ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛА(т)ЧИ(ки)
Магомед Туаев — 25.06.2011
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛА(т)ЧИ(ки)
Седьмого июня
Общественная палата РСО-Алания разразилась истерикой, обрушившись с
критикой на члена ОП РФ Максима Шевченко. «Новейшей провокационной
выходкой» названы усилия Максима Шевченко по предотвращению в
Северной Осетии событий по примеру нальчикских 2005 года. Обвинение
в «разжигании межконфессиональной и этнической розни», «циничное
нарушение принципов Меморандума «О совместном противодействии
насилию, экстремизму, межнациональной розни…», подписание которого
было инициировано Рабочей Группой Общественной Палаты РФ по
Кавказу, и которое, кстати, в Северной Осетии многие общественники
не подписали. Помимо прочего прозвучали обвинения в
некомпетентности, неадекватности, намеренном искажении фактов,
заведомой лжи…
Не говоря о стиле написания данного обращения и
интеллектуальном уровне участников, подписавших его, хотелось бы
остановиться на некоторых моментах данного эссе.
С чего все началось?
В ночь с 31 мая на 1 июня во Владикавказе правоохранительными
структурами по разным данным было задержано от 18 до
30 человек. Все они молодые люди, в возрасте до 35 лет, среди
которых были и несовершеннолетние лица. Обвинения в адрес всех
задержанных были сфальсифицированы. Им подбрасывали взрывчатку,
оружие, наркотики. Кроме того, что задержанных прилюдно избивали
(некоторых увозили уже в бессознательном состоянии от побоев и
потери крови) на глазах у соседей и родственников, было
зафиксировано множество нарушений процессуального характера, в виде
не надлежащим образом оформленных документов, привлечение своих
понятых, не допущения к досмотру и допросу родственников
задержанных и даже в отношении с несовершеннолетними.
С 31 мая до сегодняшнего дня к задержанным не допускают
адвокатов (за исключением нескольких случаев, которые в последствии
были также запрещены); к ним не допускают передачи; их кормят 1 раз
в день сухпайками; охранять к ним приставили ОМОН; их продолжают
избивать и пытать током, не до конца понимая, что с ними делать, и
в каком виде преподнести столь беспрецедентные для Северной Осетии,
но не вызывающие удивления в других регионах Северного Кавказа,
действия силовиков.
Помпезное разоблачение «очередного бандподполья на Северном
Кавказе» провалилось с треском именно за счет усилий Общественной
Палаты РФ и непосредственно руководителя рабочей группы по Кавказу
Максима Шевченко, который с первых часов задержания привлек широкое
общественное внимание к нарушению прав человека в Северной
Осетии.
Что скрывается за эмоциональной риторикой?
Принято считать осетин и саму республику заложниками терроризма в
свете большого количества террористических атак, которые были
осуществлены в республике за последние годы. Это и регулярные
взрывы на рынках, уносящие сотни жизней мирного населения, это и
захват школы в г.Беслан, в 2004 году потрясший своей жестокостью
весь мир; это и военная агрессия Грузии в августе 2008 года,
которая привела к огромным разрушениям и жертвам среди мирного
населения Южной Осетии.
И вот теперь, жертва сама становится агрессором. Имидж республики и
концепция ее позиционирования в политическом поле страны, которые
выстраивались десятилетиями, рушатся на глазах. Совершен фактически
разгром владикавказской общины мусульман арестом ее актива.
Северная Осетия вступила на путь дискриминации религиозных
меньшинств, нарушения их конституционных прав и свобод.
Представление о Северной Осетии, как о вечной жертве развенчано в
один момент. Именно осознание этого факта и стало причиной такой
истеричной реакции деятелей из Общественной Палаты РСО-Алания.
Мы не слышали критики и возмущения от представителей этой структуры
во время «поэтического скандала»
вокруг произведения Шамиля Джигкаева. Не было осуждения и не было
подобных возмущений, когда, фактически, закладывался фугас под
фундамент осетинского единства и мирного сосуществования
представителей разных конфессий республики.
В течение 8 дней с момента задержания мусульман общественников
Осетии не волновали ни условия их содержания, ни методы допроса, ни
нарушенные права и свободы, ни возможные последствия всех этих
неправовых действий. Более того в своем обращении они называют
действия правоохранительных органов «проведенными в полном
соответствии с российским законодательством» и надеются, что они
приведут к «укреплению общественно-политической стабильности в
республике». Что тут добавишь?
Общественная палата или филиал МВД?
