Оно само и карго-культ
xommep — 20.10.2023 Продолжаю цикл статей "оно само". После разбора темы товарности настало время перейти от экономики снова к мотивации; к тому, как обыватель (в узком и широком смысле этого слова) мыслит и действует. По идее эта статья должна называться "о ролевых играх", но во избежание кликбейта и аналогий с контентом 18+ пусть в заголовке фигурирует нейтральный карго-культ; чужих помоев нам не нать. Идею данной статьи подсмотрел у anlazz; да оформить руки дошли только сейчас.Часто в своих статьях ругаюсь на виртуальность современного мира - и "экономика" у нас не про экономику, и деньги у нас - сугубо виртуальны и ничем не обеспечены, хотя при этом для большинства граждан, организаций и целых стран являются мерилом буквально всего... Чем занимаются "культура", образование, медицина - да чем угодно, кроме собственно своего занятия; в основном "заработком денег", которые ничего не значат. Обычно обзывал это виртуализацией, но более корректно обозначить это... ролевой игрой.
Ролевая игра — игра развлекательного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли
Строго говоря, игра - это развлечение (для играющих), так что напрямую под существующую действительность вроде как и не подходит; но обратите внимание на слова в скобках. Постоянно говорю, что обыватель не субъектен в культуре и экономике, так что он действительно не играет в эти игры; а вот им - играют. Так что это можно рассматривать с точки зрения игры со стороны экономических (и культурных) субъектов; все остальные - 99.(9)% населения - выступают в роли бессловесных фишек. Да, не-субъектность примерно так и называется, увы.
- Да я свободная личность! - может заявить какой-нибудь либерально-инфицированный гражданин; - Я право имею! - и будет неправ. Он может потреблять бурду А или бурду Б, ездить по путёвке на курорт А или курорт Б, но повлиять на процессы в экономике и культуре никак не может. Раньше ещё можно как-то было упоминать про какие-то выборы (и то все уникальные снежинки в этом ключе смыкаются в один унылый электорат); но в последнее время, после "ступеньки Байдена", говорить о выборах даже в престветлом "граде на холме" говорить как-то нелепо. Голосуй не голосуй, а посчитают, как захотят.
Вернёмся к нашим ролевым играм. Они бывают настольные, а бывают и живого действия, что уже гораздо больше походит на нашу с вами реальность - людям выдают определённые роли (ты орк, ты эльф,
- Ну и какая связь у нашей реальности с этой беготнёй с деревянными мечами? - спросит обыватель, а внимательный листатель этого бложика уже увидит главное несоответствие в его логике. Вы уверены, что вы живёте в реальности?.. И тут речь даже не о проблеме вселенной как проекции, интересной философской задаче, но мы сегодня не про это. Выше уже писал, что наша с вами "экономика" - виртуальна уже на 146%; хотя она и опирается на какой-то-там чугуний и плутоний, но основными своими ценностями считает виртуальные фишки, именуемые "деньгами", которые ничего не значат. И мы все соревнуемся в том, кто больше заработает этих самых виртуальных фишек, которые в любой момент могут превратиться в тыкву; кто больше фишечек собрал, тот молодец. Теперь отмотаем текст на абзац выше и подумаем...
С одной стороны, это похоже на диванную аналитику; ковыряя в носу, критикуем окружающий мир, ничего не предлагая. ;) Но с другой стороны, под этими аналогиями давно есть база. И на уровне государства мы с вами в 1990-е принялись копировать "белых господ", как-то подзабыв, что кроме белых надо быть ещё и господами; и мало тут играть в игры "давай я типа буду граф", а надо уметь заставить
Ладно, на горнем уровне... но кто заставляет какого-нибудь владельца рыгаловки вешать вывеску "Grill house" или как-то так, при том, что 146% его посетителей с трудом понимают, что это значит?.. Ведь это такая же игра в ковбойцев и индеев, как и у детсадовцев. Да что владельцы; весь этот авто-бум - это ролевая игра "будь как крутой, купи тачку"; при том, что на такси ездить дешевле и безопаснее?.. Если посчитать расходы на железных коней и вспомнить предыдущую статью - крутость измеряется в прибыли, которая == доходы - расходы, и весь этот металлолом является в большинстве случаев гирей на ноге семейного бюджета; если вы, конечно, не работаете в такси. Это же ролевая игра в "крутого", при голой заднице в объективной реальности.
