Одержимые "Бесом"

топ 100 блогов vikond6523.07.2025

Одержимые Бесом 9608502_komplet-do-silnika--spybd-ts8-bies.jpg

Ровно 70 лет назад, 23 июля 1955 года, впервые поднялся в воздух польский учебно-тренировочный самолет PZL TS-8 Bies, спроектированный авиаинженером с довоенным стажем Тадеушем Солтыком (Tadeusz Soltyk — отсюда аббревиатура TS в индексе машины). А название Bies по-польски означает именно того, о ком вы подумали.

Да, да, у поляков, несмотря на их почти фанатичную религиозность (по статистике, активно верующих католиков там почти 95% населения). а быть может, именно благодаря этой религиозности, сложились довольно странные и тесные отношения с инфернальным миром. Ведь, был же у них еще и самолет с не менее симптоматичным названием названием Belphegor.

Однако не будем углубляться в эту скользкую тему, а вернемся к герою нашей заметки — самолету TS-8. Он интересен тем, что полякам в середине 1950-х годов удалось самостоятельно разработать, довести "до ума" и запустить в серийное производство машину, которая превзошла по летно-техническим характеристикам своего советского современника и основного конкурента — Як-18. Причем эта машина была оснащена собственным, а не импортным или лицензионным авиадвигателем WN-3, "с нуля" разработанным в Польше.

Этот семицилиндровый звездообразный бензиновый мотор весил 240 кг и развивал мощность 320 л.с. При этом лучший советский авиамотор аналогичного класса АИ-14 выдавал всего 240 л.с. при массе 200 кг. Як-18А с этим мотором развивал максимальную скорость 260 км/ч, набирал высоту 5000 м и имел практическую дальность полета — 725 км. А польский "Бес" летал со скоростью 312 км/ч, поднимался на высоту 6000 м и покрывал дальность 800 км.

Неудивительно, что поляки отказались от Як-18 и с 1957 по 1960 год клепали "Беса", сделав его основной поршневой учебной машиной своего "лотництва", причем в этом качестве он использовался до 1978 года. А у нас двухместного "летающий тренажер" с подобными характеристиками так и не был создан. Даже запущенный в серию в 1979 году, то есть, через 22 года после "Беса", Як-52 значительно уступал польскому УТС в скорости и дальности полета.

Конечно, можно сказать, что не очень-то и хотелось, и что наших летчиков вполне устраивали яковлевские машины. Но, все же, осадочек остается. А полякам, построившим 250 "Бесов" и тем самым полностью закрывших потребности своей военной и гражданской авиации в начальных УТС, есть чем гордиться в области авиастроения.

Впрочем, сейчас, благодаря "экономической свободе" и "вхождению в мировой рынок" авиастроения у них больше нет. В 1990-е годы оно накрылось медным тазом. Но это уже совсем другая история.

Одержимые Бесом 3-23.jpg

Одержимые Бесом bes.jpg

Одержимые Бесом PZL_TS-8_Bies_STUPA-01.jpg
В 1960-е годы три "Беса" были экспортированы в Индонезию. На фото — одна из этих машин в авиационном музее Джакарты.

Одержимые Бесом 1634445.jpg
Интерьеры кабин.

Одержимые Бесом 0514. Magnes samolot TS-8 Bies.png
Вверху: первый прототип TS-8, оснащенный дополнительным топливным бвком в задней кабине для установления мирового рекорда дальности беспосадочного полета, который эта машина установила в 1957 году.
Внизу: TS-8 со стандартными обозначениями польских ВВС.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Случайным образом вышла на статью "Афиши" " 28 лучших покупок апреля ", посмотрела описания вещей и очень удивилась используемой лексике. Вам такое встречалось, это вообще нормально сейчас? Поло Lacoste x Yazbukey Lacoste решила объединиться с Yazbukey, чтобы создать маленькую ...
Максим КАЛАШНИКОВ ПРЕВРАТИТЬ КРЫМСК В КОШМАР ДЛЯ КРЫС! Наводнение на Кубани должно стать для Путина тем же, что и Новый Орлеан-2005 для Буша-сына К черту какие-то комплексы! Трагедия на Кубани стала еще одной порцией влаги в давно ...
Что-то давно мы тут не играли :) А я нашла не иллюстратора, а фото-хулигана, его зовут Джон Вильгельм, и пока в моей коллекции всего 18 картинок, но они – совершенно дивные! Вот как мы обычно это играем: вы задаете вопрос, который вас сейчас волнует, вздыхаете, зажмуриваете глаза, видите ...
Все эти санкции-шманкции проистекают из одного принципа: западные страны хотят наказать Россию за своеволие, но при этом прямой конфронтации избегают, отчего используется простое решение - санкции за, условно-обобщённо, "неподобающее ведение мировой политики". Т.е. Россия виновата не в том ...
Периодически в жизни фотографов случаются съемки без права на публикацию. При обычных условиях, конечно, фотограф обладает авторским правом на отснятый материал и может использовать фотографии в своем портфолио. Конфиденциальность - опция весьма дорогая. А для фотографа, особенно, когда ...