Общественный транспорт в советском Саратове (воспоминания современника)

топ 100 блогов von_hoffmann09.05.2021
Общественный транспорт в советском Саратове (воспоминания современника)



Борис Файфель (Саратов, 1970е-1990е):

В детстве и ранней юности я не представлял, что такое общественный транспорт. До 6-го класса я ходил в школу, которая находилась от дома на расстоянии примерно c киллометр. Ходил чаще всего пешком, хотя можно было проехать и 1-2 остановки на трамвае-троллейбусе. А в 7-й класс я пошел в другую школу (знаменитую Саратовскую 13-ю). Она находилась от дома метров на 500 дальше.

Эта лепота закончилась, когда наша семья получила квартиру в Ленинском районе Саратова. Помню, как я первый раз поехал домой на "пятерке". Дело было летом, жара, а троллейбус набит так, что ребра трещат. И не продохнуть. Подумал тогда, что это следствие задержки (мол был обрыв, стояли долго, вот народ и накопился). Я не догадывался, что так ездить на учебу и работу - с работы мне предстоит... почти 30 лет.

Сейчас общественный транспорт стал другим: появилось масса маршруток, допотопные совковые автобусы превратились в комфортабельные западные (пусть не новые, но вполне себе ничего). Да и отечественные троллейбусы стали лучше... А мне захотелось вспомнить, как выглядело это "завоевание развитого социализма" в 1970-1990-е годы прошлого века.

... Раннее зимнее утро. Стою на конечной "пятерки". Я не один - еще человек 50, притоптывая, ждут троллейбуса. За спиной у нас светятся окна диспетчерской. Это довольно большое здание, внутри - комната отдыха водителей. Там кто-то пьет чай. Пара троллейбусов припаркована на стоянке рядом с диспетчерской. Что они тут делают, непонятно. А мы стоим на перекрестке и всматриваемся в даль... Не появится ли из-за поворота троллейбус? Время тянется медленно, а морозец продирает. Наконец, появляется троллейбус, подруливает к остановке, открывает двери. Ура! Торопя выходящих пассажиров, занимаем места. Водитель запирает кабину, берет какую-то засаленную тетрадь, гаечный ключ и ныряет в диспетчерскую.

Мы ждем. 5 мин. 10 мин... Вдруг из репродуктора, висящего над диспетчерской, раздается гнусный простуженный голос: "Троллейбус 2145 на маршрут не идет, пойдет троллейбус 2311". 2145 - это тот, в который мы набились. Снова выходим (некоторые ругаясь в голос). Машина 2311 стоит на стоянке. Двери закрыты. Снова ждем. Из диспетчерской появляется водитель, открывает двери. Снова набиваемся. Троллейбус выруливает на маршрут.

На первой же остановке - толпа. В троллейбусе уже тесно, но, оказывается, можно набить еще. И еще. И еще много раз. Остановок через пять становится ясно, что войти в троллейбус больше не сможет ни один человек. Водитель проезжает остановку (с очередной толпой) и останавливается метрах в ста за ней. Я притиснут к заднему стеклу и вижу мимику пассажиров, оставшихся на остановке. "Сильно матерная мимика" (В.Суворов "Аквариум"). Два-три парня припускаются бегом, надеясь успеть. Успевает один. Второй прицепляется "на колбасу". Зимой это смело.

Летом я и сам, случалось, цеплялся. Но однажды произошел неприятный случай, надолго отбивший у меня охоту ездить "на колбасе". Было так: ехал домой, троллейбусы идут набитые. Троллейбус на остановке двери не открыл. Но сразу за остановкой - светофор. И красный. Троллейбус встал. Дай-ка, думаю, прицеплюсь, проеду, пока он не высадит тех, кому сходить надо, да и зайду внутрь... Таких "умных", кроме меня, оказалось еще двое. Ну, висим "на колбасе". Троллейбус рванул, и попер! Проехал одну остановку, вторую, третью... Чувствую, руки затекают, того гляди - отцепишься и грохнешься. Но тут троллейбус остановился...

Вернемся, однако, в зиму. Едем... И вдруг раздается громкий щелчок, и мы валимся вперед. Троллейбус останавливается. Обесточка. Можно сидеть и ждать. Но работа-то ждать не будет. Люди, ругаясь, выбираются из троллейбуса. К счастью, мы уже добрались до таких мест, где кроме троллейбуса можно сесть на трамвай и автобус. Правда, там комфорта не больше, но у автобусов, по крайней мере, не бывает обесточек.

И вот я доехал (на автобусе, в который втиснулся с задней площадки). Пора выходить. Но теперь водитель не открывает заднюю дверь. Надо проверить билеты, поэтому выход - через переднюю. Толкаешься, продираешься...

И так - каждое утро.

Вечером ситуация повторяется, но в еще более форсированном варианте. Ну, это понятно: на работу людей доставить все же нужно. А как они с работы доберутся - их проблемы. Днем, кстати, давка не пропадает. Что, на первый взгляд, странно. Ведь поток пассажиров становится меньше... но и троллейбусов тоже становится меньше. Экономия! Советские люди - не баре, и не такое вытерпят.

Вот еще картинка. Дело было в 1980-е... Ехал с Волги домой в Ленинский. Вечер (часов 9), декабрь, снегопад. Стоим, ждем. Ни троллейбуса, ни автобуса... Наконец, подруливает "Икарус". Набились, поехали. Народу на каждой остановке прибывает. Но едем, и слава Богу!

