«Советская Лоллобриджида».
vitkvv2017 — 10.11.2024 Теги: Высоцкий ЛоллобриджидаКак вдова великого Ивана Пырьева стала женой и музой главного красавца СССР. Часть 1.
15 марта отмечает день рожденья одна из самых загадочно-таинственных актрис советского киномира – Лионелла Стриженова (Пырьева)
Лионелла Скирда-Пырьева-Стриженова. Фото из открытых источников
Кто-то мне возразит: в чем ее загадка? Ну да, много-много лет назад успешно сыграла прелестную Грушеньку в «Братьях Карамазовых», плюс дважды - возлюбленную героев Владимира Высоцкого (в «Хозяине тайги» и «Опасных гастролях»), чьи ленты давно считаются культовыми. Но более 30 лет назад на своей актерской карьере вообще поставила крест.
А разве не уникально, что Лионелла Ивановна стала женой двух удивительных личностей - сначала легендарного режиссера, шестикратного лауреата Сталинской премии Ивана Александровича Пырьева, а затем одного из самых знаменитых красавцев и талантов того времени - актера Олега Стриженова?! Причем, оба выбрали ее из бессчетного множества кандидаток, делали официальное предложение руки и сердца, долго уговаривали, с трепетом ждали «приговора». Понимали: эта женщина не годится для легкой любовной интрижки, а рождена быть музой, железобетонным семейным тылом, подругой всей жизни, не меньше!
Кстати, "хронический ловелас" Олег Стриженов написал целую книгу «Исповедь», где назвал Лионеллу главной женщиной своей невероятной по насыщенности жизни. Однажды он сказал фразу, которая многое объясняет: «Меня невозможно взять. Никому. Я сумел остаться независимым даже в самой зависимой в мире профессии. А уж про семейные отношения и говорить не приходится. Лина - это мой выбор. Самый правильный и лучший в жизни».
…Не буду рассказывать, как и при каких обстоятельствах мне удалось уговорить Лионеллу Ивановну на интервью, которые она дает крайне редко, но знаю точно, что порог ее квартиры на Смоленской улице, где на фасаде дома висит мемориальная доска, посвященная ее первому мужу, а по всем комнатам – ее шикарные портреты кисти мужа последнего, из моих коллег переступали считанные единицы.
Фото из открытых источников
ВЛЮБИЛСЯ ГЛАВНЫЙ БАНДИТ ОДЕССЫ
- Лионелла Ивановна… И откуда у вас такое «хитрое» имя?
- Я родилась перед самой войной, в Одессе… А в кого могла влюбиться моя мама-одесситка? Только в моряка загранплавания! Она и влюбилась, и даже некоторое время родители плавали на одном корабле – мама туда устроилась горничной.
А с моим именем вышла целая история. Когда мама была беременна мною, они с папой оказались в Италии. Там, гуляя по портовым магазинчикам, встретили девушку, по словам мамы, красоты неописуемой. Спросили: как ее зовут. Оказалось, – Лионелла. Вот и решили, если родится дочь, назвать ее этим заморским именем – пусть будет похожей на нее. И это при том, что все мои братья и сестры носили вполне обычные имена - Евгения, Анна, Ольга, Виктор. А я… Папа – Иван. Лионелла Ивановна Скирда – представляете контраст?! (Смеется.) Из-за этого я всегда попадала в достаточно щекотливые ситуации. Спрашивали: «Как вас зовут?» «Лионелла». «О!!! А отчество?» «Ивановна…» Пауза. Помню, художественный руководитель нашего курса в ГИТИСе надо мной подтрунивал, называя «Лина Лоллоскирдина».
- А как одесситку-морячку с таким экзотическим именем занесло в театральную Москву?
