"Офицеры" (1971) в цвете, или цена "культурного обмена"
selyanka1 — 19.09.2024
В 1971 году на экраны вышел один из любимейших военных фильмов,
сразу же вошедших в список советской классики, - "Офицеры". Для
придания фильму налета документальности режиссер сделал его
черно-белым, что в начале 70-х было вполне нормально и
смотрибельно.
Но меняются времена, технологии и вкусы. Современных детей и
молодежь черно-белое кино смотреть не заставишь, поэтому для
придания классике второй жизни самые знаковые советские картины
начали колоризовывать. Включая и "Офицеров"
Ну а поскольку в стране несколько десятилетий после развала СССР
царил настоящий карго-культ Голливуда, то, соответственно,
раскрашивать фильмы с помощью Голливудa и начали.
Голливудским партнером российской компании "Формула цвета"
выступила американская компания украинского
закваса Grading Dimension Pictures (Игорь Лопатенок и
Александр Шапиро) с "продвинутыми" компьютерными
технологиями.
"Продвинутые" технологии заключаются в наличии специальной
компьютерной программы, которая "угадывает" цвет вещей. Ну то есть
это такая специфическая "нейросеть", в которую, как я лично
предполагаю, заложено много образов очень специфической России -
грязной и мрачной. И еще каких-то штампов по подбору "сочетающихся
цветов" - согласно методичке
Нейросеть ведь - что ей скормят, так она мир и
"видит"
Художник по костюмам фильма "Офицеры" Эмма Малая
Перекрашивали фильм "Офицеры" больше четырех месяцев, причем
иногда с неожиданными ляпами, которые пришлось поправлять.
Вот, например, ставшая классической фраза "Красноармеец
Трофимов за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке, а
также за понимание текущего момента награждается красными
революционными шароварами" у компьютерной программы понимания не
нашла, русского языка та не понимает.
Поэтому герой Георгия Юматова получил у нее шаровары
"неестественного голубого цвета"!
С все еще живыми и здравствующими создателями фильма раскрашиватели
поговорить не сочли нужным. В связи с чем предлагаю интервью с
работавшей в этом фильме
художником по костюмам Эммой Малой (в
титрах Э. Перельштейн)
Эскизы Эммы Малой
- Вы работали над костюмами "Офицеров", расскажите об этом
опыте.
Э.Р.: Это было моя пятая самостоятельная работа в качестве
художника по костюмам.
Она интересна тем, что герои не просто проживают в фильме
целую жизнь: от 1920-х гг, где они совсем молодые до конца 50-х,
где они уже элегантного возраста, а они все время на военном и
социальном фоне, проходят вместо со страной все ее войны. Картина
очень населенная, у героев большое окружение.
Вначале наши герои — кавалеристы, потом танкисты.
На каждом своем эскизе я рисовала героев, армию, в составе которой
они воют, и армию противника. Вот Алексей Трофимов (Георгий Юматов)
заканчивает курсы и его награждают красными революционными
шароварами, и хотя картина была черно-белая, но шаровары все равно
были красные. И для них, как для кавалеристов, были сшиты, как и
положено, шинели с синими петлицами и "разговорами".
Эскизы Эммы Малой
Многое шилось специально для картины, но все невозможно
пошить. К примеру, военную форму для массовки, хорошо, если она уже
прошла какие-то картины, чтобы была подвылинившая, "живая". Вот у
нас стоит строй этих курсантов в самом начале. Шинели были, но
пришлось на эти сто шинелей нашить синие петлицы и "разговоры",
буденновки, звездочки, эмблемы.
А то, что эту картину раскрасили — это моя отдельная боль. Все
неправильно.
- То есть когда раскрашивали…
Э.Р.: Никто меня не спросил. Ладно, если уже нет свидетелей,
то бог вам судья, делайте, как хотите. Но все-таки был еще живой
свидетель. Никто не обратился, никто ничего не спросил!
Вот в последней сцене у Любови Трофимовой (Алины Покровской)
элегантный костюм из мягкого размытого сине-сероватого крепа с
черной шляпкой. Они покрасили его грязно-коричневым цветом. И она
сразу получилась старше от этого. Не гармонирует коричневый костюм
и черная шляпка. Хуже придумать было нельзя.
А вот первый костюм Покровской, когда они приезжают в Среднюю
Азию. Она барышня, у нее платье с пелеринкой разбеленного бежевого
с оранжевым оттенком цвета "само" (лососевый) в белую полоску. Он
очень органично вписывался в этот среднеазиатский пейзаж. А они
покрасили просто голубым, но голубой там совершенно никак не
вписывается.
Маша Белкина (Наташа Рычагова, молодая девушка). В эпизоде,
когда они снимаются на фотографию, у нее был костюмчик: синяя
жилетка и светлая чуть розоватая кофточка. А они грязно-серый ей
сделали! Ну девушка молодая, школьница, зачем ты ей делаешь
грязно-серый костюм? Это просто ужасно.
Уже эта раскрашенная картина от меня отделилась. Мне стыдно и
я не хочу быть к этому причастной. Ну просто…
- Преступление!
Э.Р.: Я в отчаянии просто. И так каждый костюм, я уж не говорю
про военную форму. В первой новелле у Ивана Вараввы (Василия
Ланового) форма немножко похожа на казачью. У него не гимнастерка с
застежкой по центру, а косоворотка и кубанка. Но так как он
кавалерист, у него кубанка была с синим верхом, а они сделали
красную. И он получился казак из дореволюционных времен, и петлицы
неправильного цвета.
Потом они еще какие-то розовые петлицы сделали, хотя вообще не
было такого в природе в советской армии, чтобы были розовые
петлицы.
А лица? Они же солдаты, все лица обветренные, обгорелые, а в
цветной версии они как будто покрашены тональной пудрой.
Когда они представляли этот покрашенный фильм, был телесюжети они
говорят: " ой мы так все изучили, все эти военные формы, все эти
канты". Да за 40 лет до вас уже все изучили. Надо было просто
спросить и все.
Отсюда.
Отсюда