Обряды перехода и инициации
ru_psiholog — 28.05.2016 Доброй субботы, уважаемые участники! Предлагаю сегодня поговорить об обрядах перехода, инициациях и их роли в современной жизни и психологическом состоянии современного человека. Важны ли они для вас, как проходили ваши обряды перехода? Для начала предлагаю прочитать, что говорят на эту тему ученые - этнографы и психологи.Различные социальные действия, которые сейчас зачастую воспринимаются исключительно как архаические, на самом деле до сих пор играют важную роль и в нашей жизни, в том числе это касается обрядов перехода и инициаций, которые облегчают нам психологический переход из одного состояния в другое, а также закрепляют человека как участника той или иной общности.
Что такое обряд перехода? Это некий процесс, который символически переводит человека из одной социальной группы - в другую. Например, была невеста - стала жена, обряд перехода - свадьба (один из самых известных и распространенных в современном мире). На ранних стадиях развития цивилизации понятие сакрального преобладало над светским и охватывало все этапы жизни человека: от зачатия и рождения ребенка - до самой смерти. Принадлежность к тому или иному социуму играла значительную роль за счет определенного «братства», которое образовывалась членами одной группы. Можно наблюдать это и сейчас - к примеру, все католические священники в разных странах образуют определенное «братство» (посвящение в сан - один из ярко выраженных обрядов перехода в наше время).
Французский этнограф Арнольд ван Геннеп, утверждает, что каков бы ни был тип общества, жизнь человека состоит из последовательных переходов от одного рода деятельности к другому - и там, где переход является жизненной вехой, он сопровождается определенными действиями. Вспомните, к примеру, выпускной вечер в школе, посвящение в студенты и так далее. У полуцивилизованных народов все действия сопровождаются ритуалами и нет ни одного действия, которое в их представлении не зависит от сакрального.
Выделяют два типа обрядов:
симпатические
контагиозные
Симпатические обряды всем нам хорошо известны - они основываются на вере в то, что подобное притягивает подобное, противоположное влияет на противоположное, содержащее на содержимое, части на целое и так далее. Пример: невесту и жениха забрасывают монетами и зерном, привлекая таким образом благополучие в новую семью.
Контагиозный обряд основан на представлении о способности материальной среды передавать естественные или приобретенные свойства либо при помощи непосредственного контакта, либо на расстоянии. Пример — до сих пор роженицам в роддомах могут посоветовать снять все заколки и расплести волосы, чтобы ребенок легче вышел.
Соответственно, можно заметить, что обряды могут быть не только позитивными, но и негативными. Негативные обряды - это табу, запрет, руководство, как не надо делать. При этом обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой и так далее - не только исключительно обряды перехода, они также включают в себя обряды предохранительные (например, на похоронах нельзя класть в гроб свои вещи, чтобы «покойник не утянул»), предсказательные (кто первым встанет на коврик на свадьбе - будет главой семьи), приобщения к божеству (крестины и посвящение в сан), искупительные (при инициациях).
Однако крупными жизненными вехами обряды перехода вовсе не ограничиваются. Сложно даже представить, какое количество обрядов в нашей жизни диктуется архаичными представлениями человека о мире и своем месте в нем.
Для примера посмотрим на обряд приветствия гостя: раньше это был более длительный и сложный процесс, однако и сейчас гость в нашей культуре - лицо весьма почитаемое, а его приветствие - это отдельный обряд. Как же оно появилось?
Для большого числа народов чужеземец был существом не простым, а сакральным, наделенным либо сверхъестественно благотворной, либо вредоносной магической силой - такие результаты были получены исследователями многократно. И именно этим они объясняют большое количество ритуальных действий, которые совершаются вокруг приезжего - они призваны сделать его либо нейтральным, либо даже благожелательным, то есть разрушить его чары.
Как это делается? Еда и подарки.
Совместная трапеза (знакомый вариант поведения в гостях, не так ли?) - это обряд включения, единения, оно же - «таинство причастия». Причем интересно, что действовать этот эффект можно ровно столько, сколько идет переваривание пищи - например, у эскимосов человек считался гостем в течение 24 часов. Кроме этого, или вместо этого может присутствовать некий ритуальный подарок (часто это та же еда - пирожные, тортик, фрукты) - это также некая связь и включение в семью, в которую пришел человек.
