![](/media/images/top/preview/livestaticflickrcom6553553064478500_59530e7b36_c.jpg)
Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÐºÐµÑ ÐÑÑгге](https://live.staticflickr.com/65535/53064478500_59530e7b36_c.jpg)
Ко всем недостаткам системы общественного транспорта Осло можно добавить отсутствие общей официальной схемы для разных видов хотя бы внеуличного и рельсового транспорта с обозначением пересадок между ними. Официальные схемы метро, трамвая и пригородных электричек существуют исключительно отдельно друг от друга, а о пересадках между этими видами транспорта по причине того, что они нанесены на разные схемы, приходится лишь догадываться. Общественный транспорт Осло управляется компанией с ограниченной ответственностью "Ruter" (в переводе с норвежского "маршрут") и представлен несколькими линиями метро, небольшой трамвайной сетью, городскими и пригородными автобусами, пригородными и региональными электричками, а также паромами, связывающими город с островами Осло-фъорда и пригородами. Весь городской сухопутный транспорт имеет сквозную общую для всех видов транспорта нумерацию маршрутов:
1...5 - маршруты линий метро
11...19 - трамвайные маршруты
20...585 - городские и пригородные автобусы
Независимую нумерацию имеют лишь маршруты городских и пригородных паромов, а также маршруты пригородных и региональных электричек, использующих для движения инфраструктуру национальных железных дорог. Номера городских и пригородных паромов начинаются с латинской буквы B (от слова båt - лодка), после которой следует номер линии:
B1, B2 - городские паромы на острова Осло-фъорда
B10, B11, B20 - пригородные паромы на по-в Nessodden
B21, B22 - дополнительные летние пригородные паромы
B9 - паром на по-в Bygdøy (не подчиняется управляющей компании)
Система нумерации пригородных и региональных электричек немного сложнее - на первом месте указывается буквенное обозначение L, R или RE, указывающие на характеристику поезда: L - местный поезд (lokaltog), R - региональный поезд (regiontog), RE - региональный экспресс (regionekspress). За буквенным обозначением следует цифровое, указывающее на номер направления, по которому курсирует поезд: 1 - направление между востоком и западом, 2 - направление Østfoldbanen (на юг), 3 - направление Gjøvikbanen (на север). Третий символ присутствует только в номерах региональных электричек и указывает на номер маршрута, которые начинаются с нуля:
L1, L2 - пригородные электрички всех направлений (третий символ отсутствует)
R10...R14 - региональные электрички между восточными и западными направлениями
R20...R22 - региональные электрички направления Østfoldbanen
RE30, R31 - региональные электрички направления Gjøvikbanen
Под близкими пригородными электричками (маршруты L) подразумеваются местные поезда (lokoltog), следующие со всеми остановками. Региональные электрички (маршруты R) следуют на более длинные расстояния с меньшим количеством остановок (regiontog), а экспрессные (маршруты RE) - с минимальным количеством остановок (regionekspress). В обозначениях близких пригородных маршрутов L1 и L2 тетий символ сегодня отсутствует за ненадобностью - на каждом направлении кроме Gjøvikbanen действует лишь по одному маршруту, следующему со всеми остановками. До декабря прошлого года маршрутов местных пригородных электричек (L) было больше, но в декабре в нумерации маршрутов произошли изменения и пригородные маршруты L12, L13, L14, L21 и L22 были переименованы в региональные R12, R13, R14, R21 и R22 соответственно, а региональные R10, R11, R20 и R30 в экспрессные RE10, RE11, RE20 и RE30 с сохранением маршрутых номеров. На Gjøvikbanen ранее также действовал близкий пригородный маршрут L3, но с декабря был перенумерован в R31 без сохранения прежнего маршрутного номера.
* * *
Обо всём этом далее кратко и в общих чертах. Поскольку вся информация не помещается в один обзор, он будет состоять из трёх частей, первая из которых о видах транспорта, имеющих в Осло единую общую сквозную нумерацию маршрутов - о метро, трамваях и автобусах.
