Очередной панкреонекроз

Знаете, не дает покоя один из последних случаев. Он совершенно обычный для скоропомощной больницы, но именно своей обычностью наводит ужас. И нет, никто не виноват, кроме того инженера, который изначально нас сконструировал.
Нестарый мужчина, 60+, ничем особо не болел, кроме гипертонии. Никакого алкоголя, специально расспрашивали родственников. Есть избыток массы тела, но не критичный. Поел что-то из разряда жирное-острое-жаренное-копченое. Раздражающее слизистую двенадцатиперстной кишки и одновременно заставляющее активно работать поджелудочную железу. В нашем случае — гороховый суп с копченостями. Через несколько часов почувствовал сильную боль в животе и пояснице. Вызвал скорую помощь.
До больницы пациент доехал ещё ничего — скорая уколола обезболивающее, немного помогло, давление на месте, есть одышка. Хирург приемного отделения взял анализ крови и пока выполнялась компьютерная томография, уже предупредил нас: тяжелый панкреонекроз. Внешнее «ничего» никого не обмануло.
Дело в том, что единственный проток поджелудочной железы, а поджелужочная железа — это химзавод, производящий ферменты, способные переварить практически что угодно, единственный её проток открывается в двенадцатиперстную кишку, слившись с общим желчным протоком, в составе Фатерова соска. Никаких дублирующих протоков в железе нет. соответственно, если что-то случилось со стороны двенадцатиперстной кишки, например, воспаление с его обычным отёком, то отток ферментов прекращается и давление в протоке повышается. А надо сказать, что в норме ферменты поступают в двенадцатиперстную кишку в неактивированном виде, что логично — поджелудочная железа состоит из тех же самых жиров, белков и углеводов, что и остальные ткани. Так что переваривать всё вокруг ферменты начинают в соответствующей среде двенадцатиперстной кишки. Это в норме. Но при повышении давления из-за нарушения оттока ферменты начинают активироваться прямо там, в поджелудочной железе. И дальнейшее зависит от активности этого процесса — затронет он только часть железы или пожарбище охватит всю её несчастную ткань. Агрессивная химическая каша быстро начинает выливаться в забрюшинную клетчатку и в брюшную полость, вызывая тяжелейшие химические ожоги, по сути — то же переваривание. И тяжелейшую интоксикацию. Кстати, вначале, никак не связанную с бактериями. Потом бактерии, конечно, набегут на поврежденные ткани, если пациент доживет.
В общем, у нашего пациента на момент исследования обнаружилось тотальное поражение поджелудочной железы и жидкость, читай — затёк обжигающей каши — в забрюшинное пространство до паранефрия. Почки уже не работали, нарушения КЩС грубейшие, одышка была признаком ОРДС (острого респираторного дистресс-синдрома). Давление рухнуло уже через пару часов.
За двое суток, что пациент прожил в реанимации мы успели начать ИВЛ и инфузию норадреналина, поставить перидуральный катетер и начать вводить в перидуральное пространство анестетик, ввести огромное количество разнообразных растворов, антибиотиков и влияющих на секрецию препаратов, провести сеанс гемодиафильтрации (внешнее очищение крови), поставить дренаж в забрюшинное пространство и удалить пол-литра чёрной жидкости. Увы. Не помогло.
Почему просто еда вызвала такую катастрофу? Воспаление в двенадцатиперстной кишке возникло именно в той части, где находится Фатеров сосок. А дальше понеслось.
Как такого избежать? Не знаю. Конечно, чаще панкреонекроз провоцирует алкоголь, причем здесь достаточно однократного неудачного приема. Вторая по частоте причина — камень, выпавший из желчного пузыря и застрявший в том самом злосчастном Фатеровом соске. Вот зачем было объединять общий желчный проток с протоком поджелудочной железы, а? Но и панкреонекроз после неудачной пищи тоже история нередкая. Летальность при панкреонекрозе около 60%, при самом современном лечении. Среди выживших многие становятся инвалидами. Самое очевидное и не самое неприятное последствие — сахарный диабет.
В общем, ещё одно напоминание, что человек довольно хрупкое создание. И что он очень даже внезапно смертен. А мы совсем даже не всесильны.
Представляете,каково выслушивать эти объяснения близким пациента? А какого тому, кто приготовил ту самую злосчастную еду? Жизнь бывает удивительно несправедливой.
|
</> |