И тут кто-то локтем нечаянно выдавливает узкое вертикальное стекло на задней двери. Водитель в микрофон: "Освободите автобус, он дальше не пойдет". Мы (пассажиры) рассердились и не стали выходить. Тогда водитель разворачивается, ставит автобус на обочину. Хочешь-не хочешь, народ стал расходиться. Но образовалась инициативная группа, которая решила жаловаться. Нашлись бумага, конверт, ручка. Я подошел, и порекомендовал привести в письме реальный обратный адрес, чтобы было куда ответить. Энтузиазма это не вызвало, и я продиктовал свой. А потом мы разошлись, матеря водителя.

Через три месяца я вдруг получаю письмо и СПАТП (Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие). На бланке, чин-чином... В письме написано, что в настоящее время водитель Гнеушев, находится в командировке, поэтому никаких мер принято быть не может...

В общем, лет через 10 жизни в Ленинском районе я проникся к городскому транспорту холодной ненавистью. Но что можно было сделать? Ездить на такси? Это тоже было не так просто (такси на каждом углу не стояли). Да и дорого. Поэтому я сделал единственное, что можно было сделать - просто перестал платить за проезд. В троллейбусе, автобусе, трамвае - неважно! Иногда нарывался на контролеров, платил штраф.

Когда стал зарабатывать лучше, стал ездить только на попутках. А 28 лет спустя мы перебрались на другую квартиру, которая близко расположена к работе. Теперь хожу пешком.

Но и сейчас (если нужно поехать далеко), я игнорирую муниципальный транспорт. При прочих равных предпочитаю автобусы (они в Саратове частные) или маршрутки.

В конце 1970-х мой московский товарищ рассказал мне об "идее" одного экономиста: а давайте сделаем городской транспорт вообще бесплатным и просто введем налог на транспорт. А то троллейбусники говорят: "Мы плохо работаем потому, что вы плохо платите". Тогда мне эта идея показалась очень здравой. Но потом в "Литературке" (Гайд-парке советской интеллигенции) было опубликовано две статьи. Автор одной проталкивал идею транспортного налога. А второй презрительно написал: "Да это глупость! Если гортранспорт будет получать деньги от налогов, завтра у них сломаются ВСЕ троллейбусы! Зачем работать, если деньги и так придут?" Эта статья начала менять мое совковое мировоззрение (о чем разговор отдельный).

А знаете, сколько стоил проезд в транспорте? После реформы 1961-го (когда была проведена 10-кратная деноминация), были введены единые цены. В Саратове трамвай 3 коп, троллейбус 4 коп, автобус 6 коп. До 1961-го цены билетов зависели от расстояния. Новые цены соответствовали средним. С начала 1960-х из транспорта стали исчезать кондукторы. Появились примитивные устройства: опускаешь свои копейки и отрываешь билет. Первые устройства были рассчитаны на людей сознательных: можно было оторвать билет, ничего не бросив в кассу. Естественно, продержались они не долго. И были заменены на "хитрые" устройства: опускаешь монеты, тянешь ручку вниз, падает отрезанный билетик. Устройства были ненадежными, часто ломались. Иногда "съедали" монеты, а иногда давали билеты бесплатно. К началу 1970-х созрело гениальное решение: проездные талоны. Покупаешь сразу 10 штук. Заходишь в транспорт и компостируешь талон (пробиваешь дырки спец. компостером, закрепленным на стене). Никому не приходило в голову, что это – типичная авансовая форма оплаты (я ЗАРАНЕЕ оплатил 10 поездок). В таких случаях цена поездки должна бы быть меньше...

Естественно, что работать от этих новаций транспорт лучше не стал.

Кстати, интересно сопоставить масштаб цен. В 1971-м поездка на "пятерке" в "город" (как тогда говорили), стоила 4 коп. А на такси - 1 руб. В 25 раз дороже. Сейчас на "пятерке" билет стоит 10 руб, а поездка на такси - 250 руб. В те же 25 раз дороже. Удивительно, но факт. Это я тем, кто твердит, что в совке все было дешево и доступно.


Кнопка
или
Общественный транспорт в советском Саратове (воспоминания современника)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По итогам совещания по вопросам развития отечественной кинематографии, которое прошло в мае этого года, президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 15 июля решить вопрос о дополнительной поддержке сериалов об истории России. Примерно понятно, что это будут за сериалы. ...
Жына поделилась - отметили, мол, старый новый год на работе. А там у них рядом ларёк есть - горячий хлеб продают, только что испечённый... Вроде как вкуснотища, и от одного только запаха уже собаки Павлова плетутся на задний план со своим вялым слюноотделением... - А тут ещё Таня сало пр ...
В ноябре сообщалось, что в Киеве в квартиру залетели 120 летучих мышей вида рыжая вечерница. Они основали колонию на балконе для зимовки. Волонтеры выпустили 119 животных, а одно взяли на лечение. Ранее сообщалось, что в Харькове в квартиру залетели 60 летучих мышей. Женщина увидела ...
Помните, телепередача такая была, "Снимите это немедленно!"? Про одежду. Где участницам в категорической форме предлагалось "немедленно снять" всё то, во что они привыкли одеваться - и надеть на себя то, что выбирали для них двое странноватых ведущих. Причины, по которым для участниц ...
Всегда интересно смотреть америкосовские боевики. То, что Голливуд это не только фабрика грёз, но и мощнейщий пропагандистский рупор - давно не секрет. Вот посмотрел  фильм "Немыслимое" (Unthinkable, 2009) .  Лично меня крайне поразил второй, скрытый ...