Образовательное-2

топ 100 блогов city_rat01.02.2011 Надо-таки проартикулировать.

Почему я считаю открытое письмо о новом образовательном стандарте враньем по совокупности.

1. В письме тщательно уведен в тень тот факт, что речь идет не о стандарте общего образования вообще, а о стандарте для двух выпускных классов старшей школы, которые сами по себе де-факто являются необязательными, представляя собой подготовительную ступень к вузу и подразумевая профилирование по интересам.

2. Авторы манипулируют формулировками, объявляя важные, по их мнению, предметы "необязательными" (и лишь в скобочках добавляя "по выбору"). Далее они дают единым списком те предметы, которые на самом деле разнесены по образовательным областям. И еще чуть ниже делают оговорку, которую я считаю уже не передергиванием, а прямым враньем (хотя с формальной точки зрения утверждение и не ложно): "[1 предмет] из каждой образовательной области может выбрать ученик".

На самом деле схема по стандарту следующая: в каждой из шести образовательных областей ученик должен выбрать хотя бы один предмет. Еще один предмет из любой предметной области он может выбрать дополнительно. Предметные области и предметы в них таковы:

- русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
- иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
- общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
- математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
- естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
- курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

Что это означает? Ну, во-первых, то, что существует еще один обязательный предмет, помимо четырех "внеобластных" - иностранный язык. Во-вторых, что из общего курса не могут быть полностью исключены предметы гуманитарной или естественной направленности. "Разблюдовка" предметов по областям, равно как и ограничение в единственный дополнительный предмет может (и должна!) вызывать споры, но эти споры требуют уже не масскомпаний, а вдумчивой работы, что, конечно, не столь вкусный кусочек для самопиара.

При анализе не забывайте пункт первый: образовательная концепция на данном этапе подразумевает, что дети уже получили базовое образование, и сейчас специализируются. Если ты собираешься в исторический вуз - бери из естественных наук естествознание для общего кругозора, если в технический - бери углубленную физику и химию и обобщенную "русскую словесность". Наконец, есть возможность добрать предмет через "курс по выбору", т.е. утверждение авторов "[нельзя] выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию" - не соответствует действительности. Можно - хотя схему ограничений, предложенную в стандарте, повторюсь, нужно обсуждать (на самом деле стандарт устанавливает только минимум, теоретически никто не запрещает школе делать больше, но тут мы, коненчно, прекрасно понимаем, что и финансирование, и планы всегда делаются "по минимуму").

3. Авторы делают упор на то, что "чисел в стандарте мало, и каждая притягивает взор". Однако взор авторов почему-то не притянула еще одна цифра:

3 (три) (или даже 4) из семи предметов по выбору должны изучаться на профильном, расширенном уровне. Возникает вопрос: готова ли современная школа к такому повышению требований к уровню преподавания? Однако это тоже, видимо, вопрос не из числа тех, на которых легко раскрутить массовую истерию, куда проще говорить о "разрушении замечательной советской системы образования". К тому же упоминание профилирования невыгодно выпячивает все тот же п. 1 и может перевести обсуждение в нежелательную профессиональную плоскость: насколько разумна концепция "довузовской ступени", какие образовательные области надо стимулировать и как и т.д.

4. Авторы откровенно передергивают, создавая у читателя впечатление, что злые власти хотят перестать обучать детей грамоте. На самом деле стандарт не исключает, а вводит возможность углубленного изучения русского языка для тех, кто собирается поступать в гуманитарные вузы! Напоминаю - речь о 10-11 классах, к этому моменту дети грамоте уже обучены. Не сейчас, ни (насколько я помню свою комсомольскую юность) в советские времена диктантов в десятом классе не писали. Русский язык, как предмет, ЕМНИП, заканчивался в седьмом классе!

Итак, что остается в сухом остатке из реальных проблем стандарта, озвученных в письме?

1 (один) пункт: "отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы".

Обсудим? Или подпишемся сразу, не думая?

Оставить комментарий

Популярные посты:
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Катя вышла замуж (скажем, в 20 лет), родила ребёнка, развелась (скажем, в 30 лет), потом вторично вышла замуж и до сих пор (скажем, сейчас ей 40 лет) живёт с мужем счастливо. Марина вышла замуж (скажем, в 20 лет), родила ребёнка, развелась (скажем, в 30 лет), ...
Мне подарили книгу, Редкий том — Собранье удивительных историй: Чужие судьбы, Радости и горе, И письма — Знаменитостей притом... Сегодня Международный день книгодарения и я хочу вам рассказать, какие удивительные книги дарили тем, кто их сам пишет. Казалось бы, "сапожнику подарили ...
Написать электронную книгу может любой автор текстов. Многие авторы блогов в ЖЖ вполне осилят эту задачу. Насколько это может быть выгодно?  Давайте дам конкретные цифры на примере доходов психолога, который не из списка знаменитых авторов, типа Лупковского или Курбатого. Обычный ...
Кто как считает? Если есть желание высказаться, желательно оставлять обоснованные комментарии, а не просто – Россия, это Европа, или Россия - это Золотая Орда:) View Poll: #1901417 Заметно постоянное желание большинства российского народонаселения выдавать свою страну за ...
Пэрис Хилтон в поисках криотерапии... ...