Очиститься от грехов или как мы побывали в Киево-Печерской Лавре


Всем привет))) Как вы наверное помните, мы ездили в блогтур в славный город-герой Киев. Естественно, съездить туда и не побывать в Киево-Печерской Лавре - это побывать в Москве и не посетить Красную площадь. Ну, мне так кажется. Это ведь не только достопримечательность данного города, но и вообще, всего мира. Паломники со всех стран приезжают туда, чтоб погрузиться в эту атмосферу и посмотреть на мощи святых, расположенных в пещерах. Мы не стали исключением и тоже отправились смотреть на это чудо природы. 15 лет назад я уже бывала в Лавре, поэтому даже примерно помнила, что и где находится, это не могло не радовать, чувствовала себя там как в своей тарелке..) К верующим я себя отнести не могу, но и отрицать того, что не знаю тоже не могу. Поэтому склоняюсь все-таки к нейтралитету (в отличие от всех остальных атеистов-участников блог-тура=)
Итак, что же это такое - Киево-Печерская лавра? Как нам рассказали, это православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных монастырей на Руси. На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской (у них даже свой сайт есть) Лавры являются пещеры, в которых лежать святые основатели русского монашества. Знаете что, с историей этого замечательного места вы сможете сами ознакомиться на разных сайтах, информации там предостаточно. Я вам лучше 10 интересных фактах расскажу)))

1. Из уст многих наших православных сограждан можно услышать о том, что основавший Лавру Преп. Антоний Печерский сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. То же самое утверждает и хорошо известная ныне редакция "Киево-Печерского Патерика" - сборника посвященных древней истории Лавры сказаний и жизнеописаний ее подвижников.
Между тем, в древнейших вариантах "Патерика" не упоминается даже факт пребывания мощей Преп. Антония "под спудом". Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 г. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной Преп. Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.

2. Из созданных на Руси "Патериков" Киево-Печерский был самым древним и наиболее известным. Упоминаемые в нем лаврские подвижники совершали свое земное служение в XI - начале XIII вв. При всем этом сам "Киево-Печерский Патерик", как единая книга, оформился позднее, на рубеже XIV-XV вв. В состав книги входят творения, написанные разными авторами, в разное время и в разных местах. Это посвященные лаврским подвижникам отрывки из древнерусских летописей, составленное Преп. Нестором Летописцем (умер ок. 1111 г.) "Житие Преп. Феодосия Печерского", творения Св. епископа Суздальского Симона (умер в 1226 г.) и современного ему лаврского инока Поликарпа.

3.О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Кто не слышал о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, Псково-Печорской и Почаевской обителей? Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские же подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации - отопительные и водоотводные каналы.

4. В знаменитой карстовой пещере "Оптимистическая" на Западной Украине не так давно спелеологами был освоен еще один труднодоступный грот, названный ими "Киево-Печерской Лаврой".

5. Распространено мнение, что Собор Преподобных Печерских включает в себя около 118-120 имен подвижников. Действительно, к моменту революции 1917 г. в Ближних и Дальних лаврских пещерах паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами Святых. Вместе с лежащими "под спудом" мощами Преп. Антония в Ближних пещерах и Преп. Феодосия в Великой лаврской церкви, а также почивавшими в указанном храме мощами Св. митрополита Михаила, число Святых Печерских достигало 121. Помимо лаврских подвижников, в него входили некоторые Святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при тех или иных обстоятельствах. Это вызвано тем, что почитание Печерских Святых всегда было тесно связано с лаврскими пещерами как местом подвига и пребывания мощей большинства Преподобных. Но, в силу указанного обстоятельства, при упоминании Собора Печерских Святых к последнему не относили многих других известных подвижников Руси, временно живших в Лавре.

6. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Илии Муромца. Этот факт не упоминается в "Киево-Печерском Патерике", но отражен в ряде других письменных источников. Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи Препп. Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные были связаны с именем Св. Илии Муромца. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось откровенным домыслом былин. Рост подвижника составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность Св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни его позвоночника. Подвижник обладал сильной мускулатурой. На его теле обнаружены боевые раны, одна из которых стала, по-видимому, смертельной. Земную жизнь Св. Илии "Тератургима" относит к XII в.

