Оксана Забужко: Мой теплый ламповый рашизм

Наиболее резонансной, наверно, оказалась феминистичная книга "Полевые исследования украинского секса".
Дело было в 90-е, на пост-советском пространстве. Слишком многие оказались неготовы к подобной откровенности, мужчины были оскорблены, женщины, считавшие мужей "ресурсом", их защищали, нападая на авторку.
До сих пор помню то место в книге:
"- Why? - пораженно спрашивает американская феминистка. - Почему вы это делаете? Ваши мужчины вас буквально насилуют, не только нет удовольствия от секса, вам больно, а мужчина вообще не реагирует на ваши слова и продолжает... Почему вы это терпите? Почему остаетесь с ними? Почему снова и снова ложитесь с ними в постель, если знаете, что по-другому не будет?
Да потому что, дает мысленный ответ расказчица, мы другого и не знаем. Нас приучили, что другого не может быть. А кто будет выпендриваться, тех вышвырнут из коллектива в лес на мороз, и там ты и умрешь одна."
На самом деле, все ее книги резонансны, на все темы. Но мне наиболее был интересен ее взгляд "со стороны" на т.н. "легкое чтение", популярное в российской среде. Она живет в другом мире, в другом "пузырьке", она пишет научные монографии по украинской и мировой истории, социологии, культурологии и политике.
Она давно живет в "западном мире", вот уже лет 30, хоть и проживает физически в Украине.
Но она, в отличие от большинства жительниц пост-совкового пространства, не искала себе "шнягу разгрузить мозги" именно среди российского контента.
И для нее случайно увиденное стало своего рода шоком. Она проанализировала свои впечатления от прочитанного.
Название статьи - явная отсылка к "Ласковому нежному зверю", т.е., многое со времен совка так и не изменилось.
А ведь это она еще не видела и не читала "массивных залежей" ромфанта, за которые те же читательницы платят довольно неплохие суммы. Вот это, про властного президента компании, про принцев-королей, про императоров драконов и прочее))
Но и там основная идея - конкретный единственный мужик - ресурс на всю жизнь, один, хватайся за него, иначе - беспросветная нищета, а он-то тебе даже бутылочку воды купил! И сахар! И на такси! Какие бахатства!
И даже самые дорогие хоромы - это убогая хрущеба, но с золотым ковриком и с брульянтами в диване.
Словом, ее выводы об основных темах: еда как основа всего, воспевание нищеты как богатства, бытовое хамство, любая подлость может быть оправдана - если ты в погоне за "ресурсом", - совпадают со статьями, написанными на эту тему, что я читала - у той же Л.Мазикиной, например.
Если описание "социума Вампирляндии" и "невидимой войны" вам неприятны, проходите мимо, текст длинный и саркастичный. (конец прим. переводчицы)
"Благодаря им, безымянным пролетариям клавиатуры, за этот год я познала "русский мир" куда лучше, чем из политических новостей и речей Путина", - Оксана Забужко, специально для DW.
Год назад я случайно нажала в телефоне что-то не то – и вместо смахнуть назойливую рекламу чего-то там "девачкового", я это "что-то" открыла.
И, скользнув глазом, залипла, не в состоянии поверить, что кто-то на таком зарабатывает: на экран выпрыгнул текст с претензией на короткий рассказ – о женщине, которая за заботами о доме и детях забыла об уходе за собой, поэтому муж ушел от нее к молодой красавице, но женщина спохватилась, подкачала губы, сделала липосакцию, записалась на фитнес, и муж вернулся. Семью удалось сохранить.
Идиотизм содержания идеально сочетался со стилем изложения: все это было, говоря словами одного депутата, "текст как-то по-дебильному написан", я аж невольно заподозрила руку робота (было примерно так: "на пороге стоял Пашка. Сердце Маши забилось, но она не подала виду. Пошутила даже: «Что, соскучился по моим пельменям?»
«Не только по пельменям, - вздохнул Пашка. – Прости меня, ты у меня самая красивая и желанная» и т.д. и т.п.
