ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Сколько в европейской живописи портретов людей с собаками!
Обычно хозяева гордо или с улыбкой демонстрируют своих питомцев.
Гладят их, держат на коленях. Обнимают.
Или даже нежно прижимают к груди – как этого мопса на картинке.
Но как мне нравится, когда собаки вторгаются в ситуацию как бы невзначай.
Иногда даже непрошенными.
Но всегда с очень серьёзной миной на морде.
Вот гигантская лохматая псина восседает за спиной красотки, которая читает любовное письмо. Собака внимательно следит за реакцией девушки:

Традиционно собаки на портретах выглядят чинно-благородно.
Усажены они обычно художником в нужное место и с точным расчётом.
Чтобы было видно, что перед нами приличный и любимый член семьи:

Но иногда что-то идёт не так.
И вот питомец будто невзначай подсаживается к хозяйке.
А она рассеянно смотрит в пространство.
Делает вид, что не подозревает, кто там рядом на диване и тоже исправно позирует живописцу:

А сентиментальные барышни Василия Боровиковского даже грезят с мопсом под ручку.
И заметно, что мопс тоже предаётся мечтам (такое возможно?):

Ещё одна собака занята своими мыслями.
Рядом с деловым господином, но совершенно независимо от него:

Собака этой изящной дамы еле-еле уместилась под вычурным столом.
На художника - и на зрителя - пёс смотрит настороженно.
И выставил рядом с нарядными башмачками хозяйки свои когтистые лапы:

А эта скромница возложила морду на какие-то бумаги совсем уж сбоку – «меня не видно, но я с тобой»:

Зато ничего скромного нет в этом псе.
Он спокойно пересекает комнату хозяина, столь же сурового и солидного, как и его питомец:

Автопортрет болонского академиста Аннибале Караччи задуман необычно.
Полутьма мастерской, которую только что покинул художник.
На мольберте холст, с которого смотрит сам автор.
Тут же его палитра, с которой ещё не счищены краски.
А ещё бродит по мастерской, поблескивая глазками, его любимая собачка.
Под мольбертом примостился и кот.
Вот он, полный комплект любимцев художника.
Кто всё это разглядел, тот молодец:

Вообще-то в старину никаких строгих правил содержания собак не было.
Они бродили, где им вздумается, и вели себя в соответствии со своей природой.
Вот тут полно народу и происходят некие важные события (кто-то женится, кто-то умирает).
А чья-то болонка преспокойно разгуливает в толпе:

В церковь собак сейчас пускают?
Вроде бы нет.
А вот раньше пускали.
Здесь во время проповеди вовсю резвятся собаки:

Раз так, могли ли сцены из священной истории обойтись без собак-свидетелей?
Воскресший Иисус Христос явился ученикам в Эммаусе.
И какая-то собака тут как тут:

Тот же важный момент Евангелия от Луки.
А под столом уже пёс и кот.
Причём они повздорили:

Венецианец Паоло Веронезе был особенно большим любителем насыщать свои монументальные полотна «собаками и немцами»(по выражению заказчика, папы римского).
Вот и в сцене пира у Симона-фарисея он изобразил собак, толкущихся и подъедающихся у столов.
Изобразил с не меньшим азартом и блеском, чем Христа и Марию Магдалину:

Если уж вокруг Христа в живописи вечно слоняются собаки, то что говорить о современниках художников!
Тут и вовсе можно обойтись без церемоний.
Даже на картинах из жизни коронованных особ самого высокого ранга собаки чувствуют себя очень раскованно.
Полна мистического пафоса и залита призрачным потусторонним светом аллегория Тициана «Филипп II после битвы при Лепанто вручает небесам сына».
Но и тут скачет и резвится комнатная собачка.
Не чувствует она серьёзности момента и не обращает никакого внимания ни на короля, ни на пленного турка, ни низвергающего с небес ангела:

А вот придворный бал в Лувре.
На картине легко опознать королеву Марию Медичи и её сына, короля Генриха III.
А ещё собак разных пород, почтивших своим присутствием это мероприятие:

Другой французский монарх, Король Солнце Людовик XIV - страшно напыщенный тип - прибывает со свитой в Пон-Неф.
Его встречает целая свора собак:

Деятели искусств тоже вечно привечали собак.
Пока идёт осмотр и реклама сокровищ галереи эрцгерцога Леопольда, по помещению носится с палкой пара псов.
А серьёзные господа и ухом не ведут:

Музыкальные занятия эпохи барокко, кажется, вообще никогда не обходились без собак.
Вот здесь, пока господа музицируют, собака мирно грызёт кости:

А тут две собаки что-то не поделили, и их звонкий лай перекрывает тихие звуки клавикорда.
И снова хозяева совершенно спокойны и воспринимают собачьи вольности как должное:

Камерный концерт.
Среди толпы меломанов и собаки-слушатели.
Очевидно, принадлежат музыкантам и потому привыкли к подобным ситуациям, ведут себя прилично:

Собаки – на суше и на воде!
Томная болонка в гондоле у Витторио Карпаччо (XV в.):

Немного эротики.
Красавицы искупались в бассейне.
Там плавает ещё и собака:

Это уже прозаичный XIX век.
Когда собаки больше не болтались под ногами в театрах и на концертах.
Теперь они либо на службе, либо олицетворяют домашний уют.
Дама поит канарейку.
Но что это за куча кудряшек в нижнем углу картины?
Это собака улеглась и дрыхнет:

Вольготно спящие собаки особенно хороши у шведа Карла Ларссона:

Или этот мирный отдых в счастливый летний полдень:

Или такой вот идеальный домашний интерьер (Ларссон основоположник - или один из основоположников - уютного, рационального и изящного «шведского стиля» в дизайне):

ХХ век не очень любил, когда всё и всем хорошо, потому тут и остановимся.
Напоследок – эта серьёзная дама из эпохи Просвещения:

В общем, так или иначе, но собака влезет в картину и глянет с неё: «Смотрите, и я тут!»
|
</> |