1. Система метро. Признана рекордно большой для города, населением менее 1 миллиона жителей. Линии метро имеют маршрутную схему движения - поезда разных линий могут использовать для движения общие участки и станции, но следовать разными маршрутами, что позволяет легко менять как маршруты линий метро, так и их количество. По этой причине линии метро постоянно перенумеровываются и перекрашиваются, а их маршруты реорганизовываются. На сегодняшний день в Осло действует 5 линий метро, а до апреля 2016 г. их количество состовляло 6 линий.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы.](https://ic.pics.livejournal.com/transfer11/44702029/46278/46278_1000.jpg)
2. Сегодня каждая линия метро имеет номер в диапазоне 1 - 5 и связывает противоположные окраинные районы города через общий для всех линий участок с центральными станциями. Линия 5 охватывает также кольцевой участок, открытый в 2006 г., благодаря которому делает полтора оборота вокруг центральной части города и проходит через центральные станции дважды за маршрут в каждом направлении, из-за чего схема маршрутов линий метро выглядит довольно запутанной. Ниже приведена схема линий метро Осло, действующая с апреля 2016 г. до настоящего времени.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы.](https://ic.pics.livejournal.com/transfer11/44702029/46589/46589_800.jpg)
3. Добавляет неудобств факт, что подавляющее большинство станций метро в Осло построены с платформами берегового типа, поэтому, перепутав платформу, вы рискуете потратить уйму времени, чтобы перейти на платформу нужного направления. Навигация на станциях метро в Осло присутствует, но не на всех входах и выходах, поэтому лучше лишний раз при спуске на платформу метро будте внимательны. Фото для наглядного примера: станция "Grønland" - одна из станций центрального участка с минимальным пассажиропотоком, обслуживающая все линии.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53314656155_ebb8c0eafc_b.jpg)
4. Станция "Nydalen" - одна из немногих станций с центральной платформой островного типа и одна из трёх таких станций, построенных на кольцевом участке и открытых в 2006 г., обслуживается линиями 4 и 5. Две другие такие станции на этом участке - "Storo" и "Sinsen". Станции кольцевого участка были построены с расположенной между путями платформой намеренно, чтобы пассажиры, желающие достичь центральных станций, имели возможность выбрать направление уже стоя на платформе - расстояние и время в пути до них по кольцу в обоих направлениях примерно одинаковое.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53295810166_ba1ebf9c7f_b.jpg)
5. Наибольшая часть станций метро в Осло устроена крайне просто - две платформы берегового типа и два пути в центре зала, которые могут принимать поезда сразу нескольких линий. Но есть и исключения - к примеру на станции "Tøyen" устроено два станционных зала и три пути. В одном из залов находятся два пути противоположных направлений, один из которых принимает поезда всех линий, следующие в восточном направлении, а второй обслуживает поезда линий 1 - 4, следующие в западном направлении.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53296261899_c356897813_b.jpg)
6. Для третьего пути, принимающего поезда линии 5, следующие в западном направлении, построен отдельный станционный зал.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53296260799_9b355316f2_b.jpg)
7. Ещё одна станция на центральном участке, где количество путей больше двух - станция "Stortinget", имеющая аж четыре пути, два из которых сегодня являются дополнительными и находятся в отдельных залах. Всё регулярное движение на станции происходит на 1 и 2 путях, находящихся в общем станционном зале. Путь № 1 сегодня обслуживает поезда всех линий, следующие в восточном направлении, а путь № 2 - поезда всех линий, следующие в западном направлении. Однако такой порядок движения на станции был не всегда.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53294880682_732d2096b9_b.jpg)
8. Дополнительные пути 3 и 4 "спрятаны" в отдельных станционных залах и сегодня обслуживают поезда линий 2 и 3, для которых станция "Stortinget" является конечной. Однако в конце 1980-х, когда западная и восточная части нынешнего метро были разделены из-за разных видов токосъёма, на этих путях осуществлялось довольно регулярное движение - поезда западного направления с верхним токосъёмом прибывали в общий зал на пути 1 и 2, а поезда восточного направления с нижним токосъёмом - сюда, на пути 3 и 4, ставшие сегодня дополнительными.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53263544193_a3163017c4_b.jpg)
9. Путь № 3. Отсюда отправляются дополнительные поезда в восточном направлении.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53263254501_bef1e9143d_b.jpg)
10. Путь № 4. Сюда прибывают поезда, для которых станция "Stortinget" является конечной. Далее за станцией находится разворотное кольцо по типу трамвайного, пролегающее под туннелем метро, уходящим на запад, и связывающее пути 3 и 4 между собой. Этот туннель, связывающий пути 3 и 4, также используется для отстоя составов в ночное время.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53295765048_705385c7a3_b.jpg)
11. Станция "Majorstuen". Сложное путевое развитие этой станции видно невооружённым глазом. Кроме множества съездов между путями здесь три пассажирские платформы, одна из которых является тупиковой, а также один дополнительный тупиковый путь, не обеспеченный пассажирской платформой. Оба тупиковых пути часто используются составами во время соревнований на лыжном трамплине Holmenkollbaken, а тупиковый путь с пассажирской платформой также используется во время ремонта и нарушения графика движения.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53163732862_8920531ec2_b.jpg)
12. Однако пожалуй самым необычным для стереотипного метро является участок Holmenkolbanen, построенный в 1898 г. задолго до открытия в Осло метро. Участок сегодня обслуживает линия 1 и помимо того, что уходит в горы, необычен тем, что на нём сохралинись переезды с автомобильными дорогами и пешеходные переходы в одном уровне. До 2010 г. на Holmtnkolbanen также вместо контактного рельса использовалась контактная сеть, а линию 1 обслуживал подвижной состав с двумя видами токосъёма. О поездке по Holmenkolbanen также есть отдельный обзор.
