Эмоциональный интеллект и его развитие

топ 100 блогов ru_psiholog26.05.2016 Понятие эмоционального интеллекта получило распространение в тот момент, когда стала очевидной некоторая ограниченность значимости коэффициента интеллекта для достижения жизненного благополучия и эффективности социальной деятельности. Как оказалось, высокий интеллект не гарантирует трудоустройства и успешной карьеры, популярности в обществе и в целом хорошей жизни. Так, Дэниэль Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» представил данные исследований, согласно которым IQ влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в управляющие профессии, вам нужно поступить в университет, а для этого необходимо обладать определенным уровнем IQ. Но для успешной карьеры надо уже что-то другое, связанное с пониманием и управлением эмоций.
С выходом нашумевшей книги Дэниэля Гоулмана началась эра исследований эмоционального интеллекта и его влияния на успешность в бизнесе.
Так, исследование 1990 года показало,
что в работах средней сложности (например, менеджеры по продажам) производительность труда лучшего сотрудника в 12 раз больше, чем производительность худшего, и на 85% больше, чем производительность среднего сотрудника. В более трудных работах (страхование, бухгалтеры) производительность лучшего сотрудника на 127% выше по сравнению со средним сотрудником. Исследование компетенций в более чем 200 компаниях и организациях по всему миру показало, что примерно 1/3 такой разницы в производительности обусловлена техническими знаниями и «обычным» интеллектом (IQ), в то время как 2/3 связаны с эмоциональным интеллектом. В работе топ-менеджеров разница более, чем на 4/5 зависит от эмоциональной компетентности.
Исследование 515 руководителей фирм, проведенное компанией Egon Zehnder International, показало, что те из них, у кого показатель эмоционального интеллекта был самым высоким по сравнению с другими критериями, скорее преуспевали, чем те, чьей самой сильной стороной был предыдущий опыт или IQ. В исследовании принимали участие руководители из Латинской Америки, Германии и Японии, и результаты были практически одинаковы для всех культур.
Интересен так же следующий эксперимент: после того, как супервизоры на одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, в частности, научились внимательно слушать и помогать сотрудникам учиться справляться самостоятельно со своими проблемами, время простоя снизилось на 50%, количество официальных жалоб сократилось в среднем с 15 до 3 в год, а доход завода превысил планируемый на 250 000 долл. На другом заводе супервизоры прошли аналогичное обучение, что позволило увеличить производительность на 17%. У контрольной группы супервизоров, которые не проходили обучение, роста производительности отмечено не было.

Итак, эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Существуют различные теории эмоционального интеллекта и основанные на них тесты измерения:
1. Методика М.Холла – 30 утверждений для 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
2. Тест самоотчета (Self Report Emotional Intelligence Test, SREIT), сконструированный на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея – 33 утверждения и 3 шкалы: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
3. Методика ЭмIQ-2, созданная в России – 66 вопросов и 6 шкал: общий балл, самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость, самооценка чуткости.
4. Тест ЭмИн Д. Люсина – 40 вопросов и 6 факторов: межличностный эмоциональный интеллект (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций) и внутриличностный эмоциональный интеллект (осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии).
5. Тест Мейера-Сэловея-Карузо, который направлен на выявление трех категорий адаптивных способностей – оценка и выражение эмоций (своих и чужих), регуляция эмоций (своих и чужих) и использование эмоций в мышлении и деятельности (глобальное планирование, креативное мышление, переадресация внимания и мотивация).
6. Опросник Бар-Она EQ-i, направленный на оценку пяти сфер компетентности: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.

Вы можете найти один из этих опросников в сети и измерить свой уровень эмоционального интеллекта. (Я воспользовалась методикой Холла, мой результат 72, что трактуется как высокий).
Очевидно, что исследование эмоционального интеллекта зависит от понимания самого термина и от тех компонентов, которые автор методики считает преобладающими в формировании ЭИ.

Возникает закономерный вопрос – можно ли развивать эмоциональный интеллект? Исследователи отвечают на этот вопрос утвердительно. Если рассмотреть каждую из теорий ЭИ – то большинство из образующих факторов поддаются развитию и корректировке. Уже сейчас в учебных заведениях США вводятся экспериментальные программы, главной составляющей которых является развитие эмоционального интеллекта учащихся.

В 2009 году было проведено исследование, для целей которого участники были поделены на две группы. В первой группе были проведены тренинги ЭИ в течение четырех занятий по 2 часа, после которых участники показали значительное улучшение в способностях распознавать эмоции и управлять ими по сравнению с участниками второй группы. Спустя шесть месяцев повторное исследование подтвердило, что полученные улучшения закрепились, тогда как участники второй группы не показали никаких изменений.
Исследование 2003 года показало, что взаимодействие матери и ребенка часто предопределяет то, насколько будут развиты социальные способности дошкольника. Изучение эмоционального интеллекта матери (когда ребенку был год, затем когда исполнилось три с половиной) показало, что ЭИ матери в высокой степени связан со способностью ребенка к эмпатии и с уровнем социальной активности со сверстниками.