- Попутным… После войны родители уехали работать на Дальний Восток, я осталась жить с бабушкой. Училась в суровой женской гимназии. И сколько себя помню, бредила театром, пропадала там все свободное время - смотрела из-за кулис спектакли, сидела на репетициях. Благо мы жили в Колодезном переулке - в доме, вплотную прилегающем к зданию Одесского государственного русского драматического театра, и лучшие столичные театры, приезжавшие летом в Одессу, давали спектакли именно там. Поэтому я с раннего детства впитала в себя всю классику, помнила все монологи, мысленно переиграла всех героинь. Стала чуть постарше – из драмкружков не вылезала. Ну а бабушке, естественно, нравилось, что я не на свидания к мальчикам бегаю, а участвую в постановках, школьных концертах. Хотя мальчики на меня внимание уже обращали.
- А вы были влюбчивая?
- Да вы что! Даже в мыслях ничего подобного не было. Помню, в классе пятом-шестом, к нам в школу приглашали «духоперов» - так называли ребят из местного военного училища. С «духоперами» мы танцевали полонез, мазурку. Но все равно их боялись. А в старших классах вообще ужас: на меня «положил глаз» урка, как мне потом сказали, главный бандит Одессы. Узнал, где живу, стал преследовать. Сам – квадратный качок, в прохорях и с золотой «фиксой» во рту. Я так перетрухала! В итоге полгода выходила на улицу только в сопровождении бабушки. Мне просто повезло – вскоре этот урка опять кого-то убил и его посадили.
Олег Стриженов, Лионелла Скирда. Фото из открытых источников
- Мечтали об актерской карьере?
- Конечно, я мечтала стать артисткой! Тем более, что второй моей большой страстью был кинематограф. Особенно после «Овода»! Когда в 1955 году я, десятиклассница, пришла на премьеру этой картины по знаменитому роману Войнич, была просто потрясена и фильмом, и главным героем Артуром – молодым, красивым, бесстрашным, с колоссальным чувством юмора. Таких лиц, такой актерской игры я в нашем кино до этого не видела. Он смотрел на меня с экрана, и будто бы всем своим видом манил: «Иди сюда!» Вот тут уже мое решение поехать в Москву поступать в театральный стало окончательным и бесповоротным.
- Речь идет об «Оводе» режиссера Александра Файнциммера, где Артура сыграл…
- Правильно – Олег Стриженов! А самое удивительное, что вскоре мы встретились. Тем же летом, проходя мимо Оперного театра, я увидела, что идут съемки. Ничего особенного – для Одессы это обычное дело. Подошла поближе и вижу: в самом центре съемочной площадки стоит… тот самый Артур из «Овода». Сердце чуть не выскочило из груди! Попыталась через толпу протиснуться поближе к веревочному оцеплению, но никого не пускают. Стою, как околдованная, глаз не могу отвести от него. Вдруг он сам подходит и говорит: «Пропустите эту девочку, пусть посмотрит». Берет меня за руку и заводит за ограждение. «Вы не Джина Лоллобриджида?» «Меня зовут Лионелла», - ответила я… Это были съемки «Мексиканца», где Стриженов играл боксера Фелипе Риверу. Наша первая встреча!
ОЧЕНЬ ЛЕГКИЙ ХАРАКТЕР
- Вы с первого раза потупили в ГИТИС. Как столица вас встретила?
- А я не считала себя провинциалкой. Я приехала из большого города, тем более портового. У меня были по тем временам самые модные заграничные вещи – одежда, косметика, не с барахолки, а со знаменитого одесского Толчка. Помню, у меня были туфли, самый последний писк моды – вот на таком двадцатисантиметровом каблуке. Чтобы их надеть на экзамен, ко мне выстраивалась длиннющая очередь. Даже экзаменаторы удивлялись: весь курс ходит в одинаковых туфлях! И в плане раскованности… Она у меня была, безусловно. Я никогда не строила из себя сироту казанскую, общалась со всеми на равных, не вступала в конфликты и легко находила общий язык со всеми. У меня очень хороший, легкий характер, я по гороскопу – Рыба.
В фильме "Вольный ветер", 1961 год
- Вы начали сниматься еще студенткой. Режиссеры «охотились» на вас?