И это я еще пересказываю, то есть невольно очеловечиваю, а в подлиннике, уверяю, было еще хуже: тупо ниже всех нормативов функциональной письменности).
К моему удивлению, под этим малосознательным лепетом значилось довольно немалое число комментов: кто-то все это не только писал, но и читал.
Так я открыла портал в ад.
Кому историй?
Сразу после этого в мою Facebook-ленту хлынула безудержная лавина аналогично скроенных баек, замаскированных под "истории из жизнИ". И тут я уже залипла не на шутку – и, вместо того, чтобы отписываться и жаловаться, занялась, как герои Подервянского, "интересными исследованиями": как-никак, после 2019 года больше невозможно было игнорировать существование параллельных "пузырьков", в которых твои земляки потребляют интеллектуальное ГМО, а затем выбирают твоей стране ГМО-президента, - требовалось по крайней мере "измерить пузырек".
Эксперимент длился год - ровно столько я положила себе терпеть мусор в своей ленте, чтобы понять, на какого рода явление натолкнулась (хотя, скажу сразу, хватило бы и месяца, алгоритмы там довольно примитивные!).
Оказалось, что в зоне .UA существует уйма до тех пор невидимых мне "популярных сайтов", нацеленных на женскую аудиторию, вроде чаев с лимоном, кофе с молоком, уютов и дюшесов, перечислять которые можно до конца страницы, потому что имя им – легион.
Карта таких сайтов обычно незатейлива: немного новостей (необязательно), немного гороскопов (тоже не везде), немного советов психолога/косметолога/диетолога и т.д. (сюда же можно отнести тексты, склепанные по схеме "10 заповедей сексуальной женщины", "7 способов заставить мужчину переживать, что он вас потеряет", "Если твой мужчина делает эти 8 вещей, он все еще сходит с ума по тебе" и т.д...)
Это уже я не пересказываю, а цитирую прямо из ленты!
Однако главный их "наполнитель" – именно те, на первый взгляд обычные человеческие, тепло-ламповые, "с молоком", "с корицей" и чем-там-еще, "житейские истории", на которые всегда найдутся читательницы.
(Ведь такие истории - это и есть протолитература, литература из того и рождается испокон веков, что "в одном селе жили-были дед и баба", "в одном королевстве жил король, и было у него три дочери", и непременно кто-то остановится у кобзаря на ярмарке, как 500 лет назад, или кликнет на вынесенный в подзаголовок абзац-аннотацию, как ныне, чтобы узнать, а что там было дальше).
Поэтому расчет владельцев каждого такого сайта ясен: при самых скудных затратах на рекламу непрерывный трафик им обеспечен. Вопрос в другом: зачем? Quо prodest?
Или еще проще: что́ здесь продают, и кто на этом нагревается?
Ласковая русификация
Возможно, я до сих пор ломала бы себе голову над этим вопросом, если бы сразу не усмотрела то, что объединяет все эти немереные залежи однотипно убогих рассказов: все они (за год мне не попалось ни одного исключения!) являются переводами с русского - с аналогичных сайтов зоны .RU.
Иногда первоисточник указывается, порой - застенчиво скрывается (особенно – на сайтах, прикидывающихся тематически украинскими и имеющих названия типа "Вся Украина"), но, как в советском анекдоте, Штирлица выдают будёновка и парашют, то есть, в нашем случае – машинный перевод.
Похоже, после вставки в Google-переводчик никто этих текстов уже не перечитывает, поэтому несогласование рода или падежа – это еще не самое смешное, что в них можно вычитать.
Для аналитиков ботофермерского жанра там Клондайк потенциальных мэмов, ничем не хуже знаменитых "дьявольская мука́" или "женщина в очках в паркет лица" (это, кто не понял, русские "очки в пол лица"), то советы, "как вовлечь мужчину" (я так и не смекнула, куда его вовлекать, пока Google не подсказал, что по-русски имелось в виду "привлечь", и вовсе не к суду за алименты, а в смысле эротическом - "привлекать").
Но даже если бы эти "истории" вылизал до блеска первоклассный редактор, я и тогда без труда распознала бы, что растут они вовсе не "из украинской жизни".