![ÐеÑÑо ÐÑло. Holmenkolbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53167064489_5df238bacc_b.jpg)
13. Всего метро Осло насчитывает 101 станцию, лишь 17 из которых находится под землёй, а остальные на поверхности.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53309424533_ee791fbf37_b.jpg)
14. Начиная с 2010 г. все линии метро обслуживаются только составами из вагонов серии MX3000, построенными компанией Siemens в Австрии и заменившими более старые вагоны серий T1000 и T1300, работавшие на линиях ослинского метро с момента его официального открытия в 1966 г. Составы формируются из трёхвагонных секций, максимальная длина состава составляет две секции - 6 вагонов. Каждый вагон секции является моторным и оснащён четырмя ассинхронными двигателями мощностью 190 л. с.
![ÐеÑÑо ÐÑло. KolsÃ¥sbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53309831560_a71be2b230_b.jpg)
15. Трамвайная сеть. В городе действуют шесть трамвайных маршрутов, имеющих двухзначные номера в диапазоне 11 - 19 с пробелом в нумерации: маршрутам принадлежат номера 11, 12, 13, 17, 18 и 19, а нынешняя конфигурация маршрутов функционирует с 2020 г. Городская трамвайная сеть относительно небольшая, но довольно разнообразна и включает как обычный классический трамвай, вписавшийся в узкие улицы центральной части города, так и две скоростных трамвайных линии: Ekebergbanen и Lilleakerbanen, максимально обособленные от прочего движения.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53236257235_92a9a21176_b.jpg)
16. Скоростная трамвайная линия Ekebergbanen уходит к югу от центрального района Gamle Oslo и обслуживает район Nordstrand в южной части города. Этот участок городской трамвайной сети напоминает железнодорожный, поскольку использует обособленные от уличного движения пути, а пересечения с автомобильными дорогами оборудованы переездами со шлагбаумами и светофорной сигнализацией. Обслуживается трамвайными маршрутами 13 и 19.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ekebergbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53258093323_703daeb3b2_b.jpg)
17. Вид на трамвайную линию вдоль парка "Ekebergparken".
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ekebergbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53258007693_bb76f391ec_b.jpg)
18. Переезд со шлагбаумом у парка "Ekebergparken" на границе районов Gamle Oslo и Nordstrand.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ekebergbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53251533879_e857f5217c_b.jpg)
19. Другая скоростная трамвайная линия Lilleakerbanen тянется от центра на запад, после чего "сливается" с участком метро Kolsåsbanen и по путям метро уходит в Bærum. Скоростной участок обслуживается единственным трамвайным маршрутом № 13, связывающим сегодня оба скоростных участка трамвайной сети. Условно можно разделить линию на две половины, первая из которых начинается в нескольких минутах ходьбы от железнодорожной станции "Skøyen" и продолжается до пересечения с рекой Lysakerelva, где трамвайные пути подходят к участку метро.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Lilleakerbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53303414221_dc8a98ef89_b.jpg)
20. У пересечения с рекой Lysakerelva начинается второй участок скоростной трамвайной линии, совмещённый с путями линии метро. Обратите внимание на наличие на этом участке контактного рельса и контактной сети одновременно: поезда метро питаются от контактного рельса, трамвайные вагоны - от контактной сети, подвешенной над путями.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Lilleakerbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53309604884_f02a66cfce_b.jpg)
21. На трамвайном участке, совмещённом с линией метро, предусмотрены две трамвайные остановки - "Jar" и "Bekkestua", однако, из-за разной высоты пассажирских платформ, остановки для трамвая и поездов метро здесь устроены отдельно друг от друга и на некотором расстоянии. Фото: трамвай проходит станцию метро без остановки, т. к. высота пассажирской платформы станции метро не соответствует высоте пола трамвайного вагона.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Lilleakerbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53308441172_a5df6cbd29_b.jpg)
22. Для остановки трамвая на станции "Jar" предусмотрены дополнительные пути с пассажирскими платформами, соответствующими уровню пола трамвайного вагона. Следующая станция метро "Ringstabekk" не имеет дополнительных путей для трамвая с платформами соответствующей высоты, поэтому трамвай проходит её без остановки.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Lilleakerbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53309555738_5a4be65d35_b.jpg)
23. При въезде на секцию пути, предназначенную для трамвая, у края пассажирской платформы на путях можно увидеть путевой барьер - специальный предохранительный стопорный механизм в виде двух красных заградительных приспособлений на рельсах, блокирующих пути во избежании скатывания трамвайных вагонов на главный путь в обоих направлениях. Путевой барьер автоматически опускается только при прибытии или отправлении трамвая, в остальных случаях стопорный механизм обычно находится в поднятом положении как на этом фото.