7. С начала XVII в. письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы. В 1711-1712 гг. обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря - Флоровского. Существует мнение, отраженное даже в трудах некоторых историков, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне. Есть и другая точка зрения, согласно которой поступок гетмана и судьба обители не связаны между собой. Дело в том, что еще в 1707 г., т.е. до перехода Мазепы к шведам, на прилегающей к Лавре территории началось предписанное указом Петра I строительство большой крепости, требовавшее значительного преобразования лаврских окрестностей. Но даже после упразднения Вознесенского монастыря, превращенного в приход, многие его постройки, в том числе храм, оставались на своем месте

8. Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Возведенная в 1731-1744 гг. архитектором И.Г. Шеделем, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением Украины (высота 96 м). "Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!" - сказал И.Г. Шедель, завершив строительство. Наклон колокольни связан, по-видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не "падает", т.е. наклон ее не увеличивается.

9. Действующим лаврским курантам, установленным на Большой Лаврской колокольне в 1903 г., скоро исполнится сто лет. Их гарантийный срок исчислялся в 15 лет, но они до сих пор не нуждаются в ремонте.

10. До недавних пор историки были уверены в том, что архитектор Ф.Б. Растрелли неоднократно приезжал в Киев, где в 1749-1762 гг. возвел храм Св. Апостола Андрея Первозванного. Основанием для такой уверенности служили составленные и подписанные архитектором в Санкт-Петербурге чертежи лаврских пещер. Считалось, что в Киеве Растрелли изготовил схемы подземелий для последующей разработки проекта их укрепления. Новейшие исследования показали, что архитектор никогда не бывал в Киеве. В предложенный Растрелли проект Свято-Андреевского храма, в связи с незнанием автором киевского рельефа, пришлось вносить изменения.

А это уже выставка работ Николая Сядристого — всемирно известного мастера микроминиатюр. Он занимается созданием микроминиатюр уже больше 40 лет. Среди его работ подкованная блоха, самый маленький в мире действующий электромотор, караван верблюдов в игольном ушке, портрет Юрия Гагарина вырезанный из терновой косточки, балалайка в маковой росинке, самая маленькая в мире скрипка, и самая маленькая надпись сделанная рукой человека — автограф на торце волоса. Вон,




Вот такая она - Киево-Печерская Лавра..) Это вид со смотровой площадки..

На территории Лавры есть и пещеры: ближние и дальние. Мы гуляли по ближним. А я и подавно..аж два раза. 15 лет назад и вот сейчас. Разговаривая после экскурсии я поняла, что никого она не впечатлила) наверное, только я радовалась, что мы погуляли в темных тоннелях среди мощей всяких святых))
Ближние пещеры:
Глубина залегания - 10-15 метров.
Длина лабиринта - 383 метра.
Церкви лабиринта расположены в его юго-восточной половине.
А. Подземная церковь Введения Пресвятой Богородицы
Б. Подземная церковь преп. Антония Печерского
В. Подземная церковь преп. Варлаама, игумена Печерского
Г. Место, обозначенное как келья преп. Антония на карте 1638 г.
Д. Место, обозначаемое как келья преп. Антония с 1795 г.
Мощи 73 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 48 деревянных раках, включая 2 двойные, с мощами 4 подвижников, 1 деревянной колоде, 9 "затворах" - древних погребальных нишах, 1 оштукатуренной крипте, в которой лежат мощи 12 подвижников, и 1 скрытом под спудом месте, где остались необретенными мощи прп. Антония Печерского. Большинство икон - середины XIX в. Мощи в раках и крипте покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.

Вообщем, всё мне безумно понравилось) за что спасибо туристической компании "Киевский Спутник"

И конечно же огромное спасибо за фотографии моему ненаглядному мужу

|
</> |