Ведь придумывает их все же не машина – это делают какие-то нищие русские "литературные негры", в терминах социологии - "маленькие русские", и то, что у них в голове (и вокруг них - в их стране), так или иначе проявляется в тексте.
Благодаря им, безымянным пролетариям клавиатуры, за этот год я узнала "русский мир" куда лучше, чем из политических новостей и речей Путина.
Потому что это в России могут верить, будто, если ограничиться кругом сугубо частных тем – семейные ссоры, ревность, супружеские измены, забота о подрастающих детях, уход за престарелыми родителями (ну всех же такое цепляет, разве нет?), - и следить, чтобы в текст не вкрались слишком конкретные маркеры места и времени (нечастые имена собственные и топонимы повсюду аккуратно заменяются на украинские, причем в роли глухомани – почему-то чаще всего фигурирует "Житомирщина", я аж забеспокоилась: а что с ней не так?), - такой "контент" получится достаточно нейтральным, чтобы сыпать его в украинское пространство под видом "местного", и никто не заметит разницы.
Но это неправда. Как раз частная жизнь и есть та сфера, где культурные различия между народами проявляются ярче всего, недаром же после 2014-го оказалось, что даже убежденные пророссийские "Путин-приди!" крымчане - и те, разбалованные десятилетиями "нерусского" быта, уже не дотягивают в глазах оккупационной власти до "настоящих русских", а требуют, как говорили у Сталина, "перековки"…
Ясно, что "перековывать" мозги населению территорий, которые хочешь оккупировать, лучше ДО того самого "полномасштабного вторжения", которым нам неутомимо грозят, чем после: оно и дешевле, и надежнее.
Ласковое, в виде манной кашки "женских историй", вливания реалий и, главное, ценностей русской "глубинной" жизни в головы учительниц и пенсионерок нашей условной "Житомирщины", так чтобы они приняли и усвоили их как собственные, - одно из обличий "незаметной войны", которую Кремль ведет против нас тихо, как стая термитов против эвкалипта.
Песня голодного края
Не знаю, так ли было задумано, или вылезло само шилом из мешка коллективное бессознательное авторов, но их мир "дома и семьи" предстает на этих сайтах, при ближайшем рассмотрении, абсолютно жутчайшим – куда страшнее, чем у всех российских антиутопистов, вместе взятых.
Первое, что бросается в глаза: люди здесь рвутся любой ценой – буквально, любой, кроме, разве что прямого убийства, - перебраться из родного города (села, городка) в мифическую "столицу", где "смогут себе позволить то, о чем и мечтать не могли дома" (здесь я задумалась: что же такого я "могу себе позволить", из материального, в Киеве, о чем "не могли бы и мечтать" в Виннице или Мукачево? - и нашла единственный ответ: метро!).
Отдельную группу составляют побасенки о браке столичного мужчины и провинциальной "оборванки" (sic!), которая или коварно окручивает парня ради столичной прописки (вспомнили мне милицейские облавы на "непрописанных" времен СССР!), или, наоборот, безропотно терпит многолетние издевательства свекрови, лишь бы не возвращаться назад на "Житомирщину".
Вообще, "столица" работает как стабильное объяснение, почему герой или героиня бросили на произвол судьбы (порой обманом) своих провинциальных родственников (иногда маленьких детей) и потом годами к ним не наведываются (это тоже целый тематический кластер!): уехать "в столицу" это – как "на тот свет" – коммуникация невозможна.
Никто не сумел бы нагляднее убедить меня, что Москва в России – действительно государство в государстве, а "за МКАДом жизни нет", и то настолько, что даже газа по селам "нет" (героини из "глубинки" часто хвастают, как признаком достатка, что "провели газ в дом" - даже не интернет!).
Второй же сквозной темой этой увлекательной бытовухи является – не поверите – еда!
И не в том смысле, что здесь много едят или говорят о еде, а в том, что ее здесь хронически не хватает – вплоть до той степени, что ее наличие или отсутствие становится двигателем сюжета.
