Около-литературное исследование

Нелепая гипотеза "Булгаков - автор 12 стульев и золотого теленка" имеет очень простое происхождение.
Филологи Жолковский и Щеглов довольно давно обратили внимание на удивительный параллелизм некоторых мест из "Мастера и Маргариты" и из Стульев-Теленка. Они сделали из этого единственно логичный и правильный вывод - Булгаков сознательно пародировал ставшие знаменитыми и мемоносными романы своих бывших коллег по Гудку.
На пародирование у него было полное право, фабула 12 стульев во многом перекликается с его рассказом 1924 года "Ханский огонь". Пародирование сравнительно серьезным произведением сравнительно шуточного произведения вещь не новая. Самый известный случай - это пародирование сверхсерьезным Багрицким в "Смерти пионерки" 1932 года насмешливого "Карася" Олейникова 1927 года.
Но пародирование Булгаковым Ильфа и Петрова самоделкиным скучно. Надо, чтобы Булгаков и написал 12 стульев и ЗТ. Аргумент как всегда у Галковского: И-П не были достаточно талантливыми, чтобы сочинить такую махину, а вот Булгаков был. Это, конечно, абсолютная глупость - 1920 начало 1930-х - это эпоха огромных романов - Эренбург, Шагинян, Леонов, Гладков и т.д. Соорудить роман для авторов тогдашней эпохи было дело сравнительно плевое. А в случае И-П задача облегчалась тем, что, по сути, они соорудили дайджест из шуток и фельетонов, насаженных на единый сюжет.
В попытке объявить автором Булгакова мы утыкаемся в несколько совершенно непреодолимых препятствий.
1. Записные книжки Ильфа. В них масса шуток, которые вошли в стулья и теленка и, что еще более важно, весь стиль острот ровно такой, как в произведениях И-П. То есть это и текстология и стилистика.
2. Абсолютное несоответствие картины мира Булгакова и картины мира стульев и теленка, особенно второго. В романах ИП это журналистская, репортерская картина мира. Ничего общего с камерным, книжным миром домоседа Булгакова не имеющая. Булгаков всегда строго соблюдает три класссических единства. Пространство его романов довольно камерно. Белая Гвардия развивается в течение ограниченного срока в Киеве почти вся в пределах одного дома, мыслимого как спасительный ковчег. МиМ имеет две линии - одна в Москве в крайне ограниченный срок с ограниченным кругом героев, причем центром всего является нехорошая квартира. Другая в Иерусалиме в еще более ограниченный срок с еще более ограниченным количеством героев. Последняя глава МиМ - это методичное прояснение судьбы героев. Хронотоп И-П- это хронотоп плутовского романа. Действие разворачивается в течение длительного времени на огромных пространствах связываемых передвижением главных героев-авантюристов. Постоянно используются технические средства передвижения - пароход, автомобиль, поезд. Это книги принципиально без-домные. Большинство героев появляется в одном месте, им дается чисто фельетонная развертка и в этом же месте они остаются, исчезая навсегда. Мы никогда не узнаем, к примеру, дальнейшей судьбы Лизы или Эллочки Людоедки. Поэтика стульев и теленка абсолютно четко коррелирует с корреспондентски-фельетонным опытом И-П.
3. Полная нестыковка мировоззренческих установок. Книги ИП насквозь и яростно русофобские, пропитанные ненавистью к старой России, в них нет ничего антисоветского - напротив, это именно архисоветизм, направленный против нэпманского и старорежимного в советском строе. Тексты Булгакова - это "великолепное презренье", это ненависть к советскому как к форме анти-жизни, как к разрушению старого мира.
То есть утверждение, что Булгаков написал два советских русофобских плутовских романа - противоречит выводам сравнительной текстологии, сравнительной поэтики, а главное является совершенно клеветническим, так как русофобской лизоблюдной мразью обливающей помоями "бывших" Булгаков не был.
Автор "Собачьего сердца", "Дней Турбиных", "Зойкиной квартиры" и автор "12 стульев и "Золотого теленка" попросту не могут быть одним человеком. При этом пародировать в потаенной книге кое какие элементы ставших уже культовыми советских романов он, конечно, мог.
|
</> |