Обсуждение моей статьи в "Дзене"
sahonko — 12.03.2024Достаточно давно я поместил свою статью «Бин Ладан - Большой змей (Попытка марксистского анализа)» в Дзене. Она там долго валялась без дела, но тут возникла по ней небольшое обсуждение. Хочу его здесь воспроизвести.
Но прежде просьба к читающим меня: если не затруднит то подпишитесь на мой канал там, чтоб мои статьи поставили в ротацию https://dzen.ru/id/6122a4555a5db8689c2db1b1
Виктор Чмутов пишет:
>>"в рамках которых [некапиталистических] только и возможна истинная глобализация и подъем всех народов независимо от их уровня формационного развития к новой высшей – коммунистической форме человеческого общежития."
В таких странах [с преимущественно скотоводческим укладом], по-моему, невозможно и развитие "новой высшей формы". Вообще, в настоящее время возможно только эволюционное преобразование общества. СССР, пришедший в Афган с благостными намерениями, так же потерпел фиаско по строительству социализма в отдельно взятой аграрно-скотоводческой стране. Клановая система сродни партизанской. Каждый сам за себя, но все против "захватчиков". Только постепенная смена поколений (миним. 80-100 лет), смена парадигмы развития общества, развитие других, кроме традиционных отраслей приведет к изменениям в таких сообществах, которые позволят влиться в пул стран, которые реально хотят строить коммунизм. Строительство коммунизма с сохой и в шлепанцах из автошин невозможно. Возможна только имитация этого.
Евгений Сахонько: Раз невозможно, то Вы предлагаете и не предпринимать никаких действий в этом направлении? Огородить их стеной, оставить их в шлепанцах из шин, когда вокруг будет роботизированный и социальный прогресс, и пускай сами собой дозревают?
Виктор Чмутов: Отгородить их стеной невозможно,
да и не нужно. Если брать Афган, то железная дорога (которую,
скорее всего в ближайшем будущем проложат), разработка большого
количества дефицитных ископаемых - хочешь, не хочешь будет так или
иначе привлекать понемногу местную рабочую силу (хотя китайцы,
например, готовы полностью использовать свою рабсилу на всех
производствах, а мы, конечно, предпочитаем обучать местных
специалистов). (Если Талибан договорится с нами и с Китаем, как
минимум). Это постепенно, в течении десятилетий, будет приводить к
развитию индустриального общества и уменьшению радикального
исламизма, появлению гражданского общества. А из гражданского
общества уже могут родиться и новые формы взаимоотношений между
людьми и государством. Спасибо за Ваш вопрос. P.S. Хотел бы
добавить. И мы и Китай в этом случае, в общем и целом, будем
колонизаторами. (Конечно более "цивилизованными", чем страны
запада, но в общем именно так. Потому, что мы будем использовать их
ресурсы в целях своей выгоды и потому, что мы будем изменять их
страну и менталитет населения с целью более простого и
продуктивного сотрудничества. Но другого пути нет. Те подачки,
которые СССР приносил нашим "друзьям" в Азии и Африке, как показала
жизнь не принесли счастья ни им ни нам.
Виктор Чмутов: И еще Ваша же мысль, отвечающая на этот вопрос:
"Социалистическая модель, предложенная СССР, им давала иллюзорную
надежду на иной путь нежели капиталистический, и по крайней мере на
первое время они были отвлечены попытками построения иной
некапиталистической системы. Однако без наличия хотя бы
минимального отряда пролетариата эти попытки были обречены на
провал." Мысль совершенно правильная и легко компилируемая на
рассматриваемую ситуацию.
Евгений Сахонько: Видимо Вы не совсем правильно
поняли мою мысль. изложенную в статье, которую мы комментируем. Я в
ней пытаюсь показать разницу между общественными системами стоящими
на разных этапах развития, прошедшими длительный период оседлого
земледелие и не прошедшими его. И главным различием является то,
что народы не прошедшие этот важный этап не поддаются
капиталистической эксплуатации они просто до нее не дозрели. Из них
получаются хорошие охранники, торгаши, бесстрашные воины,
талантливые творческие личности, а вот пролетарии из них не лепятся
сколько не строй для них железных дорог. У них не сложилась
закладываемая с детства на социально-психологическом уровне базовая
стратегия поведения необходимая для пролетария, который приучен
земледельческой формацией к достижению своих целей путем
длительного, монотонного, не дающего сиюминутного результата,
труда. При этом такой труд по своему характеру очень далек от
естественного (животного) поведения, то есть для его осуществления
требуются дополнительные усилия и навыки, чтоб заставить себя
поступать неестественным образом (не так как хочется). А продажа
своей рабочей силы это волевой акт свободного человека (акт
свободной воли). Конечно человека и не имеющего таких свойств можно
заставить что-то делать. Но этого можно достичь только прямым
насилием (рабский неэффективный труд), либо прямым интересом в
самом труде, постоянным положительным подкреплением (торговля с
прибылью, научное, художественное творчество, достижение
результатов в спортивных или социалистическом соревновании). Так
вот чтоб привить качества необходимые для пролетария требуется
очень длительное время – несколько столетий. Негры в Америке так и
не стали примерными пролетариями.
Евгений Сахонько: Что касается, приведенной Вами
цитаты, то она касается совершенно иного. В ней говорится о народах
прошедших земледельческую стадию, но живших, в феодальной
(азиатской) формации. В период крушения колониальной системы
произошло и крушение феодализма. Однако еще не сложилось
полноценных факторов для повсеместного перехода к капитализму.
Просто не хватало первоначального, стартового капитала. И
освободившиеся страны повисли в "пустоте". Конечно со временем
капитал их освоил бы, но до того какая-то организация общества
должна была существовать. Вот и хватались элиты за все, что под
руку попадется. Не возвращаться же обратно к феодальным порядкам,
хотя было и такое.
|
</> |