На большой выборке эта частота "пищевой константы" в межчеловеческих отношениях, пожалуй, впечатляет. Вот одинокая женщина завоевывает сердце мужчины, накормив его "аппетитной гречневой кашей с маслом" (sic! – это, чтобы вы понимали, положительная история, а мужчина не бомж и имеет работу).
Вот родственница мужа ухитряется ежедневно забегать в гости, чтобы на халяву пообедать(!), и рассказчица не знает, как ее отвадить, и просит совета у читателей (такой прием "психологической вербовки" использвуется очень часто, и после каждого "а как бы вы поступили на моем месте?" доверчивые украинцы и заходят в комменты "разговаривать с машиной").
Вот нагрянувший из другого города хам-племянник выжирает целую кастрюлю борща из холодильника, и его выставляют за дверь (после чего его мама возмущается: мол, вот вы какие, "а мясо взяли!" - на чем я немного подзависла, пока не сообразила, что в России "мясо" – это ценный подарок, с которым ездят в гости).
А вот мое любимое: богатая свекровь, когда сыновью семью постигла беда, начинает носить им в судках "отбивные с картошкой", но "только для сына", заявив, что невестку (с младенцем!) должны кормить ее родители (суть там в том, что сын на это соглашается, все съедает сам, и невестка обижена, - это всё истории не про недоедание, а об отношениях!).
По ночам люди просыпаются и крадутся к холодильнику (я насчитала с десяток таких упоминаний); семьи едят из одной миски, чтобы меньше еды пропадало(!).
И все берут с собой на работу бутерброды: в офис, где у них "хорошая зарплата", - домашние бутерброды и суп в банках.
(Правда, в Москве всегда было паршиво с общепитом - что рестораны могут быть не для понтов, а чтобы поесть, там вообще узнали только с появлением "Макдональдса", но неужели до сих пор, чтобы вкусно и не за все свои деньги пообедать, российскому офисному работнику нужно тащить из дома "тормозок"?..)
Впрочем, люди в этих историях не только голодные – они еще и злые и очень агрессивные: как к чужим (обращение к кассирше в супермаркете "ну ты, давай быстрее двигайся!" вкладывается в уста женщины с ребенком как что-то довольно обыденное), так и в семейном кругу, который, по идее, должен здесь выглядеть теплым-ламповым, и авторы очень стараются его таким представить: за год мне ни разу не случилось историй ни о домашнем насилии, ни о болезнях, ни об алкоголизме (разве что из оговорок можно понять, как Россия пьет: "к будущему мужу у меня было только одно требование – чтобы не пил", – так хвастают счастливым браком).
Даже в деревенских историях "мужик" непременно "не пьет" и "рукастый" (я сначала и не уловила, что это, - руки распускает, что ли? – оказалось, наоборот: умеет что-то делать руками, очевидно уже редкая в русской деревне добродетель, раз для нее понадобилось отдельное слово…).
Навязчиво часто повторяется, что у героев "все хорошо", что значит: мужчина "хорошо зарабатывает" (имеет "свой бизнес", хоть никогда и не уточняется, какой), а женщина, постоянная клиентка салонов красоты, забрав детей из школы и надев сексуальное белье, ждет его дома с ужином…
Именно о такой жизни, в представлении авторов, и мечтает каждая, если не для себя (раз уж не получилось переехать из глухой "Житомирщины" в далекую "столицу"!), то для своих детей (работать женщине, у которой "все хорошо", можно, но чисто декоративно: лучше иметь свой бутик или массажный салон, или, опять-таки, салон красоты).
И за это счастье женщина должна бороться 24/7/365, со всем рвением описанной Дарвином видовой борьбы. О чем, собственно, рассказывается.
Home, sweet home, или Тапочки для вампиров
Вот в чем состоит главный, действительно пробирающий насквозь ужас, в основе всех этих историй: "жизнь", которая за ними стоит, - это постоянная дарвинистская война за ресурс. Ресурса мало, всем не хватит.
Отсюда ценность семьи: она – площадка для пополнения ресурса, своеобразная станция для заправки биотопливом: отдых, еда, секс.
