Одержимые "Бесом"

Ровно 70 лет назад, 23 июля 1955 года, впервые поднялся в воздух
польский учебно-тренировочный самолет PZL TS-8 Bies,
спроектированный авиаинженером с довоенным стажем Тадеушем Солтыком
(Tadeusz Soltyk — отсюда аббревиатура TS в индексе машины). А
название Bies по-польски означает именно того, о ком вы подумали.
Да, да, у поляков, несмотря на их почти фанатичную религиозность
(по статистике, активно верующих католиков там почти 95%
населения). а быть может, именно благодаря этой религиозности,
сложились довольно странные и тесные отношения с инфернальным
миром. Ведь, был же у них еще и самолет с не менее симптоматичным
названием названием Belphegor.
Однако не будем углубляться в эту скользкую тему, а вернемся к
герою нашей заметки — самолету TS-8. Он интересен тем, что полякам
в середине 1950-х годов удалось самостоятельно разработать, довести
"до ума" и запустить в серийное производство машину, которая
превзошла по летно-техническим характеристикам своего советского
современника и основного конкурента — Як-18. Причем эта машина была
оснащена собственным, а не импортным или лицензионным
авиадвигателем WN-3, "с нуля" разработанным в Польше.
Этот семицилиндровый звездообразный бензиновый мотор весил 240 кг и
развивал мощность 320 л.с. При этом лучший советский авиамотор
аналогичного класса АИ-14 выдавал всего 240 л.с. при массе 200 кг.
Як-18А с этим мотором развивал максимальную скорость 260 км/ч,
набирал высоту 5000 м и имел практическую дальность полета — 725
км. А польский "Бес" летал со скоростью 312 км/ч, поднимался
на высоту 6000 м и покрывал дальность 800 км.
Неудивительно, что поляки отказались от Як-18 и с 1957 по 1960 год
клепали "Беса", сделав его основной поршневой учебной машиной
своего "лотництва", причем в этом качестве он использовался до 1978
года. А у нас двухместного "летающий тренажер" с подобными
характеристиками так и не был создан. Даже запущенный в серию в
1979 году, то есть, через 22 года после "Беса", Як-52 значительно
уступал польскому УТС в скорости и дальности полета.
Конечно, можно сказать, что не очень-то и хотелось, и что наших
летчиков вполне устраивали яковлевские машины. Но, все же, осадочек
остается. А полякам, построившим 250 "Бесов" и тем самым полностью
закрывших потребности своей военной и гражданской авиации в
начальных УТС, есть чем гордиться в области авиастроения.
Впрочем, сейчас, благодаря "экономической свободе" и "вхождению в
мировой рынок" авиастроения у них больше нет. В 1990-е годы оно
накрылось медным тазом. Но это уже совсем другая история.
В 1960-е годы три "Беса" были экспортированы в Индонезию. На фото —
одна из этих машин в авиационном музее Джакарты.
Интерьеры кабин.
Вверху: первый прототип TS-8, оснащенный дополнительным топливным
бвком в задней кабине для установления мирового рекорда дальности
беспосадочного полета, который эта машина установила в 1957
году.
Внизу: TS-8 со стандартными обозначениями польских ВВС.
|
</> |