НА ЗЛОБУ ДНЯ: ЛЕТНЯЯ ВЫСТАВКА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
nikonova_alina — 01.08.2024Выставка "Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган"
Часть 2.
Ну а теперь, после затянувшегося предисловия, немного о самой выставке. Ее концепцию, как утверждается в рекламных текстах, придумал известный питерский искусствовед Аркадий Ипполитов. На самом деле он специализировался на искусстве Италии 16 века, занимаясь по большей части маньеризмом, но, как написали в журнале "Сноб", создание выставки, посвящённой нижегородской ярмарке, стало для него своего рода отдушиной в той непростой ситуации, в которой сейчас существует наша страна.
Ипполитов неожиданно ушел из жизни в феврале 2023 года, и
основная работа по организации выставки и созданию ее визуального
воплощения легла на Нижегородский художественный музей. Честно
говоря, я понятия не имею о том, что Ипполитов представлял собой
как искусствовед, но эту конкретную выставочную экспозицию он
сделал просто блестяще.
В основу его концепции легла идея представить образ русской ярмарки
в целом, и Макарьевской ярмарки в частности, глазами русских
художников. Поэтому картины по разделам распределялись не
хронологически, а тематически.
И эта концепция заявлена уже с самого первого блока, когда у
входа на выставку зрителя встречает знаменитый кустодиевский
портрет Шаляпина, рядом с которым помещена икона, представляющая
преп. Макария Желтоводского, написанная самим Симоном Ушаковым в
1661 году.
Присутствие шаляпинского портрета на выставке также вполне
обосновано. Дело в том, что эта картина, которую Кустодиев поначалу
хотел назвать "Шаляпин в новом городе", имела и третий вариант
названия - "Шаляпин в Нижнем Новгороде".
Разделы выставки вполне соответствуют ее названию и призваны как бы погрузить зрителя в ярмарочную атмосферу дореволюционной России. Сначала зритель попадает в центральный блок, который называется "Гений места" и вполне логично посвящен Нижнему Новгороду. По правую руку - разделы, рассказывающие о Нижегородской ярмарке и купечестве, а слева - о ярмарочных развлечениях для публики (покупки, карусели, балаганы, еда). Каждому блоку соответствуют цитаты из художественной литературы и документальных очерков, подобранные исключительно точно.
Как писали в рекламных статьях: "Проект стал беспрецедентным по своему географическому охвату и количеству участников". И это сущая правда. Картины, представленные на выставке, помещали в Нижний со всей страны, из более чем более тридцати государственных и частных собраний. Размах реально поражает, поскольку здесь можно увидеть вещи из Третьяковки и Русского музея, Эрмитажа и Пушкинского, Исторического музея и питерского музея театрального и музыкального искусства (оттуда, например, кустодиевский Шаляпин), а ещё картины из множества провинциальных музейных художественных коллекций от Нижнего Тагила до Астрахани. Разумеется, и это вполне логично, базовым для выставки стало собрание Нижегородского художественного музея, откуда на другой берег Оки перевезли 15 картин, среди которых помимо работ Кустодиева были произведения Саврасова, Юона и т.д. А вообще помимо невероятного количества картин и графики Бориса Кустодиева на выставке можно увидеть работы Ильи Репина, Виктора Васнецова, Константина Маковского, Филиппа Малявина, Игоря Грабаря, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова и многое-многое другое.
Ну и о моих личных впечатлениях.
Во-первых, для меня оказались открытием несколько имён
отечественных авангардистов, в частности, Алексей Моргунов и
Владимир Баранов-Россине. Моргунов - это вообще весьма любопытная
личность, внебрачный сын Алексея Саврасова, очень талантливый
художник с очень непростой судьбой.
Далее, я насладилась созерцанием одной из своих самых любимых
картин - "По канату" Леонида Соломаткина.
(Более подробно о ней здесь:
И здесь:
Большое удовольствие я получила от купеческих портретов середины 19 века, написанных по большей части неизвестными провинциальными мастерами. Один из них, портрет купчихи Богдановой из Нижегородского музея, явно выдает руку профессионального художника, получившего неплохую подготовку (возможно в арзамасской школе Ступина).
Позабавили вывески, которые немного разрядили довольно строгую
академическую обстановку и добавили какой-то хулиганской атмосферы
в залы.
И о минусах (куда же без них). Лично я
столкнулась с недостатком информации о художниках. Увидев
незнакомое имя, я прерывалась, чтобв залезть в интернет и
покопаться в Википедии. Не хватило атмосферы, ярмарочного шума,
музыки, голосов ярмарочных зазывал. Сейчас существует масса
технических возможностей устроить так, чтобы зрители могли все это
слышать, не мешая друг другу. Почему-то в кассе не было ни
каталога, ни хотя бы какого-нибудь рекламного буклета, посвященного
выставке. Может, конечно, что-то и напечатали, но в недостаточном
количестве, так что тем, кто пришел на выставку не в первые дни ее
работы, уже ничего не хватило. И наконец, мне банально не хватило
лавочек. Выставка большая, около десять разделов, более ста картин,
и всего два круговых места для сидения на все пространство.
А так все замечательно!