![ÐеÑÑо ÐÑло. СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53309607773_4f0b824fa4_b.jpg)
24. Прибытие трамвая. Стопорный механизм в опущенном положении.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Lilleakerbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53308548022_2a6f8c38e2_b.jpg)
25. Станция "Bekkestua". Является конечной для трамвая и представляет собой станцию метро с центральной платформой островного типа, в центре которой между главными путями метро находятся два тупиковых пути, предназначенных для трамваев, с соответствующей высотой пассажирской платформы. По причине отсутствия разворотного кольца на этом участке линии возможна эксплуатация только двусторонних трамвайных вагонов. На станции также есть специальное помещение для отдыха водителей трамвая.
![СÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53308549762_1b753bf005_b.jpg)
26. Трамвайный парк города в настоящее время эксплуатирует вагоны трёх типов, самыми старыми из которых являются одностоорнние сочленённые вагоны типа SL-79 с высоким уровнем пола и выходами только на правую сторону, заказанные в 1979 г. и эксплуатирующиеся в Осло начиная с 1982 г. Вагоны поступали в трамвайный парк города в период 1982 - 1989 гг. в двух модификациях и проявили себя как исключительно надёжные машины.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53125046062_c2864c920d_b.jpg)
27. Вагон, который кратко можно охарактеризовать как "трамвай из 1980-х", оказался самым надёжным из эксплуатируемых в трамвайном парке Осло за последние 30 - 40 лет и лучше других подходит для участков с малыми радиусами кривых, из-за чего в основном эксплуатируется на маршрутах 11, 12 и 19, проходящих наибольшей частью по узким извилистым улицам в центральной части города.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53236257450_2c7063c7b1_b.jpg)
28. Следующий тип вагона, уже довольно продолжительное время эксплуатирующийся в трамвайном парке Осло - двусторонний вагон SL-95 с низким уровнем пола, очень просторным салоном и выходами на обе стороны, способный передвигаться в обоих направлениях. Вагоны SL-95 были заказаны в Италии в 1995 г. и эксплуатируются в трамвайном парке города начиная с 1999 г., однако проявили себя как крайне ненадёжные, к тому же не помещаются в кривые малого радиуса на узких улицах города, из-за чего не эксплуатируются на маршрутах в центральной части.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53048152911_9dd11f3d67_b.jpg)
29. Кроме всего прочего, вагоны SL-95 являются единственными в трамвайном парке Осло, способными работать на маршруте № 13, обслуживающем скоростной участок Lilleakerbanen, частично совмещённый с линией метро, поскольку вагоны других типов, эксплуатирующихся в парке Осло, не имеют соответствующего оборудования для работы на путях метро. Однако срок эксплуатации вагонов SL-95 подходит к концу и в случае отказа от их эксплуатации скоростной участок Lilleakerbanen по причине отсутствия необходимого для эксплуатации подвижного состава может закрыться.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ekebergbanen.](https://live.staticflickr.com/65535/53258263564_24d447bfef_b.jpg)
30. В 2018 г. были заказаны 87 новых вагонов CAF Urbos 100, получившие в трамвайном парке Осло обозначение SL-18 и поступившие в эксплуатацию с пассажирами в январе прошлого года. Вагоны являются двусторонними с низким уровнем пола, длиной 34 метра и состоят из 5 секций, на которые приходится по 6 выходов с каждой стороны, что на два выхода больше, чем у вагонов SL-95. На сегодняшний день вагоны SL-18 обслуживают трамвайные маршруты 17 и 18, на которых отсутствуют разворотные кольца и не возможна эксплуатация односторонних вагонов.
