Общественный транспорт в Тунисе

За 5 дней пребывания в столице я достаточно хорошо освоил метро. Кроме метро в столице есть огромное количество автобусов и такси (такси там больше, чем в Лондоне каком), но я пользовался метро, потому что это относительно удобнее.
Итак про метро. То что в Тунисе (столица) называется Métro léger de Tunis- это на самом деле обычные трамваи. Есть пять линий, которые идут в самые дальние пригороды greater tunis- то есть далеко за границы города.
Сам город метро охватывает не очень хорошо, но в принципе норм. Еще есть линия метро вдоль моря tunis gare marine (TGM). Это примерно, как наше наземное метро.
Вот так это всё выглядит.

На станциях нету никаких планов, надписей- хорошо если вообще где-то есть табличка с названием станции. Что, когда и куда едет не особо понятно даже по картам и иногда нужно было спрашивать. В гугл-картах все эти станции тоже отмечены не всегда правильно. Но это ерунда: после нескольких поездок привыкаешь и начинаешь разбираться.
А теперь про самое интересное. Сколько стоит и как там купить билетик. Вот тут то и начинаются непривычные для нас вещи.
Во первых: билеты на метро (трамваи), включая линию вдоль моря, очень дешёвые. Один билетик стоит от 0,5 до 1 динара. 1 динар= 30 евроцентов. Это недорого даже для большинства местных.
Казалось бы всё прекрасно, но есть ещё один нюанс. А именно: эти билетики иногда не так уж и просто купить.
Нету никаких месячных абонементов, нету билета на 24 часа, невозможно купить несколько билетов про запас, нету никаких автоматов, которые бы продавали билеты. Ничего.
Единственный способ купить билет следующий: подходишь к будке, которая стоит рядом с каждой станцией и говоришь до какой станции едешь. И там тебе продадут только один билетик до этой станции.
Кстати, продавцы разумеется говорят только по арабски и французски, но сдачу всегда отдают честно.
Учитывая смешные цены, я старался покупать эти билетики, но скажу честно, зайцем тоже пару раз ездил. Просто потому что возле некоторых станций эти будки закрыты. А вечером так вообще почти все будки закрываются (не уверен про все, может пара самых центральных и открыта), а трамваи продолжают ездить до глубокой ночи. Логично чо:)
Местный мне сказал: "билеты тут нафик не нужны" и это правда. Если бы я был местным, то я бы тоже ездил исключительно без билета. И наверно больше половины жителей столицы именно так и делает. Покупающих эти билетики я видел, но это явное меньшинство.
Ну а теперь про наказания и штрафы за езду без билета. А тут всё ещё интереснее.
Во первых никаких контролёров, как в России и в Европе, в транспорте нету вообще. Контроли бывают очень редко и их проводит обычная полиция. Останавливают трамвай и у всех проверяют билеты.
А что делают с поймаными безбилетниками? В Германии например езда без билета- это уголовная статья, по которой можно в теории даже сесть на год в тюрьму. Да это бывает редко, но если дойдёт до суда, то это в любом случае запись о судимости и все связанные с этим неприятности. Правда транспортные компании в большинстве случаев разрешают откупиться от суда заплатив штраф в 60 евро. Я такой штраф во время ковидобесия получил и поверьте уж, платил эти 60 евро с огромной радостью и песней.
В Тунисе участь безбилетников ещё страшнее. В тюрьмы их не сажают, а просто выстраивают в ряд возле трамвая, заставляют снять штаны и публично порят розгами. 20 ударов. По отношению к иностранцам наказание применяется точно так же, как и по отношению к местным. Шутка:) Надеюсь, что никто не поверил в этот бред.
На самом деле безбилетник просто платит штраф в 20 динаров (около 7 евро) и его отпускают. Больше последствий вообще никаких нету.
Неудивительно, что несмотря на очень низкие цены, большинство ездит без билета. Потому что и покупать эти билеты муторно и езда без билета банально дешевле. Полицейские контроли происходят редко и платить штрафы по 20 динаров, допустим раз в год, дешевле, чем покупать эти дешёвые билетики.
Кстати, все эти рассказы, что там всегда уступают место женщинам и особенно старшим, крайне преувеличены. Да, действительно молодёжь в переполненном трамвае чаще стоит и просто изначально не садится. Но бывает и такое, что молодые сидят, а старшие стоят. И что бы кто-то встал и уступил место- такого я вообще не видел НИ РАЗУ.
У местной молодёжи, в основном старшего школьного возраста есть забава ехать с открытыми дверями. Они просто стоят в проёме дверей и держат двери, что бы те не закрылись. Так обычно и едем с ветерком. В наземном метро около моря видел, как некоторые, типо демонстрируя смелость вообще максимально высовывались при езде наружу, держась за двери одной рукой.
Если людей мало, то в вагоне метро могут и сигарету закурить. Видел один раз в метро, которое едет возле моря. Ещё один раз видел в этом метро драку, между двумя подростками. Сперва они просто толкались ( школота там это часто делает в шутку, без всякой агрессии), а потом слово за слово началось всерьёз. Правда после того, как один залепил другому по лицу, их быстро разняли. Одного вывели на станции, а другой поехал дальше.
В трамваях и метро часто воруют кошельки и смартфоны. Пишут, что могут как во франции, просто вырвать смартфон из рук и выскочить в двери. Но что бы из рук вырвали, это наверно бывает очень редко. Насильственные преступления в арабской культуре не распространены. Распространены всякие разводки и наипательства.
Такие вот наблюдения. Мне понравилось то, что в отличии от Германии, (до введения немецкого билета) ездить на городском транспорте так дешево, и билетов по факту для этого не нужно. Сейчас конечно у нас лучше: и транспорт лучше, и 49 евро на всю Германию это круче, чем в Тунисе.
|
</> |