Оскар 2022: выдача и раздача
movie_rippers — 29.03.2022Оскар состоялся несмотря ни на что. Состоялся вчера ночью. Руководствуясь политической повесткой дня, Американская киноакадемия предпочла ограничиться лишь краткими словами поддержки в адрес одного несостоявшегося эуропэйского государства, несостоявшегося президента (и не вполне состоявшегося в прошлом актёра) которого так и не дали в прямой эфир для высшего света, несмотря на крики Шона Пенна, которому теперь придётся плавить оба своих Оскара (на пули, очевидно). Американский высший свет ещё раз напомнил, что он расположен на вершине пищевой цепочки, а «борцы за свободу» — где-то там, внизу. Показные помахивания двухцветной ленточкой на красной ковровой дорожке перед началом церемонии оказались лишь работой на камеру — у Джейми Ли Кёртис, например, во время самой церемонии ленточка превратилась в милую ручную собачонку. Кстати, очень символично...
Итак, сначала о раздаче. Она в нынешнем году вновь пошла по принципу «всем сестрам по серьгам», и вновь сделав акцент на политкорректности. Триумфатор церемонии — фильм «CODA: ребёнок глухих родителей». Я уже подробно писал о нём здесь. Картина о проблемах интеграции в общество инвалидов, в данном случае — глухонемых. Фильм невероятно трогательный, искренний и настоящий. И, несмотря на сложную проблематику, удивительно уютный и добрый. Вообще, кино про инвалидов снимается крайне редко (это на фоне негритянской и ЛГБТшной помойки, которая раздувается и воняет сильнее день ото дня), поэтому оглушительный успех фильма на нынешней церемонии — огромный прорыв для кино этого жанра. Картина отработала по полной, получив все три Оскара по всем трём номинациям, по которым была выдвинута — лучший фильм года (это невероятнее всего, скорее ожидания склонялись в пользу «Власти пса», «Вестсайдской истории» или даже «Не смотрите наверх!»), лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана. Глухонемой актёр, а именно Трой Коцур, впервые в истории получил Оскара. Что ж, не всё ж негров награждать... Награждён совершенно заслуженно, поскольку роль свою исполнил прекрасно.
Полностью же отработал и фильм «Глаза Тэмми Фэй», выдвинутый в двух номинациях и по ним же получивший свои премии. Невероятно рад за Джессику Честейн, ставшей лучшей актрисой — я говорил ещё два месяца назад, что она единственная из актрис года, реально заслуживающих Оскара за виртуозное исполнение этой роли. Второй Оскар — за потрясающий портретный грим, превративший красавицу-актрису в обрюзгшую мерзкую тётку, обитающую в собственных иллюзиях.
Собственно, дальше политкорректность следовала в нужном фарватере. Чёрные актёры получили свои Оскары, хотя их роли в этом году — далеко не лучшие на фоне конкурентов. Очень предсказуемо лучшим актёром стал Уилл Смит за «Короля Ричарда», а лучшей актрисой второго плана — Ариана деБозе за «Вестсайдскую историю» Спилберга. Смит вдобавок ещё разыграл спектакль под названием «Оскорблённый муж» и типа врезал по морде ведущему церемонии за шуточку про лысеющую жену Смита Джаду Пинкет. Было ясно, что сценка срежиссирована для пущей анимации, но потом Смит разрыдался, когда получал статуэтку, вновь распустив сопли про «свой народ» и попросив у Академии прощения. «Ай-яй-яй!», сказала Академия и вроде простила. Иначе потом на коленях придётся перед ним ползать, он же чёрный...
Наконец, лучший режиссёр у нас вновь женщина. Третий раз в истории премии и второй год подряд. Очень ожидаемо им стала Джейн Кэмпион за свой атмосферно-камерный притчевый вестерн «Власть пса». О нём подробнее тоже здесь. Это единственный Оскар у картины, что обозначило её провал на премии, поскольку выдвигалась она по максимальному числу номинаций — по двенадцати.
Дальше — всё ещё предсказуемей. Но это совершенно не означает, что всё не так, как надо. Вот здесь как раз всё очень в кассу, как говорится. Кеннет Брана получил своего Оскара за оригинальный сценарий к автобиографическому, историческому и ностальгическому «Белфасту» (единственная премия фильма из семи номинаций), Рёсуке Хамагути — за фильм на иностранном языке (а тут их целых четыре — японский, китайский, корейский и корейская версия языка глухонемых) «Сядь за руль моей машины», снятый по повести Харуки Мураками и рассказывающий о международной постановке чеховского «Дяди Вани» в Хиросиме (единственная премия фильма из четырёх номинаций — успех «Паразитов» вновь остался недосягаемым), а «Круэлла» — за охренительные костюмы, переносящие нас во вселенную стильного Лондона 60-70-х. Лучшей песней тоже ожидаемо и заслуженно стал трек Билли Айлиш для последнего бондовского фильма «Не время умирать» (единственная премия фильма из трёх номинаций).
А теперь про выдачу. Выдача у нас состоялась в адрес фильма Дени Вильнёва «Дюна». Практически все технические Оскары достались в этом году ему — оператор, монтаж, звук, музыка, визуальные эффекты и художественное оформление. Почему выдача? Потому что премии фильму просто выдали, учитывая широкий резонанс вокруг него, что напомнило мне ситуацию вокруг первой серии «Властелина колец» Питера Джексона. Выдача, потому что как минимум в половине случаев были картины посильнее — например, художественное оформление «Аллеи кошмаров» Гильермо дель Торо в разы выше, а операторски решены та же «Аллея кошмаров» или «Трагедия Макбета» Джоэля Коэна намного гениальнее. Вот насчёт визуалки полностью согласен — мы устали от однотипных марвеловских трюков, так что здесь «Дюна» катит. Что лишний раз подтверждает её статус «жвачки для глаз».
Собственно, на этом всё. Церемония в этом году больше напоминала Золотой Глобус, потому что ковид ещё с нами, так что бомонд восседал за столиками и на расстоянии друг от друга, а не как в зрительном зале огромного кинотеатра. И скромными словами фальшивой поддержки она до боли напоминала церемонию 2014 года, когда заваруха в одной несостоявшейся эуропэйской стране только начиналась...
(c) petrus_paulus