Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1)

топ 100 блогов war_tundra02.04.2021 Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) logo
В далеком 2002 году школотрон свинчик был в гостях у друга Коли, с которым имел привычку пьянствовать, пока мамка не видит. Подобный формат мероприятия обычно предполагал полуночное прохождение первого хитмана, первых вампиров или первых казаков под дешевый баночный сидр и жареные пельмени «Богатырские», от совместного потребления которых потом некисло так скручивало живот. Но в этот раз моему вниманию была представлена некая новинка, про которую друг Коля уже мне все мозги прожужжал — какой-то там оперейшон флешпоинт. Несколько часов к ряду, отрываясь только на запрокидывание сидра и захрумкивание оного очередным пельменем, Коля с выпученными глазами показывал мне собственноручно возведенные в редакторе игры укрепления на каком-то пустынном острове и запускал свою миссию, где орды пихотов с обеих сторон поньфликта без всякой жалости фаршировали друг друга свинцом. Для тех времен это было что совершенно невероятное, кругом реально существующее оружие и техника, убивают или калечат с одной пульки, все взрывается и бабахает, да и вообще — смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий... Всю ночь мы с ним играли в кампанию, где наивный сельский паренек Дэвид Армстронг участвует в неравной войне с коварными совьет солджирс под командованием стереотипного сержанта-негра. Радиобмен, приказы командира, взаимодействие с техникой и оружием, открытый мир, смена времени суток и погоды, напряженная атмосфера боевых действий. В общем, сказать, что меня зацепило — ничего не сказать. Я был на крючке.


Утром с дикой тяжестью в животе я уже увозил от Коли в потных ладошках июньский диск журнала Нигромания с авторским руководством жирного Антоши по новой загадочной игрушке Operation Flashpoint: Cold War Crisis.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) mania
Тот самый диск Игромании

Весь теплый воскресный день я с упоением читал журнальное руководство, разглядывая скриншоты и предаваясь эротическим фантазиям, а уже на следующий приобрел лицензионный диск Буки с крутой обложкой и модным лицензионным кодом внутри.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) cwc_logo
Задротил я в OFP настолько люто, насколько мог себе позволить в том беззаботном возрасте. Достаточно сказать, что в игре и околоигровом поньтенте было проведено более 9000 часов. Как и ко всякому задроту, ко мне быстро пришло понимание, что существующая кампания слишком проста, но в редакторе казалось все сложным и непонятным, а прилагавшееся к игре руководство по редактору было попросту смешным по объему и наполнению. Я метнулся кабанчиком к Коле, у которого была неслыханная по тем временам роскошь — доступ к загадочным диалапным интернетам, с двумя трехдюймовыми дискетами и мольбами скачать мне каких-нибудь статей по редактору. Статьи, найденные Колей, оказались полным нубским говном, но он проявил выдающуюся инициативу, и на одной из дискет вместе с любимым колиным проном в картинках очутился конвертер файлов *.pbo — основного поньтейнера игровых данных. Следующие недели я обстоятельно датамайнил таинственные внутренности миссий, вникая в структуры и взаимосвязи между файлами, и к очередной пьянке с Колей установил для себя, что достиг в своих изысканиях немалых успехов. Для оформления миссий пришлось ознакомиться с HTML, фотошопом, саундфоржем, местным скриптовым языком, прочитать несколько талмудов по советской и натовской военной технике, немного почерпнуть военной гиштории и даже пробежаться по учебнику операторской работы, дабы понять базовые принципы постановки кинематографичных ракурсов для катсцен. Уже теперь я понимаю, что эта игра во многом определила мое развитие как личности и проявила черты увлеченного исследователя. Поэтому, наверное, я с таким придыханием говорю о ней как о важном явлении в индустрии. Думаю, что задроты Ил-2 или первого Rome: Total War меня хорошо поймут.
Конечно, по современным меркам визуально игра выглядит довольно нелепо, угловато и часто смешно, но это именно тот тип грофония, который плохо выглядит, но чрезвычайно правильно ощущается. Вот это ощущение полета присутствия настолько сильное, что происходящее на экране воспринимается очень естественно и не напрягает глаз.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 01

