
Один особняк, один художник, две картины


Василий Поленов часто бывал в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и, конечно, восхищался этим местом. Он застал расцвет дворянских гнёзд и очень хотел воплотить его в своих работах. На картине «Бабушкин сад» художник изобразил частицу уходящей эпохи, смену поколений, обновление и болезненное исчезновение старого уклада. Это произведение было создано в жанре «пейзажа настроения», что является собственной находкой живописца. Поленов не хотел ставить в своих полотнах каких-то острых социальных вопросов, он лишь создавал определённое настроение, демонстрировал сюжет, что получалось у него спокойно, просто и красноречиво.
Здесь мы видим двух главных героинь – пожилую женщину в старомодном чепце и её юную внучку в модном платье. Яркое противопоставление старого и нового, прошлого и будущего. Пожилая героиня выглядит, пожалуй, так же дряхло, как и сам особняк: его облупившиеся стены можно сравнить разве что с крючковатой фигурой его хозяйки.
Так вот, а этот прекрасный, но увядающий особняк на заднем плане уже знаком зрителю по другой картине художника – «Московский дворик». Да, это тот же самый дом, угол которого мы можем заметить на открытой полянке между сараем и садом:


Василий Поленов «Бабушкин сад», 1878 год | Василий Поленов «Московский дворик», 1878 год
Оба произведения, как видите, были написаны в 1878 году, когда Поленов переехал в столицу и поселился в районе Арбата, на углу Трубниковского переулка. Правда, глядя на эти две совершенно разные картины, очень трудно поверить в то, что они созданы в одном и том же месте.
|
</> |