Как влияют обряды на современного человека? Во многом, по большому счету, так же, как и на человека архаичного, поскольку и для нашего времени восприятие сакрального в жизни довольно велико.
Учеными отмечается, что там, где переход от детского к взрослому состоянию изменен, наблюдаются сложности социализации. Так, Р. Бенедикт считает, что западные нормы воспитания и институты социализации, отличающиеся от традиционных культур, подчеркивают контраст между взрослым и ребенком. Ребенок воспринимается как существо бесполое, а зрелость взрослого подчеркивается половой активностью, ребенок должен быть защищен от грубых фактов жизни, а взрослый с ними встречается лицом к лицу. Именно изменения в воспитании привели, по ее мнению, к появлению такого феномена как кризис подросткового возраста, поскольку ребенку сложно влиться в мир взрослых. Психологи связывают его с формированием новой - взрослой - идентичности.
В традиционных культурах этот переход был более мягким за счет более тесного участия ребенка в жизни взрослых, а также специфических обрядов перехода - инициаций. Инициации - это институт социализации, характерный для первобытных культур, формировавший новую социальную идентичность подростков. Несмотря на то, что считается, что инициации существовали во всех первобытных культурах, на самом деле их обнаружили только в 63-х из 182 - и это только то, что касается мужчин, с женскими обрядами сложнее, сведений о них мало в силу закрытости этих практик. Тем не менее, встретились они чаще — в 85 культурах. При этом можно ли считать их инициациями в полной мере (поскольку чаще всего, в отличие от мужских, не включают в себя обучение и приобщение к культуре общности) - ученые спорят. «В них не было необходимости, ведь социальному развитию женщин, которые в большинстве культур не допускались к управлению жизнью общности, к участию в религиозных церемониях, первобытное общество уделяло намного меньше внимания, чем развитию мужчин», - объясняет это Т.Г. Стефаненко.
А вот инициации мужчин имеют огромное количество вариаций, могут длиться не только днями, но даже годами и включать хирургические воздействия. По завершении инициации в период от 20 до 25 лет мужчина получал новое имя и праздновал второе рождение.
Однако нас интересует не столько этнографическая, сколько психологическая подоплека инициаций. М. Мед рассматривает этот процесс как высвобождение мальчика из-под влияния матери и женщин. Она выдвинула теорию, что инициации позволяют разрешить эдиповы комплексы в отрочестве, преодолевать влечения инцеста и предупреждать бунт против отца. Позднее, совместно с Р.Бартоном было введено понятие вторичной сексуальной идентификации - было предположено, что функционально эти обряды служат противовесом идентификации мальчиков с противоположным полом там, где ресурсы распределяют женщины, а контактов с отцами мало.
При этом даже исследователи, которые основываются на психоаналитической теории, не отрицают важность социальной функции обрядов инициации - от подростка к признанному обществом взрослому человеку. То есть помимо сексуальной идентичности, формируется идентичность в качестве члена группы сверстников. Помимо этого, инициация должна была формировать позитивную социальную идентичность и сплачивать племя.
В.Я. Пропп писал, что инициации отмирают вместе с создавшим их строем. В сложных социальных системах, где взросление рассматривается как серия автономных друг от друга социальных переходов, инициации исчезли. Похожие внешне на них обряды им соответствуют лишь частично, поскольку отвечают только на какие-то определенные стороны жизни (например, конфирмация относится только к религиозной стороне жизни).
Определенные современные инициации нам также хорошо известны: к примеру, посвящение в октябрята, пионеры, комсомольцы носило очень сильный ритуальный характер (правда, затрагивался опять же один аспект жизни человека, причем не самый главный - идеологический). И завершить бы хотелось фразой Т.Г. Стефаненко: «Особенность подлинной инициации состоит в том, что ее обряды обращены к личности и ее целостности - к ее телу, духу и социальному статусу, а приводит она к полной смене социальной идентичности».
Надежда Двоскина,
этнопсихолог
|
</> |