Классический OFP был игрой во многом революционной, но сама кампания по геймплейной сути являлась обучающей — слишком много малознакомых для геймеров тех лет механик. Тут надо было и за пихота научиться не косплеить героя боевика восьмидесятых со стрельбой на бегу от бедра, и пластунский стелс-экшон освоить, и худо-бедно ботами покомандовать в простых заданиях, и на танчике погонять, и на вертолетике полетать, и даже на тундроболте ссаными тряпками неистово гонять шилки по Колгуеву. Вникнув в эти механики, типичному задроту не удавалось избавиться от чувства, что маховик даже еще не успели раскрутить как следует — и кино сразу кончилось. Не хватало вариативности прохождения, простора для тактики, да и сложность была очень низкая, что делало реиграбельность оригинальной кампании близкой к нулю: миссии были спланированы не игроком и шли как по рельсам. При этом, очевидно, именно военным симулятором OFP никогда не был — это достаточно условные фантазии далеких от армейской службы разработчиков. Был он интресной комплексной игрой по мотивам, и именно так его надо воспринимать. Относиться серьезно к моделированию реальных столкновений боевых подразделений в OFP — это курам на смех.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 15
Но была какая-то фишечка в погружении: ты такой бегаешь по компасу (уровень сложности ниже Veteran с маркерами на карте я считаю преступлением против геймплея), суетишься, командир тебе цели назначает, все докладывают по форме. Так что о том, что на шести может быть противник я узнал совсем не из тундры. Золотой фонд цитат, вызывающих слезы олдфагов:
- Илэвэн о клок, энеми, би эм пи, файв хандрид (пер. — Халявный фраг едет лол).
- Оу ноу, фоур из даун (пер. — Бля, опять перезагружаться).
- Ти эйти из хистори (пер. — Можно выдыхать).
- Сикс о клок, анноун, мэн, фифти (пер. — Ночью в лесу так и обосраться можно).
- Ай'в гат'эм (пер. — Папа, я покакала!)
- Севен, эйт, найн, гет ин, эм уан уан фри (пер. — Вместе там и сгорите, долбоебы).
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 03

Отдельно, конечно, нужно отметить местную систему команд для ботов. Всего в одном подразделении может быть до 12 юнитов, включая командира. Выбор ботов осуществляется нажатием кнопок F1-F12 или тильдой [~], если нужно выбрать всех. А вот циферками раздаются команды выбранным ботам, причем существуют вложенные команды. Таким образом, чтобы дать команду ботам 3, 4 и 5, нужно их выбрать с помощью F3, F4, F5, а затем нажать комбинацию, чаще всего, из двух цифр. Вот самые ходовые команды:
8-7 — построиться цепью
1-7 — остановиться и ждать
3-2 — запрет стрелять
3-1 — разрешение стрелять
7-6 — залечь
7-5 — встать
4-1 — выгрузиться из техники
5-5 — доложить статус

Присутствует и так называемый командирский режим, где можно выбрать ботов кликом по ним или выделить их рамочкой, отправить кликом в конкретную точку на местности или на карте, а также приказать через Alt + клик всем смотреть в нужном направлении. На деле это один большой легальный чит с обзором местности, а не режим. Его, конечно, можно отключить в настойках сложности, но тогда возникнут проблемы с идентификацией бойцов при необходимости — они все на одну рожу и с одинаковым оружием. Если уж так хочется себя ограничить, то делать это лучше волевым решением.
Выбранным ботам также можно назначать цели или сажать в технику простым кликом на них, причем это можно делать и в обычном режиме, не переходя в командирский. С посадкой в технику нужно быть осторожным, поскольку боты сначала займут место водителя и других членов экипажа, а уже после этого полезут в кузов. Если нужно сразу посадить всех именно в кузов, то лучше воспользоваться пунктом приказов 4. Лично я сначал сажусь сам на место водилы, а потом сажаю пацанов в один клик в кузов.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 71989

Также следует упомянуть о меню взаимодействия с объектами: техникой, контейнерами, оружием. Вызывается оно по нажатию скроллера мыши, прокруткой и еще одним нажатием скроллера выбирается пункт. Звучит так себе, но на деле очень удобно. Я промахнулся всего пару раз за все время (раз в десять лет получается).
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 05
Как нетрудно догадаться, эффективное пользование системой требует определенного навыка, но совершенно не более того, что требуется в контре при закупке оружия и боеприпасов. Не надо бояться! Чего опасаться следует, так это стандартной раскладки управления. Не знаю, кем и в каком состоянии она была придумана, но без грибочков не обошлось. Нужно сразу все настроить под себя, а не тянуть кота за яйца, а потом переучиваться.

