
День в истории. «Ему заказано 60 расстрелов»


Александр Герасимов (1881—1963). Художники на даче у Сталина. 1951. Встреча состоялась 6 июля 1933 года. Слева направо: Иосиф Сталин, Александр Герасимов, Климент Ворошилов, Исаак Бродский, Евгений Кацман
6 января (25 декабря) — день рождения Исаака Бродского (1883/1884—1939) — одного из главных живописцев СССР 1920-х и 1930-х годов.
Февральскую революцию 1917 года Бродский встретил уже известным и признанным художником. Поэтому был допущен вместе и Ильёй Репиным писать с натуры, как тогда выражались, «славного мудрого честного и любимого вождя свободного народа, доброго гения великой революции» — Александра Фёдоровича Керенского.
Как позже с иронией писал Владимир Маяковский об Александре Фёдоровиче:
Подшит к истории,
пронумерован и скреплен.
Его рисуют
и Бродский, и Репин.

Художники И.Е. Репин и И.И. Бродский рисуют портреты А.Ф. Керенского в Зимнем дворце. 1917 год

Портрет А.Ф. Керенского. 1917—1918
Но потом настало время других революционных вождей...

В.И. Ленин и манифестация. 1919

В.И. Ленин на фоне Кремля. 1924

В.И.Ленин на трибуне. 1927

В.И. Ленин в Смольном. 1930

Портрет И.В. Сталина. 1933
Надо признать, что современники были не особенно высокого мнения об идейных качествах мастера. Например, друживший с ним Корней Чуковский в 1926 году записал в дневнике:

Портрет К.И. Чуковского. 1915
«Я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т.д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев. Сам Бродский очень мил... Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией».

Расстрел 26 бакинских комиссаров. 20 сентября 1918 года. 1925
Из той встречи со Сталиным, которая запечатлена Герасимовым на заглавной картине поста, относительно участия Бродского сохранилась для истории только такая деталь.
Евгений Кацман: «После, уже в Москве, Бродский спросил, пробовал ли я копчёную колбасу. Я сказал:
— А что, вкусно?
— Ого, — сказал Бродский и сделал такое лицо, и я понял, что дело нешуточное».
Копчёная колбаска со стола самого И.В. Сталина — это вещь! :)
Хотя ещё Бродский спросил у Иосифа Виссарионовича, как тот оценивает его работы. «Сталин сказал, что он плохо знаком с его творчеством». Упс...
Но рисовал Бродский действительно основательно, прорабатывал детали, внимательно изучал то, что изображает, будь то пейзаж, историческая обстановка или человек.
А вот его «дар» жить на широкую ногу — у художника была шикарная двухэтажная квартира в центре Петрограда и роскошная мастерская — порождал, мягко говоря, нелюбовь коллег по искусству. В 1928 году Бродского исключили из АХРР за «коммерческо-предпринимательскую деятельность, как собственника аукционного зала», поскольку мастер, по мнению коллег, руководствовался «материальной выгодой, а не идеологическими соображениями». Но и после этого карьера живописца шла только вверх, что подтверждает и его встреча со Сталиным на даче последнего в 1933 году...

Исаак Бродский. II Конгресс Коминтерна. (Июль-август 1920). 1924

У гроба Ильича. 1925

Фрагмент предыдущей картины

К.Е. Ворошилов в своём кабинете. 1929

Портрет М.В. Фрунзе. 1932