рейтинг блогов

Сталинская "индустриализация" — это "экономика пирамид"

топ 100 блогов von_hoffmann03.05.2021
Сталинская индустриализация — это экономика пирамид
Беломорско-Балтийский канал (до 1961 г. - Беломорско-Балтийский канал им. Сталина) -
построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок за 1 год и 9 месяцев руками заключенных ГУЛАГа


Об «успехах» первых пятилеток -- специально для «НС» начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы, к. э. н., доцент МГИМО Алексей УЛЬЯНОВ.

«Сталин взял Россию лапотной, а оставил с ядерным оружием» -- эту фразу Черчилля часто приводят те, кто, быть может, и не является поклонником великого вождя, но вот успехи первых пятилеток под сомнение не ставит. «Да, репрессии были, но зато СССР превратился в ведущую промышленную державу», -- говорят эти люди. Однако детальный анализ этих тезисов, увы, не подтверждает.

В 1930-е промышленный рост в СССР составлял 10-15% ежегодно, что является неплохим показателем. Однако рост валового внутреннего продукта (ВВП) был значительно меньше: всего 2-4%. Причина проста -- развал сельского хозяйства (которое в структуре ВВП тогда занимало самую существенную долю) вследствие коллективизации и раскулачивания и упадок сферы услуг вследствие падения уровня жизни и свертывания НЭПа. К 1939 году даже в промышленности темпы упали практически до нуля, скрыть этот факт не могла даже советская статистика. Что же тогда позволило СССР подняться с 5-го места на 2-е в мировой табели о рангах? Ответ прост -- индустриализация в СССР хотя и показывала весьма скромные темпы роста, совпала с Великой депрессией в развитых странах.

Но даже эти скромные достижения оказались во многом напрасными. Когда немцы подошли к Сталинграду и Кавказу, мы потеряли 40% экономического потенциала. Войну мы выиграли, по сути, потенциалом 1913-го года, и подвиг русского народа и солдата предстает в этой связи еще более величественным.

А в целом, даже по сравнению с другими периодами советской экономической истории, 1930-е смотрятся весьма блекло. Так, во времена НЭПа промышленность росла на 20-40% в год. Но допустим, тогда наблюдался эффект низкой базы: страна восстанавливалась после разрухи. Но в спокойные 1950-1960-е темпы роста ВВП составляли 5-7% -- почти вдвое больше, чем в сталинскую эру.

Так, основу современного промышленного потенциала России составляют предприятия (и целые отрасли), появившиеся именно в годы правления Хрущева и косыгинских реформ. Это можно сказать о практически всей химии и цветной металлургии, значительной части черной металлургии, многих отраслях машиностроения. Об отраслях нефтегазового комплекса и говорить не приходится. Основа автодорожной сети и жилищного фонда страны также была создана в этот период (если смотреть правде в глаза, то самыми значимыми примерами сталинского домостроения являются не московские высотки, а бараки). При этом более 80% железных дорог Российской Федерации, значительное число действующих промышленных предприятий построено еще в царское время. А как же 1930-е? По большому счету, кроме Магнитки, Горьковского автозавода и «Уралмаша» и вспомнить-то нечего…

Конечно, никаким гением экономической мысли Никита Сергеевич Хрущев не был. Но облегчения, которое испытала страна после смерти тирана, оказалось достаточно для определенных успехов в хозяйственной, научной и культурной сфере.

Однако основная претензия к экономической политике Сталина даже не в том, что она обеспечивала меньшие темпы роста по сравнению с хрущевскими и нэповскими годами. ВВП -- лишь оценка экономического благосостояния, которая, как любая оценка, не может дать 100-процентную точность. Так, она не учитывает в полной мере воздействие на экологию, качество жизни (образование, здравоохранение, культура), справедливость при распределении доходов и т. д. Сталинские 3-4% роста в год сопровождались разбазариванием ресурсов, в первую очередь человеческих. Раскулачивание, голод, стройки ГУЛАГа, уничтожение научной и культурной элиты страны -- это не только миллионы загубленных душ и поломанных судеб. В экономике человеческие ресурсы имеют денежную оценку. В этом свете в сталинскую эпоху страна теряла, а не накапливала национальное богатство.

В рыночной экономике сотни тысяч предпринимателей принимают решения о том, открыть ли магазин, построить ли завод или иной объект под воздействием спроса. Переводя с экономического на русский, строится то, что нужно людям. Если все хозяйственные решения принимает один человек, то шансы построить что-нибудь ненужное, мягко говоря, очень велики. Сейчас пирамиды привлекают в Египет миллионы туристов, но для древней империи фараонов их строительство было бессмысленным и весьма дорогостоящим занятием. Подобно египетским пирамидам, можно найти на территории России недостроенную железную дорогу Салехард--Игарка, города в вечной мерзлоте и другие памятники сотням тысяч бессмысленно погибших при их строительстве узникам ГУЛАГа. К сожалению, Сталину удалось то, что было неподвластно даже фараонам, -- подчинить тоталитарной машине всю хозяйственную деятельность. От таких язв "экономики пирамид", как ее тотальная милитаризация, гигантомания, задушенное колхозным строем сельское хозяйство, размещение производств в центрах городов без учета экологии и стоимости земли, убожество сферы услуг, Россия до сих пор не до конца излечилась.

Источник: http://www.nsad.ru/articles/spasibo-tovarishhu-stalinu (в комментарии к статье)


Кнопка
или
Сталинская индустриализация — это экономика пирамид

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Раз. Очередь из желающих поклониться поясу Богородицы в храме Христа Спасителя в Москве с каждым днем становится все длиннее. Как сообщили в пресс-службе московского метрополитена в четверг, 24 ноября она тянется уже от станции метро ...
  Мир ребёнка в дошкольном возрасте не ограничивается только семьёй. Нужные ему люди сейчас - не столько мать, папа либо дедушка, но и иные ребята, ровесники. Практически в любой группе дошкольного учреждения разворачивается трудный и ...
Привет! У кого-нибудь было так, что не приходило пособие до 1,5 лет? Оформила в прошлом месяце, и за сентябрь пришло 18 числа. В этом месяце до сих пор не пришло. Где и как можно выяснить, что ...
Давненько я не заглядывал на мордор-страничку митрополита метросексуала Александра Драбинко. Начало фотосессий честнаго аэромитрополита здесь , здесь , здесь и здесь : все фото отсюда ...
lenta.ru:: В аварии автобуса в Паттайе пострадали 20 россиян В аварии туристического автобуса, разбившегося рядом с курортом Паттайя в Таиланде, пострадали около 20 российских граждан. Большинство из них получили ушибы и другие легкие травмы. По ...