День в истории. Из истории государственного гимна
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вначале всё было примерно так:
![День в истории. Из истории государственного гимна День в истории. Из истории государственного гимна](/images/main/den-v-istorii-iz-istorii-gosudarstvennogo-gimna-9527ae.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/5535019/5535019_800.jpg)
А. Лавров. Открытка. 1914—1918
Потом стало так:
![День в истории. Из истории государственного гимна День в истории. Из истории государственного гимна](/images/main/den-v-istorii-iz-istorii-gosudarstvennogo-gimna-92205b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/5535446/5535446_800.jpg)
Открытка 1914—1917 годов с портретами Николая II, английского короля Георга V и президента Франции Пуанкаре
Это уже наводит на некоторые сомнения... Почему к августейшему императору примазался какой-то британский монарх, да ещё вдобавок президент Французской Республики мсье Пуанкаре? Их-то с какой радости следует хранить?..
А в дни первой русской революции 1905—1907 годов выпускали и такие открытки:
![День в истории. Из истории государственного гимна День в истории. Из истории государственного гимна](/images/main/den-v-istorii-iz-istorii-gosudarstvennogo-gimna-cb5981.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/5535602/5535602_800.jpg)
Открытка. 1905—1907
Карикатура изображает оборванца, очевидно, демонстранта-черносотенца 1905 года.
А небезызвестный острослов Александр Амфитеатров (1862—1938) сочинил пародию на государственный гимн, озаглавленную «Боже, царя стряхни! Боже, царя пристрели!», или «О царе. Стихира романовская, благодарственная, или Гимн признательной России во славу его императорского величества Николая II Александровича, императора Царскосельскаго, царя Петергофскаго, великого князя Охранскаго и пр., и пр., и всея «Полярныя звезды» самодержца»:
Боже, царя стряхни!
Самодержавный,
Царь он — к позору, к позору нам!
Царь он — на смех врагам!
Злой, своенравный,
Глуп он — куда ни ткни!
Боже, царя пристрели!!!
(19 марта 1906 года, Париж)
Занятно, что после того, как все моления автора этих стихов в точности сбылись, он сам в 1921 году бежал из России в Финляндию с семьёй, на лодке, и дни свои закончил в эмиграции. Вот уж поистине: бойтесь своих желаний, они могут сбыться! :)
После Февраля 1917-го с гимном государю стало совсем нехорошо. Шутка тех дней:
![День в истории. Из истории государственного гимна День в истории. Из истории государственного гимна](/images/main/den-v-istorii-iz-istorii-gosudarstvennogo-gimna-1ab3a1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/5535938/5535938_600.jpg)
Заметка из либерального журнала «Новый Сатирикон» от 17 марта 1917 года
«Маленькое изменение.
— Послушайте! А как же теперь быть с гимном «Боже, царя храни»?
— А очень просто: он не упраздняется; только после первого слова будут вставлять частицу «от».
Потом — ещё хуже... Бывший гимн превратился в нотных сборниках в «Песню без слов».
![День в истории. Из истории государственного гимна День в истории. Из истории государственного гимна](/images/main/den-v-istorii-iz-istorii-gosudarstvennogo-gimna-506578.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/5536018/5536018_800.jpg)
Михаил Черемных (1890—1962). 1923. «Государственной нотопечатней, находящейся в ведении Наркомпроса, изданы «Этюды», среди которых, на странице 21-ой, помещена «Песня без слов». Оказывается, эта песня без слов — «Боже, царя храни». («Труд»).
«Обыватель: — Как хорошо жить под Госиздатом! Тут тебе и про доброго боженьку стишки, и календарь со святцами, и ноты, по которым, закрыв на всякий случай поглуше дверь, можно «Боже, царя храни» на пианино сыграть... Не-ет, жить ещё можно нашему брату!»
Открыто в СССР царский гимн прозвучал в 1926 году, в спектакле «Дни Турбиных» (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия»). Пьеса, как и роман, весьма сочувственно показывала белогвардейцев. Спектакль, возможно, в силу своей эпатажности, пользовался оглушительным успехом. Монархический публицист Иван Солоневич утверждал: «По ходу пьесы, белогвардейские офицеры пьют водку и поют «Боже, Царя храни!». Это был лучший театр в мире, и на его сцене выступали лучшие артисты мира. И вот — начинается — чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: «Боже, Царя храни»… И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать. Голоса артистов крепнут. Артисты поют стоя и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности — коммунист из рабочих. Он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом мой коммунист, путаясь и нервничая, пытался мне что-то объяснить что-то совершенно беспомощное. Я ему помог: это массовое внушение. Но это было не только внушением. За эту демонстрацию пьесу сняли с репертуара».
Впрочем, пьеса после перерыва вновь вернулась на сцену и шла на ней до конца жизни автора и потом всю советскую эпоху.
Вот другой случай исполнения «Боже, царя храни!» в СССР — комедийного, конечно, в фильме «Новые приключения неуловимых» (1968):
Так и шло дело до самого падения социализма... Но всё же есть некоторая надежда, что в свой прежний статус этот гимн так никогда и не вернётся.
|
</> |