- Да нет, ничего такого особенного не было. Более того, мой первый опыт в кино вообще едва не оказался последним. На третьем курсе меня пригласили в Киев сниматься в каком-то фильме. А это, как известно, преподавателями института, мягко говоря, не приветствовалось. Но хотелось – жутко! Поэтому я уехала тайно, передав через подругу, что лежу больная, с большой температурой. Но все вскрылось, разразился страшный скандал. Не знаю, чем бы это закончилось для меня, - позорным исключением, прочими карами… Короче, пришлось просить прощения у всего курса. Причем, публично! Меня простили, но от режиссеров я еще долго потом просто шарахалась. И потом, знаете, при всем уважении к кинематографу, все-таки наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. Мы не представляли себе лучшей участи, нежели выходить на сцену и играть классику, создавать образы.
- Ну а то, что в 1961-ом на съемках «Вольного ветра» чуть ли не вся Ялта сбегалась на вас поглазеть, правда?
- (Смеется.) Тогда по городу пошли слухи, что снимается фильм с молодой красивой девушкой, у которой тончайшая талия и очень красивый бюст. Это сейчас такой фигурой никого не удивишь, потому что у многих силиконовая грудь. А тогда всем было интересно!
Л. Пырьева, 1968 год. Фото из открытых источников
ПРЕДАТЕЛЬСТВО МАРИНЫ ЛАДЫНИНОЙ
- В «Исповеди» Олег Стриженов описывает, как в начале шестидесятых случайно встретил вас «в компании молодой актерской братии», и был вами просто «загипнотизирован».
- Это было в первых числах января 1962-го – в ресторане ВТО. Я тогда уже работала в театре имени Станиславского. Мы оба вспыхнули мгновенно! Такие чувства накрыли обоих - не было никаких сил сопротивляться. Мы начали встречаться. Но длился наш тайный роман недолго. Молодые, горячие, ведомые страстью, но и… чувством долга. У Олега была жена, пятилетняя дочь Наташа, к которой он был сильно привязан. Я видела, как он метался, переживал. Я сама места себе не находила, но разбить его брак я считала невозможным.
Для обоих - тупиковая ситуация! Вот я и решила: раз вместе нельзя, рубить под корень. Сама резко ушла, но отходила очень долго, мучительно. Пока не случился мой шестилетний брак с Иваном Александровичем Пырьевым…
И. Пырьев. Фото из открытых источников
«Советская Лоллобриджида», часть 2. Лионелла Стриженова-Пырьева - о предательстве Марины Ладыниной и сокровищах «Ивана Грозного»
Лионелла Стриженова-Пырьева. Фото из открытых источников
- Как вы познакомились с Иваном Пырьевым?
- При довольно курьезных обстоятельствах. Во время работы над картиной «Вольный ветер», где я играла свою первую главную роль, я проспала съемку. Приезжаю, мне говорят: «Вызывает Пырьев!» Иван Александрович был художественным руководителем «Мосфильма», все его страшно боялись. Я пришла. Он прочитал мне суровую лекцию о том, что «начинающей актрисе некрасиво опаздывать», объяснил, сколько стоит съемочный день. Пригрозил «повесить» всю неустойку на меня. «Хорошо, - отвечаю, - вешайте!» На этом все и закончилось. А через год Пырьев въехал в дом на Смоленской, где я жила в квартире, предоставленной театром. Мы стали соседями, познакомились поближе. Бывало, откровенничали, разговаривали по душам, как две подружки.
Марина Ладынина. Фото из открытых источников
- Вы знали, что у женатого на звезде советского экрана Марине Ладыниной Пырьева как раз в это время был сумасшедший бурный роман с 19-летней второкурсницей ВГИКа Людмилой Марченко?
- Ну конечно! Я рассказывала ему о своей любовной драме, о Стриженове, он мне – о своей. И несмотря на то, что о его разрыве с Ладыниной и романе с Марченко тогда судачила и сплетничала вся театральная Москва, я знала о его жизненной ситуации всю правду - из первых уст. А ситуация у него была очень тяжелая – Иван Александрович тогда неважно выглядел, был в разобранном, даже депрессивном состоянии. Я считаю, что Марина Алексеевна в их разрыве отчасти была виновата сама.
- В чем конкретно ее вина?
