Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год 5. Книга 2
papalagi — 20.11.2023 Протоколы Русского Общества Экспериментальной Психологии за 1892—93 годаИзложение прений по реферату Н. Я. Грота: «О значении идеи параллелизма в психологии»
Н. Я. Грот. [в ответе С. С Корсакову (стр. 310)] … Несправедливо, что наука отрицает «существование» материи. Отчего же ей так бояться понятия духа, которого существование мы познаем, «существуя», т.-е. сознавая свое сознание и мысль, как существующие реально? А если признать, что духовное столь же реально существует, как и материальное, то отчего нельзя изучать реальной зависимости того и другого и к чему прибегать к неимеющему смысла термину «параллелизм»? Вы сами говорите, что «параллелизм обоих родов явлений означает, что они совершаются в зависимости друг от друга». То же самое доказывают и я. Вся разница в том что я считаю феноменизм внутренне противоречивым. …
С. С. Корсаков. … ...психология занимается изучением явлений, круг которых резко очерчен, а изучение этих явлений может происходить и без предварительного решения вопроса о самостоятельности душевной жизни. Подобно тому, как в физике не следует связывать развитие науки с решением вопроса о первоначальном источнике материи или энергии, а следует до поры до времени изучать лишь свойства материи и проявления энергии, так и в психологии можно пока ограничиться изучением взаимного соотношения явлений, входящих в область этой науки.
...Ведь, мы знаем психическую деятельность – только как проявление органической жизни. Без организма мы психической жизни не знаем: многим из нас случалось на физиологических опытах видеть, как сердце лягушки, вынутое из тела, продолжает некоторое время самостоятельно биться, но никто не наблюдал психической жизни, отделенной от организма. Поэтому мы не имеем до сих пор никакого права совершенно отделять психологические явления от органических, а должны, наоборот, смотреть на них, как на своеобразные проявления органической жизни.
|
</> |