ОНИ И МЫ. РЯДОМ

топ 100 блогов cambria_191918.01.2022 ОНИ И МЫ. РЯДОМ

Сколько в европейской живописи портретов людей с собаками!


Обычно хозяева гордо или с улыбкой демонстрируют своих питомцев.
Гладят их, держат на коленях. Обнимают.
Или даже нежно прижимают к груди – как этого мопса на картинке.


Но как мне нравится, когда собаки вторгаются в ситуацию как бы невзначай.
Иногда даже непрошенными.
Но всегда с очень серьёзной миной на морде.


Вот гигантская лохматая псина восседает за спиной красотки, которая читает любовное письмо. Собака внимательно следит за реакцией девушки:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Традиционно собаки на портретах выглядят чинно-благородно.
Усажены они обычно художником в нужное место и с точным расчётом.
Чтобы было видно, что перед нами приличный и любимый член семьи:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Но иногда что-то идёт не так.
И вот питомец будто невзначай подсаживается к хозяйке.
А она рассеянно смотрит в пространство.
Делает вид, что не подозревает, кто там рядом на диване и тоже исправно позирует живописцу:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


А сентиментальные барышни  Василия Боровиковского даже грезят с мопсом под ручку.
И заметно, что мопс тоже предаётся мечтам (такое возможно?):

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Ещё одна собака занята своими мыслями.
Рядом с деловым господином, но совершенно независимо от него:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ



Собака этой изящной дамы еле-еле уместилась под вычурным столом.
На художника - и на зрителя - пёс смотрит настороженно.
И выставил рядом с нарядными башмачками хозяйки свои когтистые лапы:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


А эта скромница возложила морду на какие-то бумаги совсем уж сбоку – «меня не видно, но я с тобой»:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Зато ничего скромного нет в этом псе.
Он спокойно пересекает комнату хозяина, столь же сурового и солидного, как и его питомец:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ



Автопортрет болонского академиста Аннибале Караччи задуман необычно.

Полутьма мастерской, которую только что покинул художник.
На мольберте холст, с которого смотрит сам автор.
Тут же его палитра, с которой ещё не счищены краски.


А ещё бродит по мастерской, поблескивая глазками, его любимая собачка.
Под мольбертом примостился и кот.
Вот он, полный комплект любимцев художника.

Кто всё это разглядел, тот молодец:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Вообще-то в старину никаких строгих правил содержания собак не было.
Они бродили, где им вздумается, и вели себя в соответствии со своей природой.


Вот тут полно народу и происходят некие важные события (кто-то женится, кто-то умирает).
А чья-то болонка преспокойно разгуливает в толпе:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


В церковь собак сейчас пускают?
Вроде бы нет.


А вот раньше пускали.
Здесь во время проповеди вовсю резвятся собаки:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ



Раз так,  могли ли сцены из священной истории обойтись без собак-свидетелей?

Воскресший Иисус Христос явился ученикам в Эммаусе.
И какая-то собака тут как тут:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Тот же важный момент Евангелия от Луки.

А под столом уже пёс и кот.
Причём они повздорили:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Венецианец Паоло Веронезе был особенно большим любителем насыщать свои монументальные полотна «собаками и немцами»(по выражению заказчика, папы римского).

Вот и в сцене пира у Симона-фарисея он изобразил собак, толкущихся и подъедающихся у столов.
Изобразил с не меньшим азартом и блеском, чем Христа и Марию Магдалину:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Если уж вокруг Христа в живописи вечно слоняются собаки, то что говорить о современниках художников!
Тут и вовсе можно обойтись без церемоний.
Даже на картинах из жизни коронованных особ самого высокого ранга собаки чувствуют себя очень раскованно.


Полна мистического пафоса и залита призрачным потусторонним светом аллегория Тициана «Филипп II после битвы при Лепанто вручает небесам сына».

Но и тут скачет и резвится комнатная собачка.
Не чувствует она серьёзности момента и не обращает никакого внимания ни на короля, ни на пленного турка, ни низвергающего с небес ангела:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


А вот придворный бал в Лувре.
На картине легко опознать королеву Марию Медичи и её сына, короля Генриха III.

А ещё собак разных пород, почтивших своим присутствием это мероприятие:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Другой французский монарх, Король Солнце Людовик XIV - страшно напыщенный тип -  прибывает со свитой в Пон-Неф.

Его встречает целая свора собак:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Деятели искусств тоже вечно привечали собак.

Пока идёт осмотр и реклама сокровищ галереи эрцгерцога Леопольда, по помещению носится с палкой пара псов.
А серьёзные господа и ухом не ведут:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Музыкальные занятия эпохи барокко, кажется, вообще никогда не обходились без  собак.

Вот здесь, пока господа музицируют, собака мирно грызёт кости:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


А тут две собаки что-то не поделили, и их звонкий лай перекрывает тихие звуки клавикорда.
И снова хозяева совершенно спокойны и воспринимают собачьи вольности как должное:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Камерный концерт.
Среди толпы меломанов и собаки-слушатели.
Очевидно, принадлежат музыкантам и потому привыкли к подобным ситуациям, ведут себя прилично:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Собаки – на суше и на воде!

Томная болонка в гондоле у Витторио Карпаччо (XV в.):

ОНИ И МЫ. РЯДОМ



Немного эротики.
Красавицы  искупались в бассейне.
Там плавает ещё и собака:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Это уже прозаичный XIX век.
Когда  собаки больше не болтались под ногами в театрах и на концертах.
Теперь они либо на службе, либо олицетворяют домашний уют.


Дама поит канарейку.
Но что это за куча кудряшек в нижнем углу картины?
Это собака улеглась и дрыхнет:


ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Вольготно спящие собаки особенно хороши у шведа Карла Ларссона:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ

Или этот мирный отдых в счастливый летний полдень:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


Или такой вот идеальный домашний интерьер (Ларссон основоположник  - или один из основоположников - уютного, рационального и изящного «шведского стиля» в дизайне):

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


ХХ век не очень любил, когда всё и всем хорошо, потому тут и остановимся.

Напоследок – эта серьёзная дама из эпохи Просвещения:

ОНИ И МЫ. РЯДОМ


В общем, так или иначе, но собака влезет в картину и глянет с неё: «Смотрите, и я тут!»

 




Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Прекрасная книга о мамах и детях, для мам и детей, глубокая, эмоциональная, с потрясающими иллюстрациями. "Мама" Элен Дельфорж. Художник Квентин Гребан. Поделюсь некоторыми цитатами. Всех мам с праздником, когда бы он не ...
Добрый день, коллеги. Я сегодня в Крыму, пишу с планшета, поэтому без картинки. Вчера в Крыму было минус 22, сегодня уже потеплело до минус 3. Электричество есть, продукты и бензин есть, с точки зрения туриста каких-либо проблем со снабжением не наблюдается. Приятно и необычно наблюдать та ...
Отделить Донбасс...Пора отделить от Украины донецко-луганский паханат. Это ...
В годы Второй мировой войны массово появились различные приспособления, дополнительно защищающие бронетанковую технику. Прежде всего, это касается различных экранов, создававшихся сначала для дополнительной защиты от орудий. Уже дальше появилась более специализированная защита. ...
«Это случайный набор не связанных между собой «обычных» дел и сделок. Но эти истории и сделки складываются в одну картину, которую власти рисуют сами. Это произведение ярче любых оппозиционных текстов и фильмов демонстрирует обществу, какого уровня равнодушия к собственному произволу и ци ...