- Ей как умной и мудрой женщине нужно было запастись терпением и молчать. Закончился бы этот роман с Людой, и все вернулось бы в нормальное русло. А Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев - развратник, открыто живет с молодой любовницей. То есть устроила скандал публичный! Чистовик отправила, а черновик порвала и бросила в ведро. Домработница склеила обрывки на картоночку, позвонила Пырьеву: «Иван Александрович, на вас донос!» Он приехал домой на Котельническую набережную, забрал чемоданчик со сценариями, книгами и уехал в дом отдыха в Болшево… Я больше чем уверена: если бы не это гнусное письмо в ЦК, все закончилось бы воссоединением семьи. Пырьев очень любил сына Андрея и никуда уходить не собирался.
- Откуда такая уверенность?
- Иван Александрович мне в этом лично поклялся! Но он не смог перенести такого предательства и вычеркнул Марину из жизни. Напрочь! Я как-то случайно нашла между страниц одной из книг её фотографию, на которой она ещё молодая, в кокетливой шляпке. Принесла ее Ивану Александровичу: «Что с ней делать?» Пырьев молча в клочки порвал снимок и выбросил.
Людмила Марченко. Фото из открытых источников
И по поводу Марченко он мне все сам откровенно рассказывал. Иван Александрович уже был в возрасте, когда Люда сама предложила ему связь интимную. Уж не знаю, в обмен на покровительство и роли, - меня никогда не интересовали такие подробности. Но то, что она предложила себя сама, - точно. Пырьев пошел на это, не думал, что зайдет так далеко.
Люда снялась у него в картине «Белые ночи» по Достоевскому. А потом… Это был настоящий сумасшедший дом – она всячески дурила Пырьева, врала, он не верил в ее измены, прощал. Затем в самый разгар их отношений Марченко вдруг вышла замуж за сына замминистра финансов Володю Вербенко. Но все равно продолжала приходить к нему. Когда Люда развелась, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и переехал к ней. Все это продолжалось до тех пор, пока Иван Александрович не застал ее в самом непристойном виде, причем, с человеком, которого она приводила в их дом под видом друга. Именно после этого Пырьев решил порвать с Марченко окончательно. Не появилась бы в его жизни я, появилась бы другая.
- То есть он решил клин клином вышибать?
- Именно так. И этим клином оказалась я! Буквально через месяц Иван Александрович предложил мне выйти за него замуж.
- Ожидали?
- Нет, для меня его предложение было как обухом по голове. У нас же были просто добрые, хорошие отношения, ничего больше. Я ответила, что должна все серьезно обдумать. Взяла паузу. Он очень красиво, трогательно ухаживал…
Особенно меня тронул его поступок, когда я во время гастролей нашего театра в Горьком я серьезно заболела ангиной. Узнав об этом, он наутро примчался - с цветами, привез лекарства, лимоны, которых в те времена было не достать. Через местный обком организовал консилиум врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. В конце концов, все взвесив, я сказала «да».
- Не смущала разница в возрасте? Вам 24, ему – 60.
- Об этом я вообще не думала. Да и не выглядел Пырьев стариком. Он был сильным, энергичным, безумно талантливым человеком. Настоящий – человек-глыба. Он сыграл огромную роль в моей жизни – и в творческом плане, и духовном. Мне с ним было очень интересно. И потом не забывайте: мы встретились, когда оба переживали тяжелый кризис в личной жизни и буквально спасли друг друга.
С Иваном Пырьевым на съёмках фильма "Братья Карамазовы"
"Братья Карамазовы", 1968 год
- Вас не пугала его скандальная слава «Ивана Грозного»?
- Последние годы на Ивана Александровича наговаривают невесть что: и такой, и сякой, и «невоздержанный хам, одиозная личность», и «играючи ломал актерские судьбы», «несогласных стирал в порошок»…
Поверьте: это все легенды! Я снималась у него в двух картинах и могу сказать, что более тихого, нежного и деликатного режиссера я в своей жизни не встречала. Ко всем актерам он относился как к божествам! А все так называемые «жертвы Пырьева»… Если разобраться хорошенько, честно, положа руку на сердце, то они сами виноваты в своей изломанной судьбе.