Отдельно хочется сказать пару ласковых о русификациях Буки и 1С. Они говно ебаное, ибо переведен только текст, и переведен абсолютно бездарно. Переводчики не только не понимают разницы между советским РПГ-7 и чешским RPG-75, но и, блять, сука, не знают, чем «одеть» отличается от «надеть». Я много лет думал, что разрабы долбоебы, и не знают, как выглядит РПГ-7. Оказалось, это просто наши надмозги так видят мир. Кроме того, эти дебилы банально не смогли уловить, что в меню взаимодействия ключевые слова вроде Weapon, Put, Drop были добавлены не просто так, а чтобы визуально отличать типы команд по блокам. И просто некоторые ключевые слова убрали. Действительно, нахуй они нужны? Будет пункт «РПГ-7». Что, сука, РПГ-7?! Позорище, сука. Короче, играйте на английском — стим версия игры Arma: Cold War Assault, выпущенная под другим именем после истечения срока контракта с пидарасами-копирастами из Кодемастерс, не имеет русификации. И слава, блядь, богу.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1)
С сюжетной точки зрения представлена раскидистая и часто ржачная клюква про тупых злобных русских мразей, угнетающих свободолюбивых, мирных и добрых местных аборигенов чешского разлива под защитой отважных, добрых и правильных американцев. Отдельные моменты игры, трактующие инцидент как эталонную махновщину одиозного советского женераля, тонут на фоне общей лютой, бешеной ненависти к этим вашим абстрактным русскиз — тварям из тварей, алкашам, идиотам, бездарям и садистам. Википедия пишет, что поньтекст оригинальной кампании и дополнения Resistance навеян событиями Пражской весны. Мол, чехи нас ненавидят, и есть за что. Печально то, что все эти агнцы попали на заклание американской пропаганды так давно и так капитально, что вряд ли когда посмотрят, например, замечательный ролик Егора Иванова «Как побрить ежа» с аналитикой реальных, а не мифических событий в Чехословакии. Но на серьезных щщах воспринимать сюжет игры не более разумно, чем на серьезных щщах считать ее настоящим симулятором боевых действий.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 04

Местный редактор миссий — это отдельный большой мир, который сегодня останется за рамками обсуждения. Он величественен и прекрасен. Сколько в нем потрачено человекожизней? Думаю, немало.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) 100vs100

В общем, игорьки развлекали себя как могли в редакторе после прохождения оригинала, создавая тематические отряды каких-нибудь португальских морских котиков с bmp-текстурами из пэинта и всяческие говномиссии с зарубами триста на триста роботов с плазмаганами, а тут и выходит большое официальное дополнение Resistance. Как всегда не прогадали с обложкой диска — стояк отдельных фанатов от нее крепко держится до сих пор.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) res_logo
С точки зрения разработки это, вне всяких сомнений, эталон годного дополнения к годной игре — все было улучшено, расширено и проапгрейжено. Остров теперь был один, но большой, вместо трех, но маленьких, улучшены грофоний и ИИ. Но самое главное, конечно, это изменение концепции кампании — теперь это не набор простых миссий на рельсах, связанных между собой только сюжетно, но нечто большее. Достигалось это нечто большее следующими факторами:

1. Большой остров дает большой тактический простор. Никто не ограничивает игрока в выборе направления атаки и марш-бросках на огромные расстояния для получения тактического преимущества. Отсюда и вариативность прохождения миссий без коридорности, и удовлетворение от реализации собственного плана операции, а не жестко прописанного разработчиками. Какие-то разумные границы зоны боевых действий все же имеются, но они действительно немалые, да и задолго до их обнаружения игроку намекнут, что он загулялся хуй знает где, и надо бы свериться с картой.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) Nogova

2. Миссии стали разнообразными и довольно интересными, причем их создатели явно обладали как чувством вкуса, так и чувством меры. Каждая миссия представляет из себя решение определенных задач на местности, а вот как их решать — дело сугубо личное. Решение в лоб, предлагаемое разработчиками, часто является наихудшим из возможных — и это сделано вполне осознанно. Авантюризм и смекалка поощряются. Грамотная разведка перед боем и хорошее понимание механик игры становятся определяющими факторами для достижения успеха.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) mission

3. Все миссии, кроме вводных, игроку предстоит провести в роли командира своего отряда и главнокомандующего всей операцией. За исключением пары спорных моментов с выдвижением союзных подразделений до следующего чекпонта просто при срабатывании триггера все операции пройдут под строгим контролем игрока.

