ОБЩЕСТВО ДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ. ДОН СЕРВАНТЕС

Мы рассмотрели греческие корни в истории Ндрагетты, а теперь перейдём к испанским. Легенда гласит, что история Ндрангеты берет начало в 16-м веке, когда в Италию прибыли три испанских рыцаря и основали так называемые почетные общества: сицилийскую мафию, неаполитанскую каморру и калабрийскую ндрангету. В народной культуре, окружающей Ндрангету в Калабрии, часто появляются ссылки на испанскую Гардунья. Несомненно, у этих легендарных, народных представлений о генезисе Ндрагетты есть определенные реальные основания и сегодня мы их рассмотрим.

Как это не занятно звучит, но первым упоминанием об испанской организованной преступности удостоился бессмертный роман Сервантеса «Дон Кихот». В первой книге романа, вышедшем в 1605 году, Сервантес упоминает новеллу собственного сочинения «Ринконете и Кортадилло». Первое известное издание самой новеллы датируется 1613 годом, впрочем, вполне возможно что существовали и более ранние издания.
«Ринконете и Кортадилло» — один из двенадцати рассказов, включенных в роман «Новелас Эджемпларес» испанского писателя Мигеля де Сервантеса. В нем описываются приключения двух мелких преступников, которые едут в Севилью и затем попадают в городскую гильдию воров. Севилья в то время была богатым городом с выраженными социальными контрастами, являвшимся перевалочным пунктом Испании и нового мира Америки.

Двое молодых людей, Ринкон и Кортадо, встречаются в придорожной гостинице. Они хвастливо делятся историями о грабежах и мошенничестве попутчиков, которые дают понять, что они оба пикаро — бродячие мелкие преступники, — и соглашаются продолжать путь вместе. Они едут в Севилью, где их мелкие преступления привлекают к ним внимание городской гильдии воров. Ринкон и Кортадо попадают в гильдию, и во второй половине истории они наблюдают за ее комичной организацией и выходками под руководством ее лидера Мониподио. В знак вовлечения пары в синдикат Мониподио дает им ласковые прозвища, соответствующие названию рассказа: «Ринконете и Кортадилло».
Сама новелла написана в жанре плутовского романа (вернее рассказа), персонажам приданы комические черты, их речь и поступки тоже окрашены в сатирические тона. Но если отбросить жанровые условности, Вы прочтете об устройстве и деятельности мафии всё, что Вам в принципе нужно об этом знать. На первом уровне погружения в проблему.
Серватес точно и ёмко описывает воровскую гильдию Севильи, включая её контакты с местной властью, писаные законы и инструкции, строгую иерархию, чёткое распределение ролей. Для католического социума в принципе характерно структурирование всех его ячеек, включая воров, проституток, контрабандистов и пиратов. У всех есть свои цеха, объединенные в гильдии и братства, свои церкви и святые, свои религиозные праздники, знаки различия и ранги.

Испания до отречения Карла V и раздела его наследства между сыновьями безусловно доминировала в Европе и мире, её влияние на европейскую цивилизацию того времени сегодня очень сильно недооценивается. Южная Италия, включая Сицилию, Калабрию, Апулию и Кампанию прочно контролировались испанской короной и нет никакого сомнения, что выходцы из «материнских» испанских гильдий контролировали свои дочерние итальянские структуры.
Три испанских рыцаря, вернее сказать кабальеро или просто уважаемых, достойных сеньора, вполне могли быть отображением в народной памяти представителей испанских структур, контролирующих теневую сторону жизни общества, руководящих и направляющих деятельность многочисленных цехов, гильдий, тайных обществ Средиземноморья. Известна легенда о трёх братьях — Оссо, Мастроссо и Карканьоссо, которая уходит корнями в Испанию 15 века в испанский город Толедо, где и действовала преступная организация под названием Ла Гардунья, основанная ещё в 1412 году.
Оссо посвятил себя Святому Георгию, пересек море в направлении к ближайшей земле- к Сицилии, и основал там сообщество чести, которое впоследствии было названо Мафией. Мастроссо отдал себя покровительству мадонны и высадился в Неаполе. Так родилась Каморра. Карканьоссо стал адептом Архангела Михаила Архангела.
Разумеется, это просто легенда, но испанский след в организованной итальянской преступности (наряду с греческим) она указывает вполне обоснованно.
И кто знает, не был ли знаменитый автор Дон Кихота, сам как-то причастен к сообществу людей чести? Ему ведь приходилось скрываться от королевского правосудия и как раз в Италии. Не исключено, что именно по линии гильдии воров или (что вернее) контрабандистов его вывезли из Саламанки в Неаполь, где после нескольких лет скитаний он вступил в 1550 году в полк неаполитанской морской пехоты.
Так или иначе, но Сервантес оставил нам описание Севильской гильдии воров не только с большой степенью детализации, но и дружеским, мягким юмором и множеством характерных деталей, свойственных только очевидцу.
Или даже участнику....
|
</> |