Опиум для народа (про британских убийц)
qebedo — 08.07.2018 По просьбам читателей - перепост пост аж четырехлетней давности...Опиумные войны - это такой жупел, махая каковым все "укушенный англичанкой" до сих пор оправдывают свое неадекватное поведение: смотрите, мол, как они, суки-наркоторговцы, занаркоманили целый народ, а когда его правительство решило "пресечь мировой преступный наркотрафик", Британия аж солдат послала на защиту своей наркосети... Ну, история для дураков - она всегда выглядит плоской, черно-белой и очень доступной для понимания дураками же. Тогда как человек умный даже если и не знает, то всегда догадывается - на самом деле всё выпукло-вогнутое, цветное и довольно сложноустроенное.
Итак, опиум для китайского народа... Начнем с того, что появилась эта торговля из-за... самих китайцев. В XVIII веке Цины неохотно, со скрипом, но создали госкорпорацию Гунхан (в которую мог войти любой торговец при одном "маленьком" условии - подарить казне 740 кг серебра), члены которой получили право лишь в одном-единственном порту Гуанчжоу... не-а, не торговать с иноземцами, а продавать им китайские товары. Потому что европейцам очень нужны были китайские шелк, чай и фарфор, а вот китайцам всё то, что им могли предложить чужеземцы, нафиг не требовалось. Не то чтобы дешевые промтовары или, особенно, орудия труда не нужны были рядовому китайцу - правящая династия ни на грамм не была заинтересована в том, чтобы китаец их получал, ибо в стране существовал режим официальной изоляции от всего мира.
Естественно, что такая вывихнутая торговля - товары на натуральные деньги (бумажки и прочие векселя-шмекселя Цины на дух не переносили) - не могла нравится иностранцам, и в первую очередь британцам. Попытки повлиять на императоров дипломатически и открыть рынок для свободной торговли потерпели крах, ибо Цины не как дети, не как артисты, а как всерьез уверенные в этом люди считали, что являются повелителями всего мира, а все остальные должны им по жизнии вообще и в рот глядеть в частности. В общем, купцы были в отчаянии, пока не нашли товар, который китайцы, во-первых, поглощали в неимоверных количествах, а во-вторых, были готовы потреблять, несмотря на любой страшной силы запреты своего правительства. Речь шла об опиуме - который, по счастливому стечени обстоятельств, выращивали в товарных кол-вах в Бенгалии (восточная Индия) для "внутреннего потребления" (индусы бханг сами очень уважали). Индийские (то бишь британско-индийские) плантаторы начали расширять его производство и возить урожай в Китай.
Тут надо сразу оговорить две вещи. Во-первых, в Европе середины XIX века не было никаких юридических запретов на употребление наркотиков вообще и опиума в частности. Более того - настойка опия продавалось в любой аптеке как успокаивающее средство, и тысячи английских домохозяев и домохозяек весьма твердых моральных принципов и правил пили ее "просто на ночь". Конечно, "какие-то там" подозрения уже зарождались - Томас Де Квинси издал свою "Исповедь англичанина, употребляющего опиум", где доказал пагубность сего пристрастия "для разума и души", но с чисто медицинской точки зрения механизм воздействия на организм человеков того же алкоголя (и вред от него) был гораздо более изучен (и алкоголизм куда больше порицался - просто в силу того, что был куда более распространен). И посему обвинения в "наркоторговле" и "организации наркотрафика" беспочвенны потому, что юридически торговля опиумом не была преступлением, а "морально-нравственно" ее осуждали намного меньше, чем сейчас продажу алкоголя или табака.
Во-вторых, китайцы, конечно, знали о вреде опиума побольше, ибо у них это пристрастие было куда более массовым, и его последствия они наблюдали уже давно. Но слезы "исторЕГов", пытающихся размахивать нынешними законами и инструкциями ФСКН и пишущих о "неугасимой борьбе китайского правительства с опиумом" - они на самом деле крокодиловы (даже ежели льющие их и не догадываются об этом). Ибо главными в "наркотрафике" были не индийские плантаторы и не английские капитаны - опиум в Китай впускался "доблестными бойцами" патрульного флота, которые и обязаны были его "ловить". Схема была мощная и сложная, возглавлял ее губернатор провинции Гуандун, который, к тому же, три раза в год отправлял "подарки" к императорскому двору именно что "с незаконных доходов". То бишь, профит с бизнеса имел и сам Сын Неба. Патрульный флот как-то даже пытались распустить - но ненадолго, нажав на "нужные рычаги" при дворе, коррупционеры его восстановили.
Да и вообще, большиство китайских чиновников были не против опиума в принципе. Их больше всего удручал отток серебра из страны. И на судьбоносном заседании совета высших сановников государства, созванном императором Даогуаном в 1838 году, было озвучено три мнения. Первое, главы внешнеполитического ведомства Му Чжанэ - да ничего не надо делать, ибо "еще больше" запрещать опиум бесполезно, а отменять ранее сделанные запрещения есть потеря лица. Второе, сановника Сю Найцзи и губернатора Гуандуна Дэн Тинчженя - легализовать торговлю, чтобы не платить за опиум серебром, а "отдавать товарами" (теми же шелком, чаем и фарфором), да и вообще, можно завести свои плантации опиума
Вот, собственно, из-за чего и началась 1-я опиумная война. Видите, как длинно, непросто и трудновато для запоминания и понимания. Посему, видимо, еще очень нескоро прекратятся вопли кликуш от истории о "нарковойнах", "наркокапиталистах" и "наркопреступлениях"...
|
</> |