- Наверняка по поводу вашего брака шептались за спиной, ходили разговоры, что вы его женили на себе из корыстных побуждений…
- Конечно, ходили! Когда Иван Александрович умер, многие были уверены, что я «добилась своего – завладела несметными сокровищами Пырьева и стала миллионершей». Хотя на самом деле в тот момент у него на сберкнижке было всего то ли 11, то ли 17 рублей. Он же ничего не копил, а помогал очень многим.
Между тем официально оформить наши отношения нам долго не удавалось – три с половиной года Марина Алексеевна не давала развода. Но я на это не обращала внимание абсолютно. Более того, горжусь тем, что первой в СССР пренебрегла общественным мнением и поступила так, как мне подсказывало сердце. Я никогда не требовала от Пырьева, чтобы он побыстрее оформил наши отношения в ЗАГСе – это была его инициатива, именно он на этом настаивал. Мы появлялись с ним в Кремле на приемах, он представлял меня как жену. Мне нежно целовали руку члены Политбюро ЦК Михаил Андреевич Суслов и Петр Нилович Демичев. И жили мы с ним все эти шесть лет прекрасно, полноценной семьей. Я была предана ему искренне, всецело, и ни разу не пожалела о том, что вышла за него.
- От чего он умер?
- Иван Александрович скончался внезапно - остановилось сердце во сне. Потому что всю жизнь работал на износ, не щадя себя.
В фильме "Опасные гастроли", 1969 год
Кадр из фильма "Опасные гастроли"
ДЛЯ ВЫСОЦКОГО ПОЩЕЧИН НЕ ЖАЛЕЛА
- Лионелла Ивановна, если честно, вы за свою жизнь многим мужчинам вскружили голову, разбили сердце?
- Без ложной скромности скажу, что, когда вышел фильм «Братья Карамазовы», мужчины смотрели на меня с восхищением.
- Вам дважды довелось сыграть роль возлюбленной героев Владимира Высоцкого. Это яркая страница вашей кинокарьеры?
- Я знала Володю еще со студенческих времен - он учился в Школе-студии МХАТ, жил рядом на Первой Мещанской и частенько ошивался у нас в общаге на Трифоновке. Это наше студенческое общежитие (между прочим, бывшие царские казармы) напоминало проходной двор. Там же обитали мои однокурсники - знаменитый Ихтиандр Володя Коренев и ныне, к сожалению, покойный Юра Васильев, сыгравший оператора Рудольфа в картине «Москва слезам не верит».
Жили мы очень весело – тогда все играли на гитарах, сочиняли, пели. Иногда и Высоцкий встревал со своими блатными песнями, которые у нас успеха не имели. Нам же романсы подавай! Я очень поздно узнала, что он поэт, бард. Году в 1964-м случайно у Михаила Шатрова на дне рождения услышала какую-то песню, спросила: «Что это?» «Как? Ты не знаешь? Это же Высоцкий!» А в 1968-ом нас пригласили сниматься в фильме «Хозяин тайги».
- Что больше всего запомнилось?
- Финал снимался в очень трудных условиях: быстротечная речка, я на ходу должна была выпрыгнуть из лодки и дать Высоцкому пощечину. Сцену мы репетировали долго и нудно – у меня никак не получалось влепить как следует. Дублей было сделано не считано. Режиссер Владимир Назаров кричит: «Плохо! Ты к-а-ак врежь ему по морде!» Наконец у меня получилось. Потом Володька подошел, и так, шутя сказал: «Смотри, Линочка, я тебе как-нибудь отомщу». И точно! Через год мы снимались с ним у Георгия Юнгвальда-Хилькевича в «Опасных гастролях». И надо же так случиться, что там по сценарию все наоборот: герой Высоцкого дает пощечину моей героине. Володя все веселился: «По-моему, я эту сцену запорол!» Режиссер кричит: «Стоп, хватит!» А он: «Давайте снимем еще дублик!» И дублей тоже было предостаточно.
