ОНИ И МЫ. РЯДОМ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-cbcd66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/550337/550337_900.jpg)
Сколько в европейской живописи портретов людей с собаками!
Обычно хозяева гордо или с улыбкой демонстрируют своих питомцев.
Гладят их, держат на коленях. Обнимают.
Или даже нежно прижимают к груди – как этого мопса на картинке.
Но как мне нравится, когда собаки вторгаются в ситуацию как бы невзначай.
Иногда даже непрошенными.
Но всегда с очень серьёзной миной на морде.
Вот гигантская лохматая псина восседает за спиной красотки, которая читает любовное письмо. Собака внимательно следит за реакцией девушки:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-471e2f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/550580/550580_900.jpg)
Традиционно собаки на портретах выглядят чинно-благородно.
Усажены они обычно художником в нужное место и с точным расчётом.
Чтобы было видно, что перед нами приличный и любимый член семьи:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-14efdb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/550694/550694_900.jpg)
Но иногда что-то идёт не так.
И вот питомец будто невзначай подсаживается к хозяйке.
А она рассеянно смотрит в пространство.
Делает вид, что не подозревает, кто там рядом на диване и тоже исправно позирует живописцу:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-4d5e66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/551069/551069_900.jpg)
А сентиментальные барышни Василия Боровиковского даже грезят с мопсом под ручку.
И заметно, что мопс тоже предаётся мечтам (такое возможно?):
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-e78cd2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/551298/551298_900.jpg)
Ещё одна собака занята своими мыслями.
Рядом с деловым господином, но совершенно независимо от него:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-d2e074.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/551488/551488_900.jpg)
Собака этой изящной дамы еле-еле уместилась под вычурным столом.
На художника - и на зрителя - пёс смотрит настороженно.
И выставил рядом с нарядными башмачками хозяйки свои когтистые лапы:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-ff1e84.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/551857/551857_900.jpg)
А эта скромница возложила морду на какие-то бумаги совсем уж сбоку – «меня не видно, но я с тобой»:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-35281c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/551955/551955_900.jpg)
Зато ничего скромного нет в этом псе.
Он спокойно пересекает комнату хозяина, столь же сурового и солидного, как и его питомец:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-f1dacf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/552524/552524_900.jpg)
Автопортрет болонского академиста Аннибале Караччи задуман необычно.
Полутьма мастерской, которую только что покинул художник.
На мольберте холст, с которого смотрит сам автор.
Тут же его палитра, с которой ещё не счищены краски.
А ещё бродит по мастерской, поблескивая глазками, его любимая собачка.
Под мольбертом примостился и кот.
Вот он, полный комплект любимцев художника.
Кто всё это разглядел, тот молодец:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-f38a03.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/552946/552946_900.jpg)
Вообще-то в старину никаких строгих правил содержания собак не было.
Они бродили, где им вздумается, и вели себя в соответствии со своей природой.
Вот тут полно народу и происходят некие важные события (кто-то женится, кто-то умирает).
А чья-то болонка преспокойно разгуливает в толпе:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-0c8b53.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/553068/553068_900.jpg)
В церковь собак сейчас пускают?
Вроде бы нет.
А вот раньше пускали.
Здесь во время проповеди вовсю резвятся собаки:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-5ad033.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/553356/553356_900.jpg)
Раз так, могли ли сцены из священной истории обойтись без собак-свидетелей?
Воскресший Иисус Христос явился ученикам в Эммаусе.
И какая-то собака тут как тут:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-94e07f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/553506/553506_900.jpg)
Тот же важный момент Евангелия от Луки.
А под столом уже пёс и кот.
Причём они повздорили:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-c5d24f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/553790/553790_900.jpg)
Венецианец Паоло Веронезе был особенно большим любителем насыщать свои монументальные полотна «собаками и немцами»(по выражению заказчика, папы римского).
Вот и в сцене пира у Симона-фарисея он изобразил собак, толкущихся и подъедающихся у столов.
Изобразил с не меньшим азартом и блеском, чем Христа и Марию Магдалину:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-c96bc3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/554235/554235_900.jpg)
Если уж вокруг Христа в живописи вечно слоняются собаки, то что говорить о современниках художников!
Тут и вовсе можно обойтись без церемоний.
Даже на картинах из жизни коронованных особ самого высокого ранга собаки чувствуют себя очень раскованно.
Полна мистического пафоса и залита призрачным потусторонним светом аллегория Тициана «Филипп II после битвы при Лепанто вручает небесам сына».
Но и тут скачет и резвится комнатная собачка.
Не чувствует она серьёзности момента и не обращает никакого внимания ни на короля, ни на пленного турка, ни низвергающего с небес ангела:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-fa1f1b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/554269/554269_900.jpg)
А вот придворный бал в Лувре.
На картине легко опознать королеву Марию Медичи и её сына, короля Генриха III.
А ещё собак разных пород, почтивших своим присутствием это мероприятие:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-475023.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/554657/554657_900.jpg)
Другой французский монарх, Король Солнце Людовик XIV - страшно напыщенный тип - прибывает со свитой в Пон-Неф.
Его встречает целая свора собак:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-02cd12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/554984/554984_900.jpg)
Деятели искусств тоже вечно привечали собак.
Пока идёт осмотр и реклама сокровищ галереи эрцгерцога Леопольда, по помещению носится с палкой пара псов.
А серьёзные господа и ухом не ведут:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-f323d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/555178/555178_900.jpg)
Музыкальные занятия эпохи барокко, кажется, вообще никогда не обходились без собак.
Вот здесь, пока господа музицируют, собака мирно грызёт кости:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-e70a18.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/555476/555476_900.jpg)
А тут две собаки что-то не поделили, и их звонкий лай перекрывает тихие звуки клавикорда.
И снова хозяева совершенно спокойны и воспринимают собачьи вольности как должное:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-4b2a1d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/555575/555575_900.jpg)
Камерный концерт.
Среди толпы меломанов и собаки-слушатели.
Очевидно, принадлежат музыкантам и потому привыкли к подобным ситуациям, ведут себя прилично:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-88e942.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/555875/555875_900.jpg)
Собаки – на суше и на воде!
Томная болонка в гондоле у Витторио Карпаччо (XV в.):
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-f19ab6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/556309/556309_900.jpg)
Немного эротики.
Красавицы искупались в бассейне.
Там плавает ещё и собака:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-824c54.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/556660/556660_900.jpg)
Это уже прозаичный XIX век.
Когда собаки больше не болтались под ногами в театрах и на концертах.
Теперь они либо на службе, либо олицетворяют домашний уют.
Дама поит канарейку.
Но что это за куча кудряшек в нижнем углу картины?
Это собака улеглась и дрыхнет:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-6b7542.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/556939/556939_900.jpg)
Вольготно спящие собаки особенно хороши у шведа Карла Ларссона:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-89bbe7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/557225/557225_900.jpg)
Или этот мирный отдых в счастливый летний полдень:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-2f49ce.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/557330/557330_900.jpg)
Или такой вот идеальный домашний интерьер (Ларссон основоположник - или один из основоположников - уютного, рационального и изящного «шведского стиля» в дизайне):
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-1a8c12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/557642/557642_900.jpg)
ХХ век не очень любил, когда всё и всем хорошо, потому тут и остановимся.
Напоследок – эта серьёзная дама из эпохи Просвещения:
![ОНИ И МЫ. РЯДОМ ОНИ И МЫ. РЯДОМ](/images/main/oni-i-mi-ryadom-e20768.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/557874/557874_900.jpg)
В общем, так или иначе, но собака влезет в картину и глянет с неё: «Смотрите, и я тут!»
|
</> |