День в истории. «Николаша»


Плакат. «Его Императорское Высочество Великий князь Николай Николаевич, наместник Его Императорского Величества на Кавказе». Начало ХХ века
5 января 1929 года в эмиграции, во Франции отошёл в мир иной великий князь Николай Николаевич (1856—1929), внук Николая I и дядя Николая II. Окончательно угасли надежды монархистов (довольно зыбкие, впрочем) на возвращение на родину во главе с велкнязем (это удобное сокращение — из советской печати тех времён) на белом коне. Закрылась определённая глава в истории русской белоэмиграции.
Великому князю довелось несколько раз в своей жизни сыграть определённую роль в русской истории.
1. В октябре 1905 года он был сторонником предложенной Сергеем Витте «конституции», то есть манифеста о «свободах». Утром 17 октября 1905 года, разговаривая с царём, великий князь Николай Николаевич держал в руках заряженный револьвер. По словам министра двора Владимира Фредерикса, отправляясь к царю, он заявил ему: «Надо спасти государя! Если он сегодня не подпишет манифеста, то я застрелюсь у него в кабинете! Если я сам этого не сделаю, то ты обещай застрелить меня!». Царь подписал...

Николай II и «Николаша», как называли среди Романовых великого князя
Любопытно, что сам граф Витте принятие таким образом его программы пояснял далеко не самым лестным для великого князя образом: «Под каким влиянием Великий Князь тогда действовал, мне было неизвестно. Мне было только совершенно известно, что Великий Князь не действовал под влиянием логики и разума, ибо он уже давно впал в спиритизм и, так сказать, свихнулся, а с другой стороны, по „нутру“ своему представляет собою типичного носителя неограниченного самодержавия или, вернее говоря, самоволия, т.-е. „хочу и баста“».
2. Во время войны великий князь был верховным главнокомандующим, пока его не сменил на этом посту сам император. Оценки его как руководителя военных действий разнятся до полярных, впрочем, ряд катастроф, которые пережила русская армия в период его командования, неоспорим.

Александр Апсит (1880—1943). Плакат. «Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич, Верховный Главнокомандующий, на боевых позициях». 1914
Занятно отметить, что рисовал плакат Александр Апсит, позднее тот самый советский плакатист Апсит, который был автором такого, например, плаката 1919 года:

Трудно сказать, мыслилось ли им изображённое коронованное существо, как нечто родственное великому князю... :)
3. Ещё раз велкнязю довелось оставить свой голос в истории в Феврале 1917 года, когда решался вопрос об отречении Николая II.
Великий князь Александр Михайлович вспоминал свой разговор с Николаем II на следующий день после отречения: «Он показал мне пачку телеграмм, полученных от главнокомандующих разными фронтами в ответ на его запрос. За исключением генерала Гурко, все они и, между ними генералы Брусилов, Алексеев и Рузский, советовали Государю немедленно отречься от престола. Он никогда не был высокого мнения об этих военачальниках и оставил без внимания их предательство. Но вот в глубине пакета он нашёл ещё одну телеграмму, с советом немедленно отречься и она была подписана Великим Князем Николаем Николаевичем.
— Даже он! — сказал Ники, и впервые голос его дрогнул».
4. А затем эмиграция, и такие вот язвительные карикатуры в советской печати (на ней изображён именно Николай Николаевич, а не великий князь Кирилл, как можно подумать).

Рисунок К.Р. 1924. «Последний из Романовых.
Указ государя.
— Барышня, а барышня!.. объявите пожалуйста меня в отделе публикаций.
— Петитом или нонпарелью?
— Нет, этим... императором».
Разногласия в стане Романовых между «кирилловцами» (великий князь Кирилл провозгласил себя в 1924-м «императором в изгнании» и «николаевцами» («Николаша» в ответ заявил, что император может быть определён только «на русской земле»).
Мечты о возвращении и реставрации...

Карикатура Ник. Н. из журнала «Красный перец» за 1923 на воображаемую реставрацию великого князя Николая Николаевича. «Что было бы, если бы...» Изображены сценки: в Россию въезжает царь на белом коне, работают виселицы, офицеры буднично грабят обывателей, возле кабака валяются пьяные (в 1923 году в РСФСР ещё действовал «сухой закон»), и всё это благолепие, конечно, овевают кадилами попы с хоругвями...

Фрагмент карикатуры: буржуазная публика самосудом расправляется над «красным», погромщики выбрасывают из окна «портного Зильбермана»
В 1929-м всё это кончилось. Или не кончилось?..

Константин Ротов (1902—1959). 1956 год. «Взгляд в будущее. В сотую годовщину Октября. ДОЖИВШИЙ БЫВШИЙ. — А я по-прежнему требую восстановления в России монархии!»
|
</> |