4. Боты переходят из миссии в миссию. Выжившие боты улучшают свои навыки (скорость реакции, быстрота прицеливания и точность стрельбы). Потери возмещаются неумелыми новобранцами.

5. Воевать теперь приходится только тем, что было захвачено у противника. Оружейный пул пополняется и расходуется от миссии к миссии. Если творить дичь, можно остаться, например, без противотанковых средств. Если снайпер игрока словил маслину и отправился к праотцам, хорошо бы подобрать его винтовку — новую ему никто не подарит. Кроме того, выбор своего оружия и вооружения ботов непосредственным образом влияет на прохождение миссии, ограничивая или наоборот — открывая, определенные возможности. Например, радикально могут влять на прохождение наличие бесшумного оружия, наличие снаперской винтовки, наличие мин или взрывпакетов. Этот же фактор позволяет устраивать задрот-челленджи «без пулеметчиков», «без СВД», «без РПГ», «без помощи ботов», «стреляют только боты», увеличивая тем самым реиграбельность. Поэтому далеко не всегда, когда игроку предлагают драпать, выгодно драпать. Чаще всего лучше остаться и присоединиться к тематической вечеринке в эпатажном костюме Бармалея-трансвестита.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) m1

6. Для пополнения пула сверх того лута, что можно унести на своих двоих, в большинстве миссий имеются специально обученные грузовики, которые внимательный к деталям игрок может использовать как мулов. В общем случае содержимое грузовика, в который в течение миссии скидывается полезный хабар, при доставке его в конечную точку эвакуации перемещается в общий пул вооружения. Это позволяет вывозить с миссии в разы больше дефицитных ништяков, чем может показаться на первый взгляд. Но о такой возможности игроку никто не сообщает, и самостоятельное выявление оной сродни исследовательскому оргазму первооткрывателя.
Operation Flashpoint — размышления о классике (часть 1) ural
Игра «Найди себе грузовичок началась»

7. То же касается и бронетехники. Потерял приличный танчик-другой в жаркой сече — готовься остаться с убогим Т-55 в следующей битве. Справедливости ради нужно отметить, что можно пройти любую миссию вообще без техники.
Кампания Resistance является образцом реализации геймплея руководителя нижнего звена, под управлением которого трудятся скудоумные, но очень исполнительные подчиненные. Благодаря чрезвычайному разнообразию вариантов прохождения каждой миссии, конечно, можно и лично выполнить 90% боевой работы, но значительно продуктивнее как по времени, так и по затраченным усилиям правильно организовать подчиненных. Большинство игроков пытается играть в Resistance по-старинке, забивая на искусство управления ботами с помощью развитой системы команд, и это достаточно сильно может усложнить прохождение.


Конец первой части псто.
Перейти ко второй части.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Как говорил мне один знакомый друг и философ, ещё во времена Древнего Рима, когда мы однажды шли в Колизей на шоу гладиаторов: - Тёмка. Если у тебя в жизни полная жопа, то возможно имеет смысл поставить последние гроши на самого слабого гладиатора или просто купить лоттерейный билет. ...
Окей. Ну кто там с попкормом? Начинайте хохотать. Скажите, блядь, какого хрена digitalRead пишется с большой буквой в серёдке, а void setup - с маленькой? Как гуманитарий, я протестую! И ваще, значения LOW и HIGH - тоже говно. Говно, ребят, ваши значения-то! Как по мне, так ёбаная хуйня ...
С нового учебного года в некоторых рижских школах появятся автоматы по продаже одноразовых зубных щёток. (пропитанные чистящим раствором. вода при этом не требуется)ПРЕКРАСНАЯ новость я считаю!И вообще давно надо поставить в школах автоматы ...
Проснулась по будильнику, почитала чаты дома - ответил ли кто-то на предложение помощи. Нет, даже девушка, которой был нужен пауэрбанк, не написала. Встала, сходила в душ (горячая вода при свете!), съела запасенную с вечера булочку (бань бао) и пошла на тренировку. А в студии ни воды, ни ...
Как вы думаете, что это? Это набор солдатиков. ссылка на ютуб источник             ...