Отечественное джинсовое кинонашествие
selyanka1 — 16.09.2024Олег Даль в роли из фильма "Золотая мина"(1977), советский паспорт и джинсы.
Среди современных любителей кинематографии нет общепринятого мнения, когда именно на экранах появился первый отечественный герой в джинсе. Одни начинают отсчет с "Пиратов ХХ века", другие с мультфильма "Бременские музыканты". А тема ведь интересная, вот и давайте разбираться в "джинсовых образах" отечественного кинематографа
В Советском Союзе джинсы появились только в 1957 году, когда в стране прошел 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Но показывать в кино их не торопились.
Преступники, дипломаты, иностранцы
В СССР в фильмах 60-х было принято одеждой подчеркивать, отрицательный перед зрителями отечественный персонаж или положительный. Отрицательные персонажи обычно выглядели вызывающе, нескромно, фарцевато и модничали под запад.
Молодой дипломат с доступом к валюте ("Три плюс два" 1963)
За костюмы в фильме отвечала Наталья Панова, чье имя было хорошо знакомо золотой молодежи 60-х. Жизнь привилегированных, как сказали бы сейчас, людей того времени Панова знала неплохо — она была замужем за сыном академика, дружила с артистами и дипломатами, так что без труда смогла в деталях продумать гардероб героев новой романтической комедии — ведь персонажи эти тоже отнюдь не "рядовые советские граждане". И достать импортные джинсы для "дипломата" ей тоже труда не представляло.
Стиль в фильме "Три плюс два" (1963)
Претендующий на звание аристократа контрабандист по кличке "Граф" ("Бриллиантовая рука" 1968)
Художником по костюмам в "Бриллиантовой руке" работал К. Савицкий, которому удалось создать в этом фильме поистине незабываемые образы модников и модниц советских 60-х.
Мода 60-х в фильме "Бриллиантовая рука" (1968)
"Бременские музыканты" (1969) / Принцесса и её модный образ
Залетные гости ("Невероятные приключения итальянцев в России" 1974)
"Невероятные приключения итальянцев в России" были совместным производством с наличием в съемочной группе итальянского художника по костюмам, поэтому джинсы в фильме совершенно оправданы и логичны
Преступник-рецидивист, убийца, сбежавший из колонии строгого режима ("Золотая мина" 1977)
В 1977 году вышел фильм "Золотая мина", где показывали жизнь спекулянтов и золотой молодежи - любителей ресторанов и легких денег. Молодежь эта в фильме танцевала в джинсовых куртках, а главный преступник Олег Даль так и вообще был в джинсовом костюме.
Художник по костюмам Н. Кочергина
Советский мачо
Настоящий мачо в настоящем советском боевике ("Пираты ХХ века" 1979)
Художник по костюмам Е. Медведева
Вот что рассказывает художник по костюмам Жанна Мелконян:
"Собирая образ Гоши, я пошла на смелый шаг — сделала из него мачо. Типичный советский рабочий выглядел неприглядно: потертый пиджачок, помятая кепка. Плюс актер был на десять лет старше героя.
Как работали над костюмами к фильму «Москва слезам не верит» (1980)
Интердевочки и прочие "соблазнительницы"
Ирина Муравьева готова соблазнять ("Самая обаятельная и привлекательная" 1985)
Так, в комедии "Самая обаятельная и привлекательная" Миша Дятлов в исполнении Леонида Куравлева произносит знаменитое: "Смотри-ка, в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения".
Кстати, единственным костюмом, который был сшит специально для съемок этого фильма был - костюм Пряхина, в котором он как бы "заночевал" в Доме Колхозника, а вся стальная одежда, отобранная художником по костюмам Е. Храмовой, принадлежала самим актерам.
Модницы из "Самой обаятельной и привлекательной" (1985): Клюева, Виноградова и Сусанна
Джинсовый костюм Ирины Розановой ("Интердевочка" 1989)
А ближе к распаду СССР джинсы превратились в символ сытой жизни. Режиссер Петр Тодоровский вспоминал, что при работе над "Интердевочкой" беседовал со множеством юных девушек, ставших прототипами главных героинь. "Помню, студентка Тимирязевского института — замечательное лицо, симпатичная — рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме, а я что, хуже?" Так выяснилось, что девушки Советского Союза мечтают даже не о шубе или машине, а о джинсах. Поэтому героиня Ирины Розановой, как успешная представительница профессии, щеголяет то в джинсах, то в джинсовой рубашке, то в джинсовой куртке.
Заветная джинса. ("Интердевочка" 1989)
Как признавалась позже художник по костюмам Алина Будникова
"Интердевочка" — пример картины, где одежда не только выполняет декоративную роль, но и четко обозначает характер и статусность персонажа. Именно костюмы проводят черту между жизнью "там" и жизнью "здесь", разделяя СССР и заграницу, добропорядочных работниц и "валютных" тружениц.
К концу 1990-х — началу нулевых деним окончательно перестал быть чем-то диковинным и прочно обосновался в отечественных гардеробах. Более того, джинсы превратились в некую униформу, которая не подчеркивает, как раньше, а наоборот, прячет любую индивидуальность.
Потрепанные джинсы неизвестной фирмы из фильма "Брат" (1997)
Так, например, главный киногерой нового поколения Данила Багров в фильме "Брат" под строчки "Мне стали слишком малы твои тертые джинсы" носит черные потрепанные джинсы неизвестной фирмы.
Художником по костюмам в фильме была Надежда Васильева, жена режиссера "Брата" Алексея Балабанова, так что костюмы создавались творческим семейным тандемом
Фильм "Брат" (1997) как энциклопедия моды 90-х
Художник стилист Варя Авдюшко. Художник по костюмам Екатерина Дыминская
|
</> |