Общественный орган, коим является Общественная Палата Осетии, целью
и призванием которого является содействие становлению институтов
гражданского общества, взаимодействие общественности с властью, по
сути, в Северной Осетии, превратилась в чиновничий аппарат,
обслуживающий определенные структуры власти и поддерживающий
неправовые действия правоохранительных органов, препятствуя
общественному контролю, независимому и свободному освещению в СМИ
событий, происходящих в республике и это в противовес тех усилий,
которые принимаются самим Главой РСО-Алания – Таймуразом Мамсуровым
для соблюдения законности в действиях правоохранительных структур и
защиты прав задержанных.
Мы не слышим гневных заявлений ОП РСО-Алания по неправовым
задержаниям, фальсификации уголовных дел, преследованию за
религиозные убеждения, арестам мусульманских активистов, которые
всей своей деятельностью и трудом на пути к интеграции с
общегражданским социумом, в становлении институтов гражданского
общества, а также за участие во множестве молодежных акций и
эстафетах мира заслужили считаться достойными представителями
осетинского народа.
С первых минут задержания должны были быть слышны голоса именно
представителей ОП РСО-Алания, а не Максима Шевченко и членов
рабочей группы по Кавказу. Но, к большому сожалению, этого всего не
было. Мы не видели их рядом и тогда, когда в первые дни муфтий
РСО-Алания Х.Гацалов буквально кричал и призывал вмешаться в ситуацию
общественность и СМИ. Но где была тогда Общественная Палата Осетии?
Она отреагировала аж спустя 7 дней с начала неправовых действий
силовых структур и то, выступив не с осуждением подобного правового
нигилизма, а с оправданием, по сути доказав единственное свое
предназначение – создание иллюзии общественной активности.
Кураторы ОП РСО-Алания в нервных конвульсиях и попытках спасти
имидж Осетии в глазах российской общественности не нашли иного
способа, как накатать два безграмотнейших, как по своему
содержанию, так и не отражающих реальной картины произошедшего в
Северной Осетии, обращений, с оскорблениями известных общественных
и политических деятелей, усилиями которых, произошедшее во
Владикавказе стало известным и предотвращена попытка внесудебных
расправ над задержанными.
Возвращаясь к реальности
Череда взаимосвязанных событий в околорелигиозной сфере
свидетельствует о наличествующих провокационных тенденциях в
осетинском обществе. Первой «ласточкой» стало восстановление мечети
в с.Зильга, воспринятое неадекватной частью жителей республики
угрозой монотонности религиозного ландшафта в РСО-Алания,
сформированного за последние десятилетия. Сие опасение было
подкреплено заявлением первых лиц православного духовенства «о
растущих, как на дрожжах мечетях в республике». После этого были и
закладка фундамента под строительство церкви в традиционно
мусульманском селении Эльхотово, была школа в Беслане с попыткой
строительства на месте это страшного теракта церкви, не смотря на
убедительные протесты в том числе и самих потерпевших; была и
история с подбрасыванием взрывчатки на стройплощадку бесланской
мечети в первые дни начала ее восстановления и это при том, что
восстановительные работы инициировал сам Глава Республики –
Таймураз Мамсуров; это и скандал с произведением Джигкаева, не
получивший должную правовую оценку; было и заказное свержение
харизматичного муфтия, российского лидера мусульман совершенно
нового формата – Али-Хаджи Евтеева.
В этой цепи событий и «спонтанный» митинг организованный в селении
Фиагдон с целью сноса частной молельни принадлежащей
осетину-мусульманину, организованный преимущественно выходцами из
Южной Осетии этнически не имеющими никакого отношения к
Куртатинскому ущелью (это к вопросу о национальном «единстве»,
затронутому Максимом Шевченко и так жестко встреченного критиками);
и теперь вот громкое убийство поэта Шамиля Джигкаева; арест актива
владикавказской общины мусульман по сфабрикованным в отношении их
уголовных дел; это и поджог святилища Реком, странным образом
совпавший по времени с моментов, когда Осетию и так трясет от
происшествий.
Что означает все это? Что это, если не звенья одной цепи,
многоходовой комбинации, основной целью которой является
нивелирование усиления исламского фактора в Северной Осетии, а в
более глубоком анализе религиозная сегрегация осетинского общества,
продуцирование очагов гражданского противостояния в преддверии
выборов 2012 года и сочинской олимпиады, создание условий для
управляемого хаоса в Северо-Кавказском регионе, а в общероссийском
масштабе попытка не допустить прецедента росткам гражданской
активности в российских, мусульманских религиозных общинах прийти к
возможности осуществления политических инициатив и формирования
новых политических сил в стране. И понимание последнего, на примере
осетинской общины мусульман, стало неоспоримым фактом…