![ТÑамвай ÐÑло. ÐÐ¸Ð½Ð¸Ñ UllevÃ¥l hageby-linjen.](https://live.staticflickr.com/65535/53235708026_0e37a72b37_b.jpg)
31. В дальнейшем, к 2024 г. трамвайными вагонами SL-18 планируется заменить все вагоны более старых типов, однако вопрос возможности работы SL-18 на скоростном участке, совмещённом с линией метро, пока остаётся актуальным. В случае, если эти вагоны не совместимы с эксплуатацией на линиях метро, то не исключаю, что часть Lilleakerbanen могут закрыть по причине отсутствия пригодного к эксплуатации на этом участке подвижного состава.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53294881058_9e3a7a3f6d_b.jpg)
32. Нумерацию трамвайных маршрутов продолжают маршруты городских и пригородных автобусов, начинаясь с № 20. Автобусный парк города довольно разнообразен, но не сильно отличается от парка среднестатистического европейского города - здесь можно встретить машины Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz, Solaris и прочие в различных модификациях, уделять внимание каждой из которых здесь не вижу смысла. Все машины, курсирующие на городских маршрутах, имеют низкий уровень пола, на пригородных маршрутах парк низкопольных машин составляет около 90%.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53164726888_0b629c9f34_b.jpg)
33. Городские и пригородные автобусы сохранили окрас, доставшийся в наследие от управляющих компаний "Oslo Sporveier" и "Stor-Oslo Lokaltrafikk" соответственно, которым они раньше принадлежали и благодаря слиянию которых в 2008 г. образовалась нынешняя управляющая компания "Ruter". В результате автобусам городских линий сегодня достался красный окрас, принадлежавший когда-то автобусам компании "Oslo Sporveier".
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53288452863_fb30aaac15_b.jpg)
34. Автобусам пригородных и региональных линий в свою очередь в наследие от компании "Stor-Oslo Likaltrafikk" достался зелёный окрас. Насколько помню, пригородные и региональные маршруты автобусов начинались с № 100, однако мне довелось видеть красные автобусы с номерами и выше 100. К примеру, в красный выкрашены автобусы, курсирующие на маршруте № 300, в то время как машины на маршрутах 150 и 250 ходят как и положено в пригородном зелёном окрасе. Если кто может пролить свет на этот факт - буду благодарен.
![Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum Общественный транспорт Осло. Часть 1: метро, трамваи, автобусы. Sentrum](https://live.staticflickr.com/65535/53288541159_f874b97abb_b.jpg)
35. По данным на 2019 г. около 10% автобусного парка Осло составляли электробусы (на сегодняшний день этот процент вырос), конечные остановки маршрутов которых оборудованы зарядными станциями. Для зарядки на конечной отведено около 6 минут (помимо основной зарядки в автобусном парке), что соответствует минимальному времени стоянки. Впрочем, подобная практика эксплуатации электробусов с зарядными станциями на конечных не является чем-то принципиально новым и в соседней Швеции, к примеру, благополучно функционирует уже не менее 10 лет (если не больше).
![ÐаÑÑÐ´Ð½Ð°Ñ ÑÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53150427327_ce5f79380a_b.jpg)
36. Парк электробусов значительно пополнился с января прошлого года в рамках новой концепции города без загрязняющих выбросов, согласно которой к 2028 г. весь транспорт в границах Осло должен стать экологически чистым. На сегодняшний день на электричестве работают почти все парки городского общественного транспорта, включая метро, трамваи, морской и железнодорожный транспорт, за исключением парка автобусов, который в настоящее время активно развивается в этом направлении.
![ÐаÑÑÐ´Ð½Ð°Ñ ÑÑанÑиÑ](https://live.staticflickr.com/65535/53150465647_8f93c32736_b.jpg)
Далее об электрических паромах и пригородных электричках.
Продолжение следует...
|
</> |
![](/media/images/top/preview/livestaticflickrcom6553553064478500_59530e7b36_c.jpg)