- Потом ходили слухи, что он за вами ухаживал. Было?
- Нет. Тогда с ним на съемках была Марина Влади, и ему было вообще не до чего.
С В. Высоцким в фильме "Хозяин тайги", 1968 год
МОЙ ВЫБОР - СЕМЬЯ
- Как получилось, что жизнь вас с Олегом Стриженовым снова свела?
- После смерти Ивана Александровича я много работала - часто ездила с «Братьями Карамазовыми» за границу, с творческими встречами гастролировала по стране. Даже случайно пересекаясь на кинофестивалях, мы с Олегом, как правило, только сухо здоровались и расходились в разные стороны. Я знала, что он давно развелся и с первой женой – Марианной, и со второй – актрисой Любовью Земляникиной.
Когда в 1975 году я узнала, что Стриженов - мой партнер по фильму Петра Тодоровского «Последняя жертва», хотела отказаться. Но сдержалась, хотя нервничала, конечно. С момента нашего расставания прошло 13 лет! Мы нормально отыграли совместную сцену, и практически сразу стало понятно, что наши чувства никуда за это время не ушли. И тем не менее ему пришлось еще меня добиваться. На все его попытки сделать мне предложение я отшучивалась. А потом в один прекрасный день Олег пришел на озвучивание, опустился на колено и при Петре Ефимовиче Тодоровском и всей съемочной группе сказал: «Лина! Я делаю тебе официальное предложение. Выходи за меня замуж!» Конечно, это произвело на меня сильное впечатление!
Кадр из фильма "Последняя жертва", 1975 год
- Вы в этот момент были замужем?
- Да, как раз в тот момент был у меня брак, но не очень удачный, все шло к разводу. Поэтому я тут же согласилась... Поняла, что мы просто созданы друг для друга и нам на небесах предначертано быть вместе. Жизнь это подтвердила. 12 ноября 1976 года мы официально расписались, и с тех пор неразлучны.
- Почему вы ушли из профессии?
- Когда мы поженились, мне было уже 38 лет, Олегу Александровичу – 47. И я отлично понимала, что таких ролей как Грушенька в «Братьях Карамазовых», Софи в «Опасных гастролях» или графиня Круглая в «Последней жертве» у меня больше не будет. А снижать уровень – какой смысл?
И потом я считаю, что в семье не должно быть двух «звезд», людей с большими профессиональными амбициями, встречающихся урывками – в краткие перерывы между съемками. Это в корне неверно. И я выбрала для себя дом, семью. Всегда отдавала себе отчет в том, кто такой Олег Александрович Стриженов. Решила посвятить этому человеку свою жизнь. Обеспечить надежный тыл, уют.
Семья Стриженовых
- Вас с мужем давно не встретишь даже на кинофестивалях, живете обособленно, закрыто. На что живете и чем сегодня наполнена ваша жизнь?
- Все, что вы видите в этой квартире, - нажито и появилось здесь еще при советской власти, до перестройки. Раньше я задумывалась: хочу я это купить или не хочу, а сейчас – могу или нет. Мы не курим, алкоголя не пьем, в круизы не ездим. От личного автотранспорта отказались еще в середине 80-х. Живем достаточно скромно - на пенсию (муж получает еще президентскую надбавку). Но нам друг с другом никогда не бывает скучно. Подруг у меня мало, по сути всего одна – актриса Наталья Фатеева. Но я всегда говорю, что самая большая моя подруга – Олег Александрович. Детей у нас нет, поэтому наша семья – это семья его сына Саши, известного режиссера и телеведущего. Все свободное время мы с удовольствием общаемся с ними и их с Катей Стриженовой детьми – внуками Олега Александровича. Вместе отмечаем все дни рождения, праздники.
- Считается, что ваш союз - один из самых «звездных» и красивых в нашем кинематографе? Что-нибудь можете к этому добавить?
- Что он еще один из самых долгих и романтичных. Когда несколько лет назад я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я обязательно должна написать!» На что мы с Олегом ответили: «Мы его напишем сами!»
Л. Стриженова-Пырьева и О. Стриженов