Мужчина - тоже ресурс: он должен зарабатывать деньги и помогать с детьми, и такой ценный ресурс, если уж удается его ухватить, надо, во-первых, хорошо обиходить (обеспечивать ему высококалорийные еду-секс, ни о чем не расспрашивать и приносить тапочки), а во-вторых, оберегать от тех, кому не хватило - и кто с голодным рычанием крутится поблизости, только и ожидая оказии урвать и себе кусок поживы (завистливые подруги, одинокие соседки, преданные мужчинами одноклассницы и т.п. подранки женской видовой борьбы).
Если же мужчина перестает быть ресурсным (теряет работу без шансов на перезагрузку, скупится на деньги, съедает твои отбивные…), то лучше от него избавиться (целая подгруппа историй иллюстрирует профиты такого выбора).
Дети – тоже ресурс, но только при умелом использовании: как инвестиция, которая может через тридцать лет окупиться (тогда взрослые дети покупают родителям путевки на море, ремонтируют жилье и на старость забирают к себе), а может и полностью прогореть (дети забирают дом/квартиру, а родителей выселяют в дом престарелых).
Поскольку риски так высоки и просчитать их невозможно (неизвестно, почему одни дети вырастают ресурсными, а другие нет, и как вырастить себе ресурсных), то не рекомендуется ради детей слишком уж убиваться и посвящать им всю свою жизнь (куча историй-вариаций на тему ”как тяжко я пахала, чтобы их всем обеспечить, и где же мой профит?"), - а больше заботиться о себе, чтобы сохранить до пенсии здоровье и достаток (тоже куча историй о том, что здоровыми и богатыми родителей и дети любят, а бедные и больные никому не нужны).
Любви, как и вообще чрезмерным сантиментам (да что там, хоть простой человеческой верности или преданности!), в этих "женских историях" места нет: сильные чувства - вещь энергозатратная, на них надо вот именно что "иметь силу", а таким ресурсом здесь не разбрасываются.
Люди сходятся и расходятся, поддерживают (или рвут) отношения с родственниками и друзьями, заводят детей и меняют партнеров по причинам не экзистенциальным, а чисто прагматическим: чтобы увеличить свои шансы на выживание.
Мой хит года в этом параде - история о молодке, которую так злило, что ее муж то и дело подрывается помогать кому-то из друзей, что она уже думала о разводе (логично, это же у нее он отбирает причитающиеся ей килокалории тепла и дозы дофамина, все равно, что несет другим ее "отбивные" и оставляет ее щелкать зубами!) - до тех пор, пока не узнала от старших женщин, что такая мужская дружба выгодна и ей, потому что если помощь понадобится уже их семье, то все те, поддержанные ее мужем, друзья в свою очередь сбегутся с баночками ресурса (займут денег, подгонят машину и т.п.).
Такой вот круговорот ресурсов в пределах проапдейтченой под 21-й в. "общины", где дружба – это бартер услуг, а жизнь стаей – необходимость: одинокая особь в этом лесу зимой замерзнет, "не справится" (очень частое выражение!).
Человек человеку – ресурс; чтобы жить "хорошо" (читай, удовлетворять базовые потребности пирамиды Маслоу), надо грамотно пользоваться собственным – и тогда тебе перепадет больше чужого.
В итоге впечатление у меня осталось такое, словно я год вела наблюдение за популяцией вампиров: озябших, малокровных и очень взвинченных, которые знай рыщут по жизни, к какой бы яремной вене припасть.
А еще я окончательно поняла, что российское государство укрепляется отнюдь не богатством, как западные (большая ошибка всех политологов, до сих пор верящих в победу холодильника над телевизором!), а наоборот - нищетой.
Оно и в истории так каждый раз повторялось, хоть при Столыпине, хоть при Брежневе: стоило "ширнармасам" не то чтобы обогатиться (аж до такого в России не доходило никогда!), а всего лишь наесться, более-менее утолить тот хронически подсасывающий изнутри голодняк, будящий ночью, - и империя тут же разваливалась.