Эмоциональный интеллект можно рассматривать как интеллект, работающий с информацией, которую несут эмоции. Что же такое эмоция? В прямом смысле – это реакция организма и психики на стимул. То есть для развития эмоционального интеллекта в первую очередь необходимо расширить этот информационный поток – научиться слышать собственные эмоции, распознавать их и определять тот уровень влияния, который они оказывают на наше поведение. В этом может помочь литература и тренинги по самопознанию, рефлексии, определению эмоционального состояния и регуляции эмоций, а также телесноориентированная терапия.
Вот несколько простых советов для улучшения понимания собственного эмоционального состояния:
1. Замечайте ваши реакции на мельчайшие события в течение дня. В каком настроении вы просыпаетесь и готовитесь ко сну? После каких действий ваше настроение улучшается и ухудшается? Какие происшествия на работе или дома вызывают наиболее сильные эмоциональные реакции и как вы с ними справляетесь? Систематизировать эту информацию поможет ведение дневника эмоций.
2. Обращайте внимание на ваше тело. Ваша психика и тело тесно связаны и обладают взаимным влиянием. Замечайте любые изменения вашего тела и ищите связи с вашим эмоциональным состоянием. Например, стресс и волнение могут ощущаться как «комок в горле», «скрутило живот», стеснение в груди, проявляться через неровное дыхание или обильное потовыделение. Радость может сопровождаться учащенным сердцебиением, ощущением «бабочек в животе» и легкости в движениях.
3. Замечайте, как ваши эмоции влияют на ваше поведение. Например, ощущение стыда может заставить вас уклониться от разговора или избежать встречи. Злость может заставить вас говорить громче обычного и нервно вышагивать по комнате. Внезапное переполнение эмоциями может привести к тому, что вы перестанете ориентироваться в происходящем и заплачете.
4. Не осуждайте себя за эмоциональность. Все эмоции, которые вы переживаете, имеют право на существование. Это реакция вашего организма на происходящее, несущая важную информацию об этом происходящем. Осуждение может привести к запрету на эмоциональное реагирование, а значит, вы недополучите информации об окружающем мире и снизите ваши возможности среагировать адекватно. Изучайте ваши негативные и позитивные эмоции так же, как во время вождения смотрите на дорожные знаки, изучая дорожную ситуацию.
5. Накапливайте вашу эмоциональную историю и замечайте распространенные паттерны реагирования. Задавайте себе вопросы – когда вы чувствовали себя вот так последний раз? Что случилось перед этим и что случилось после? Подобная информация поможет вам лучше прогнозировать и регулировать свое поведение.

Во вторую очередь для развития эмоционального интеллекта нужно научиться получать эмоциональную информацию, касающуюся других людей, то есть видеть и распознавать их эмоции. Это позволит с большей достоверностью прогнозировать поведение других людей и предоставит возможности для регуляции и управления их поведением.
1. Будьте открыты информации о других людях. Изучайте людей вокруг вас и то, как они реагируют в повседневных ситуациях. Смотрите эмоциональные передачи и кино. Если кто-то реагирует не так, как среагировали бы вы в подобной ситуации, попытайтесь понять, почему так произошло и что именно заставило человека вести себя определенным образом.
2. Обращайте внимание на язык тела окружающих людей и на телесные проявления эмоций. Так же как вы во время переживаний можете вертеть мелкие предметы в руках, так и другие люди имеют явные внешние признаки обуревающих их эмоций. Голос, походка, выражение лица, мимика, дыхание – все это источники информации о чужих эмоциях.
3. Ищите взаимосвязи между своим поведением и эмоциями окружающих. Как вы влияете на других людей? Заставляете ли вы других нервничать, злиться, переживать? Можете ли вы успокаивать других тоном голоса или уверенными движениями? Реагируют ли на вас так, как вы того не ожидаете? Попросите друзей и близких дать вам обратную связь.
4. Старайтесь быть честным в проявлении эмоций, проговаривайте свои эмоции и спрашивайте об эмоциях других людей. Конечно, не в урон себе и окружающим :)

Уважаемые сообщники, насколько для вас важен эмоциональный интеллект - в отношениях с близкими или в профессиональной деятельности? Испытываете ли вы сложности в понимании собственных и чужих эмоций? Помогает ли или мешает вам умение слышать эмоциональное состояние свое и других? Считаете ли вы необходимым развивать ваш эмоциональный интеллект и если да, то какие способы помогают вам это делать?

//Источники: Статьи «Эмоциональный интеллект», «Эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность», «How to Develop Emotional Intelligence» и исследование «Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Некоторые слова в языке сложно запоминаются. Многие путают Литву и Латвию, Самару и Саратов, а я путаю строчные и прописные. И еще не могу запомнить, какое имя нарицательное, а какое собственное. Это пиздец! Я все время пытаюсь запомнить разницу через какую-нибудь мнемонику, но не ...
ДОНЕЦК, 13 апреля. /ИТАР-ТАСС/ .  Назначенный Верховной Радой министром внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил о начале проведения силовой операции в ...
Есть некие достижения, которые на первый взгляд обеспечивают рывок в прогрессе, переход на новый уровень цивилизованности, но в долгосрочной играют скорее отрицательную роль. Это аналог допинга: будучи введенным в организм, допинг обеспечивает концентрацию сил, необходимую для достижения ...
Посидев в кофейне (странные плоские круассаны :)), пошёл дальше к вокзалу, получалось неспешно пройтись, а не скакать галопом. 20240511-IMG_3328.jpg © vedmed1969.iMGSRC.RU Что-то высотное строится. Не сказать, чтоб мало, но и не втыкают лихорадочно на любом подходящем участке. ...
Всем доброе утро, дорогие девушки! У меня недавно полученный [ далее лирика... ] притик Priti NYC 510 Baby's tears цвет детской неожиданности почему-то называется очень странно. Оказался очень похожим на Zoya Shawn, жаль, даже не знаю, какой теперь выбрать. А второй притик из ...