Опера - это великолепно! | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
Была я вчера, друзья мои, в опере, в Мариинском
театре.Казалось бы, не особо важная новость. Ан нет!
Слушала я "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха. Это произведение само по
себе замечательное. Расскажу о нём немного - думаю, будет
интересно.
Ж. Оффенбах - автор более ста оперетт, признанный мастер этого
жанра. Оперу "Сказки Гофмана" он создавал на излёте жизни.
Либретто написал Ж.Барбье по мотивам новелл Э.Т.А Гофмана
"Песочный человек","Сказка о потерянном изображении" и пьесы "Рат
Креспель".Опера рассказывает об истории трёх влюблённостей Гофмана.
И музыка Оффенбаха, сочетающая гротескную, а порой и
зловеще-мрачную фантастику с иронией,своеобразно передаёт некоторые
стороны творчества сказочника.
Оффенбах не успел её закончить, и композитор Эрнест Гиро,
пользуясь черновиками автора,постарался завершить работу.Премьера
состоялась 10 февраля 1881 года в Париже,но выглядела опера совсем
не так, как представлял себе Оффенбах.Тем не менее, постановка
имела огромный успех, а в конце года состоялась её премьера в
Вене. Однако на втором венском представлении случился пожар,
театр сгорел дотла. Опера получила славу приносящей неудачу, что на
годы помешало её постановкам.
Судьбы произведений, не законченных авторами, схожи:
время от времени находятся энтузиасты,считающие, что хорошо
постигли замысел автора, и старающиеся, согласно этим своим
представлениям, дописать недописанное.
В 1904 году состоялось представление «Сказок Гофмана» в
Монте-Карло. В партитуру были внесены значительные изменения,
приблизившие третий неоконченный акт к стилю остальных частей
оперы.
После Второй мировой войны в архивах были найдены новые
материалы, написанные Оффенбахом для оперы. И с тех пор практически
каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана».
Именно поэтому я не стану пересказывать содержание вчерашнего
спектакля.
В этом спектакле герой оперы как бы растраивается:
рядом с сегодняшним Гофманом существуют два его альтер-эго
-зрелый и рациональный Линдорф и юный поэт Никлаус. Они активно
вмешиваются в судьбу героя,раскрывают тайны его души. В одном из
эпизодов Никлаус предстаёт ангелом, а Линдорф бесом...
И вот о чём я хочу вам сказать. Впервые за многие годы я не
только слушала, но и смотрела оперу! Артисты не просто пели, а
играли! Мизансцены были изящными и логически выверенными.Опера
звучала по-французски, были , как положено, титры с переводом на
русский. Но игра артистов оказалась настолько выразительной, что
зал не отрывал глаз от сцены, чтобы прочитать перевод! И декорации
помогали построению действа. И совсем не казались лишними ни
замысловатые механизмы,посверкивающие электрическими огоньками, ни
фотографии, сушившиеся на бельевой верёвке...
Режиссёр спектакля Василий Бархатов и
художник-постановщик Зиновий Марголин доказали, что
можно произведение позапрошлого века органично встроить
в наше время.Главное - соблюдать вкус и меру, а не так, как в опере
"Идоменей, царь критский", где герой времён античности
выходит из моря с автоматом Калашникова наперевес! Я рассказывала
об этом 26 апреля прошлого года.
Во вторник я иду на оперу "Мёртвые души". И предвкушаю
огромное удовольствие! Мастерство певцов, музыкантов и маэстро
Гергиева неоспоримы,но к ним прибавится ещё и талант режиссёра
Бархатова и художника Марголина!