниться им. Жизнь послушно приносила ему свои дары, но Уайльд брал у нее только редкие вещи: славу, роскошь, общение с избранным обществом… Он сохранял изысканность даже в своих капризах: носил прическу Нерона, пил абсент — любимый напиток Шарля Бодлера. В его кабинете стоял стол Карлейля; садясь работать, писатель надевал халат с капюшоном, копировавший домашний костюм Бальзака, а листки бумаги были подобны тем, которые исписывал Виктор Гюго.
Темная сторона жизни совершенно не интересовала Уайльда, он даже едва ли признавал ее реальность. Однажды, увидев на улице нищего в грязных лохмотьях, Уайльд выбрал один из своих костюмов, продырявил его и отдал бедолаге, ибо чужая беда не имела права оскорблять взыскательный взор небожителя.
В 1891 году Уайльд познакомился с лордом Альфредом Дугласом — знатным юношей неземной красоты, к которому даже мальчишки на улицах обращались так: «Прекрасный маленький принц, купите газету!» В усладах запрещенной законом греческой любви писатель увидел лишь развлечение для избранных: «Прекрасный грех, как и все прекрасные вещи, — привилегия богачей». Но судебный приговор — два года каторжных работ (это было максимально возможное наказание по статье за содомию) — заставил его пересмотреть свою философию жизни.
Поначалу Уайльд едва не сошел в тюрьме с ума. Вглядываясь в кружева паутины в углу камеры, он видел в ней свое лицо. Ему понадобилось собрать все душевные силы, чтобы в глубине отчаяния обрести последнюю, но зато самую прочную опору. И однажды он написал: «Теперь я чувствую, что в моем существовании затаилось нечто, что говорит мне: все в мире имеет смысл — в особенности же страдание. Это нечто, во мне глубоко сохраненное, как клад в поле, — есть смирение».
Да, грех был мой, и я не понял это.
Теперь же лира в склеп заключена,
Где лишь неугомонная волна
О голый берег бьётся без ответа.
Глубокую могилу роет лето.
Себе в долине, вянущей от сна;
И долго ива ждать обречена
Из рук зимы серебряного цвета.
О. Уайльд
Достоевский не зря говорил молодым писателям: «Вам бы в тюрьме посидеть, молодой человек».
P.S.
После освобождения из тюрьмы Уайльд опубликовал несколько статьей с предложениями по улучшению условий жизни заключённых. В 1898 году Палата общин приняла «Акт о тюрьмах», в котором отразились многие предложения Уайльда.
В конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании, обойдя Шекспира и У.Черчилля.