Вот, взял и раскрыл все карты - для того, чтобы понять, в каком месте у нас игры или нет, надо соотнести окружающую нас действительность и эту самую объективную реальность. Не ту, которая в рекламных буклетах, телевизирах и смартфонах, а которая буквально вокруг нас. Посмотреть, что на самом деле происходит. Но кого это интересует, в эпоху бюрократизации, когда отчёты важнее реального дела?..
Человечек считает, что он свободен, как тот Кипелов, но для этого надо понять, что такое свобода вообще. Можете сформулировать?..
Мы все находимся внутри ролевой игры "экономикс", где все делают вид, что что-то делают (каламбур), а на самом деле - зарабатывают виртуальные фишки. Это верно и на уровне обывателя, и на уровне Президента. Я тут недавно упоминал, что РФ не может восстановить производство самолётов "Руслан", потому что не может производить двигатели для него. На бумаге кто-то предлагает даже модернизированный двигатель, а на практике в стране нет мощностей для производства двигателей родом из... 1980-х годов. Ладно бы это была какая-то лунная программа, но ведь это - военная машина, используемая до сих пор. И на замену ничего нет. А танки "Армата", которые как тот суслик, где-то определённо есть...
Тут обычно идёт обличение клятых пиндосов/хохлов/москалей/велосипедистов, как будто у кого-то сильно лучше или хуже. Да шиш-то там. Это общая проблема "свободного рыночка", который строится на видимости в ущерб реальности. В СССР мы жили по принципу "по одёжке протягивай ножки", но нас научили, что "ты этого достойна", и начались игры в кредиты и прочие деноминации. Если белые господа так умеют, то и мы сможем - ну и как, помогли вам эти игры?.. Кому-то определённо помогли, конечно, вот только в начале этих игр никто не говорил, что 99% населения станут фишками в игре более наглых соотечественников.
И клятых пиндосов тут обличать тоже особого смысла нет - простой "пиндос" сильно удивится, если узнает, что "он живёт как человек, не то что мы" - потому что степень его не-свободы - точно такая же, если не хуже, чем в клятой неважно-где. Это если измерять Свободу в деньгах, тогда конечно, но ведь это абсурд; ещё раз посмотрите на определение Свободы. Теоретически большое количество денег может конвертироваться в свободное время, но я же не зря упоминал про виртуальность денег как таковых... Это нам кажется, что "американцы богаты"; на деле богатство - понятие относительное, и большие с нашей точки зрения деньги могут быть копейками даже в глубинке США.
Так работает "рыночек". Мы считаем, что делаем то и это, но по факту это - ролевая игра по заработку виртуальных фантиков, в любой стране на любом континенте. Даже война - это "бизнес"; обратите внимание, что конфликты последних лет обычно растягиваются на годы и десятилетия; потому что война выгодна не только результатами, но и как процесс. Да-да, процесс промышленного убиения больших масс народу вполне выгоден не только военно-промышленному комплексу, но и многим высокопоставленным политикам; тут можно вспомнить легендарный фильм Wag the dog. Там речь шла про виртуальную войну; что ж, и реальная война ничем не менее полезна, чем виртуальная.
И когда мы думаем, что "оно как-нибудь само", это - прямое следствие участия в виртуальной игре, которую мы почему-то считаем реальностью. Игроки ведь не думают, откуда берётся тушёнка или кто точит деревянные мечи, они заняты куда более важными делами - делают квесты, рубят головы драконам и так далее.
В своё время у "ролевиков" была популярна фраза одного из ведущих настолок - "вернёмся к реальности - в вашу дверь стучат орки". В нашей реальности уже давно курс бакса такой-то, цена нефти такая-то, фьючерсы перепутались с памперсами; только орков что-то не видать. А жаль.
|
</> |