Сейчас, когда российское руководство ударными темпами восстанавливает тоталитаризм (такой, чтобы все знали, что ресурс выдают из одного "раздаточного окошка " на всю страну, и общество само формировало к этому окошку очередь), оно как никогда заинтересовано в массовом обнищании своего населения: чем голоднее, тем управляемей.
И весь этот поток трэша, в котором я год копалась, как сортировщик в мусорке, как раз прекрасно приучает свою (русскую) ЦА к огромной нищете.
Умело, психологически грамотно российских мам, жен и бабушек к этому адаптирует – поощряет, приохочивает, усаживает на лавочку под подъездом и утешает: «это не страшно, это нормально, у всех мужики – козлы, у всех дети сволочи (и здесь же неподалеку даже и "если убьют его в Украине или Сирии - не огорчайся так" в подкладку вшито...)».
«А ты подумай – правильно ли поступила Маша?.. не потеряла ли она, самая дура-виноватая, больше, чем получила?.. и кого здесь считать сукой - Машу или ее маму?..»
"Парадокс Антонины"
Конечно, не меньше, чем тексты (а больше! намного больше!), меня интересовали комментарии. Интересовала реакция украинской публики, которой вся эта Вампирляндия вливается в головы как "свое": действительно ли так хорошо "заходит" нашим людям деморализация чужим масскультом, и вообще, распознается ли он как "чужой" - или, может, за 20 лет московской медийной экспансии (которую 8 лет войны несколько притормозили, однако далеко не прекратили) барьер культурного иммунитета у нас настолько упал, что мы и сами уже превратились в упырей: в именно тот "адиннарод", над созданием которого так неустанно работает российская пропаганда?
На этот вопрос у меня получилось два ответа одновременно, как две новости, плохая и хорошая.
Первая – нет, не распознается (увы!).
Вторая – нет, не превратились (на удивление!). Попробую немного прояснить этот парадокс. Основа "пузыря", потребляющая эту лектуру, - женщины среднего возраста из сел и небольших городов (географически - вся Украина, от Черновцов и Коломыи до Кременчуга и Кривого Рога).
Это – та самая условная "Антонина", для которой, напомним, работает "1+1".
Телевизор – главное развлечение этой ЦА, а "чего-то почитать" она ищет в интернете: это так называемый "неквалифицированный читатель", идеальная добыча для манипуляторов.
Такой читатель далеко не всегда различает автора и нарратора (в телевизионной версии – актера и персонажа: голосует "за Голобородька"!), легко попадается на крючок просьбы "дать совет" (это вообще сильный "вербовочный" прием, классическое маркетологическое "Ваше мнение очень важно для нас": однажды, не удержавшись от соблазна написать "А вот у меня было…", клиент уже "подсаживается", аудитория растет…).
Что это – перевод с русского, наш читатель, правда, узнает (каждый раз рассержено отмечает "ляпы", потому что не любит, когда ему впаривают халтуру), так что теоретически язык мог бы служить ему "защитным барьером", однако предыдущие 20 лет русификации медиаполя сделали свое дело – русский не воспринимается у нас, как четкий маркер России.
Чтобы идентифицировать текст как "тамошний", "Антонине" нужны дополнительные маячки: какая-то неисправленная оговорка, упоминание о российском сайте и т.д. (тогда аудитория разражается гневом, мол, "зачем нам такое читать!").
