Цыгане великой Империи: как выжили последние кочевники Европы
lebedinsky2 — 01.08.2021Статистика утверждает, что только в Словакии проживает 400 тысяч человек ромской национальности. Если это официальная цифра, то можно быть уверенным, что настоящая приблизительно в 2 раза больше. Цыган много не только в этой стране – исторически сложилось так, что ромы массово проживают в странах Восточной Европы и на Балканах.
До того как Европу наводнили беженцы из Африки и с Ближнего Востока, цыгане считались основной проблемой Евросоюза. Особенно остро чувствовалась она в странах Восточной Европы, где при социализме эти люди были хоть как-то социально защищены и обеспечены работой, бесплатной медициной и, по желанию, образованием. С крахом социализма ромы снова вернулись в то же подвешенное состояние, в котором находились столетие назад.
Нужно сказать, что в странах Восточной Европы – Венгрии, Словакии и Чехии, которые длительное время находились под властью Габсбургов, цыган особенно не любили. В XVII-XVIII столетиях Европа переживала настоящую эпидемию борьбы с бродяжничеством и Австро-Венгерская империя переносила ее в особо тяжелой форме.
В начале просвещенного XVIII века империя поставила всех кочующих ромов вне закона и по стране прокатилась волна чудовищных казней. В 1710 году наместник императора в Чешском королевстве огласил указ о мероприятиях, направленных на борьбу с бродяжничеством и попрошайничеством.
Согласно документу, мужчин без определенных занятий и места жительства полагалось вешать, а женщин и детей бить плетьми и отрезать им ухо. В 1721 году, при императоре Карле VI, разрешили вешать и женщин. В Словакии, Чехии и Венгрии были убиты и искалечены тысячи людей цыганской национальности. Бродяг вешали на площадях и у дорог, чтобы внушить ужас всем, кто не имел крыши над головой и работы.
Потепление в отношении к ромам наметилось лишь при императрице Марии Терезии. Теперь цыган было запрещено казнить и калечить, но они все равно не могли жить так как им нравится. Императрица пожелала ассимилировать ромов и сделать из них добропорядочных граждан империи.
Чтобы ускорить процесс, было запрещено использование слова «цыган» и в обиход ввели забавные определения «новопоселенец», «новословак» и «нововенгерец». Цыганский язык запретили и кочевым семьям настоятельно «рекомендовали», осесть и поселиться в домах. Ромам начали выдавать паспорта, в которых были немецкие и венгерские фамилии, созвучные настоящим или данные по названию определенной местности.
Власти изымали детей из семей, которые сопротивлялись нововведениям, чтобы оградить свежее поколение «новопоселенцев» от тлетворного влияния народных традиций. Малышей устраивали в словацкие и венгерские семьи, которые заинтересовывались финансово. Чтобы отбить охоту к перемене мест и лишить ромов возможности кочевать, императрица запретила им разводить и содержать лошадей.
Марии Терезии так и не удалось завершить свой грандиозный план ассимиляции ромов в европейское общество, но определенных результатов прогрессивная императрица все-таки добилась. Австро-Венгерская империя стала наиболее благоприятным место для жизни цыган, разумеется, если те готовы были распрощаться со своим прошлым.
Гитлеровская оккупация стала очередным серьезным испытанием для ромов. Нацисты стремились полностью уничтожить цыган и охотились за ними также настойчиво как и за евреями. Больше всего ромов было истреблено в Восточной Европе и в Прибалтике – большинство исследователей называют цифру около 200 тысяч человек.
В этот тяжелый период настоящим оазисом спокойствия для цыган стала союзная нацистской Германии Румыния. Там, несмотря на давление нацистов, не признали политику тотального истребления цыган и в стране укрылись от гибели тысячи ромских семей со всей Европы.
Когда после войны страны Центральной и Восточной Европы влились в социалистический лагерь, цыган, как при императрице Марии Терезии, снова принялись ассимилировать в общество. У советов это получалось гораздо лучше – для ромов создавались особые социальные и экономические условия, а в местах их компактного проживания открывались цыганские школы и даже техникумы.
Большая часть цыган Восточной Европы была трудоустроена и делали то, что им было больше всего по душе. Ромы были заняты в сельском хозяйстве, кузнечном деле, работали на конных заводах, кожевенных предприятиях и в коммунальной сфере. Появилось множество эстрадных и фольклорных цыганских коллективов, успешно выступавших как в странах Варшавского договора, так и в соседних капстранах.
В конце 80-х годов, когда идеи социализма пошатнулись и в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и Болгарии начался переход к рыночной экономике, закрылось огромное количество предприятий, в том числе и те, на которых были трудоустроены ромы. Если представители титульных наций с трудом, но находили способ заработать, большинство цыган вернулись в то состояние, в котором находились сотни лет назад.
Сегодня цыганское население Центральной и Восточной Европы оказалось на обочине жизни. Некоторые из них кочуют как их предки, а другие проживают оседло в замусоренных и криминогенных гетто Братиславы, Будапешта, Бухареста и Софии. Цыган сегодня не преследуют, но и помочь им также не стремятся. Максимум что делает для них Евросоюз – это выделяет какие-то средства для уборки районов от мусора, ремонта дорог и поддержания в нормальном состоянии школ и больниц.