В принципе же, "маленькие украинцы" все еще готовы узнавать себя в любом кривом зеркале, которое им подсунут с достаточной мерой наглости, (это то самое, у Шевченка: "Немец скажет: "Вы моголы" / "Моголы! моголы!"), - и разве что осторожно удивятся: "Где это вы такое забитое село нашли?", "Да это не месяц назад, это 30 лет назад такое должно было быть"…
Каждый раз, заглядывая в комменты, я чувствовала себя, как в детстве над сказкой про волка и козлят: вот волк уже сходил к кузнецу (к Google-транслейту), выковал себе "тонкий голосок" и стучится в дверь к козлятам, притворяясь мамой, - а ты, как и в детстве, не можешь окликнуть козлят "не открывайте!" так, чтобы они тебя услышали…
Не скажу, чтобы наша "Антонина" так уж совсем не подозревала, что здесь что-то нечисто, - подозрительное ворчание (или, если угодно, "глас разума") журчит небольшим, но стабильным потоком (8-10 процентов отзывов) сквозь все обсуждения:
"Кто пишет эту белиберду?", "Что за идиотизм, читать противно", "Не верю я этой писанине", "Что-то пишут эти блохеры, что не клеится воедино", "Это какая-то сказочка, в нормальных семьях так не бывает", - но правдивый крик алярма "Это не мама, это волк!" мне попадался считанные разы.
Наблюдать за этим чистое удовольствие: видно, как живые люди моментально сплочаются по одну сторону, а по другую - масляной пленкой поверх воды - высвечиваются боты, - обычно им удается направлять разговор в русло "скамейки под подъездом" незаметно, а вот когда приходится палиться и уговаривать, явно по методичке: "да не в том же дело, что это Россия, а в отношениях между членами семьи", - тут на них налетают и заклевывают уже целым базаром ("в том дело, в том!", "в России одни традиции, у нас другие!"): иммунитет срабатывает, коллективный организм "гасит вирус"…
Не стану рассказывать, какие именно сюжеты, очевидно обыденные для россиян, оказываются для украинцев настолько триггерными, что "Антонина", перефразируя известный хэштег, "начинает осуществлять сопротивление", - не в моих планах подсказывать тем, кто мониторит эти сайты "с той стороны", как им усовершенствовать работу, - но факт, что такие сюжеты есть, и они вполне себе смыслоносны: есть "своя территория ", свои "духовные шесть соток", которые простая украинская мама-жена-бабушка будет защищать от чужаков, что называется, с топором в руках.
Не для выживания, нет. Для самоуважения. И вот это, по-моему, - единственная во всей этой истории хорошая новость: она дарит надежду.
15.12.2021
--------------------------------------------------------------------------
К 10-летию Третьего Майдана судьба мне сделала подарок, которого я поначалу не оценила: и вчера на самолете из Варшавы в Берлин, и сегодня за завтраком в ресторане берлинского Literaturhaus у меня за спиной живо, громко и бесцеремонно, как умеют только они, тарахтели "русские женщины" - на самолете вообще какой-то бабской "Тагил" ("у нас щас полдесятого, 5 часов разницы... приедем в гостиницу, чайку попьем с вкусняшками... а на самолете-то, вишь, не ушатывает, как на поезде!» и т.д.),
А в ресторане (Literaturhaus, где меня поселили, считается модным местом для кофе после шоппинга на прилегающей Курфурстендамм) – «беженки от войны», благополучные дородные москвички (детей уже отдали в здесь школы и дружно согласились, что «вот наши дети и будут строить ту прекрасную будущую Россию», войну называют «все эти обстоятельства, которые ухудшили наше экономическое положение с 2014 года» и т.д.).
Словом, неизменный типаж Анны Михалны из «Над морем» Леси Украинки (кто не читал, скорее наверстайте!), от которого, как сказано в ЛУ, «Мне начало казаться, что меня опутала какая-то тонкая паутина и начинает застилать глаза и мешать дышать» (с).
Впечатление, по итогу этих двух сеансов, сложилось такое, будто весь тот «теплый ламповый рашизм», который я исследовала в течение предвоенного года (и попыталась описать дистанционно в декабре 2021), догнал, навалился на меня и начал душить.
И уже выходя из ресторана, я засмеялась вслух от неожиданной мысли: Господи, какое же счастье! Счастье – что при всем: несмотря на войну со всеми ее потерями, травмами и перманентным стрессом, - наши Майданы, начатые в один и тот же день – и Помаранчевый, и Евромайдан, - победили.
И потому мы не там, не с ними – не в Вампирляндии. Никто никогда больше не спутает меня с этими вампирскими самками. Спасибо всем, кто выходил. С праздником нас! Слава Украине.
21.11.23
|
</> |