Об Отказе

топ 100 блогов shraibman23.04.2012

Об Отказе



Хотя, надо сразу же заметить, что тут есть ошибка. Я, вероятно, не левый по причине того, что мои и моих единомышленников взгляды очень далеки от большинства т.н. левых. Идеи большевизма или социал-демократии, симпатии к профсоюзам, партиям, парламентской политике, поддержка одной из сторон в войнах империй - все это до такой степени мне чуждо, что с этими людьми меня практически ничто не объединяет политически, как, впрочем, и с т.н. правыми В современном мире часть анархистов, а так же многие сторонники коммунизма, основанного на революционной самоорганизации социальных низов, отказываются называть себя левыми по схожим причинам - левый проект слишком отождествляется с государством и другими институтами системы. 


***

...В 1991 г, когда я оказался в Израиле, мои взгляды были право-либеральными и националистическими. Мне казалось, что сионизм привел к созданию процветающего еврейского государства, к тому же вполне демократичного и эффективного в том, что касается противостояния врагам. Что касается арабов, то поскольку они не доказали свою способность к формированию столь же эффективных в военном и экономическом отношении, и столь же демократичных государств, то их судьба меня не особо интересовала. К тому же я считал себя евреем, и в таковом качестве придерживался мысли о необходимости защиты моей нации против других. Такие мысли у меня имелись до и сразу после приезда в Израиль. Но очень скоро подобные представления стали отступать и ломаться под напором реальности.

Больше всего меня поразила даже не бедность того круга, в котором я находился в силу естественных причин - русскоязычных эмигрантов из стран СНГ, а то, как люди опустились в Израиле в нравственном отношении и в том, что касается самоуважения.

Метущие улицу профессора, их дочери, продававшие себя на набережной Яффо, быстро деградировавшие люди среднего возраста, ошеломленные случившимся, не способные дать отпор, не знающие, кого винить в собственных бедах, перекладывающие вину за свое несчастье то на арабов, то на религиозных евреев, то на восточников (евреев - выходцев из Марокко, Ирака, Йемена)... Расизм исходил от всех и был направлен против всех. Восточники тоже ненавидели русских, религиозные презирали  светских евреев, пожирателей свинины. Миф о благоустроенности рушился одновременно с мифом о еврейской солидарности.

Я работал, мыл автобусы, однажды марокканский еврей, водитель, спросил, что я думаю об Израиле, и услышав ответ, возмутился: "Ты ничего не понимаешь! (в Израиле нет местоимения Вы, все тыкают, с тех пор меня стало раздражать это ты, обращенное к незнакомым людям - прим. Shraibman). Разве мы не называем йекес (немецких евреев - прим.) -тупыми занудами? Разве мы не считаем русских - пьяницами и тунеядцами? Разве не думаем, что эфиопские евреи -  негры, дикари? Но страна в опасности, ей угрожают арабы, поэтому мы вместе! Как ты не понимаешь!"

Но я не хотел это понимать, поскольку палестинские арабы в отличие от моих начальников-евреев, не делали мне ничего плохого. Они не требовали вкалывать по 12 часов в день, не лезли в душу с проповедями любви-ненависти, не угрожали увольнением... Это был неяркий восточный народец - мирный народ рабочих, феллахов, мелких и мельчайших торговцев, лишенный характерной израильской наглости (сказанное относится только к арабам с оккупированных территорий, не к израильским арабам, которые ментально мало чем отличаются от современных израильских евреев). Много позже я узнал, что это и есть Ам-хаарец (народ земли), прямые потомки древних израильтян (разумеется, разбавленные мигрантами из других регионов БВ). Предки их жили здесь во времена  Омри и Ахава, Йосии и Ирода...  Так они и копались в земле тысячелетиями, при римлянах и византийцах, крестоносцах и турках, при англичанах и сионистах. Менялась их вера, менялись их хозяева, не менялась только земля. 

За что мне было их ненавидеть? В какие-нибудь месяцы исчез мой национализм.
 
Однажды по израильскому ТВ показали передачу про палестинских партизан и знакомая спросила, что такое Черный Сентябрь. Я рассказал ей, что знал об этой организации. Она задумалась, а потом улыбнувшись, спросила: "так они убивают израильтян, следовательно они - наши друзья?" В другой раз, женщина средних лет, бухарская еврейка ругала Израиль на чем свет стоит. Потом зашла речь о советском политическом обозревателе Фариде Суйфуль-Мулюкове, часто выступавшем по теме БВ, и она переключилась на него, назвала его "ужасным антисемитом". Я спросил, почему она так думает, ведь Фарид никогда не оскорблял евреев, как народ. Тогда она ответила, что он ненавидел и оскорблял Израиль. "А Вы что делали пять минут назад?" Она вдруг остановилась...

Но  простая смена приязни на неприязнь ничего бы не решила. Есть вещи важнее национального вопроса. Я не хотел себя отождествлять с израильскими евреями, но мне был чужд и народ земли. Его жизнь не была моей и я не мог бы ее разделить, даже если бы захотел.

***

В Израиле много работал. Низкоквалифицированный труд на фабрике или на улице. Когда работаешь по 12 часов в день (плюс час для того, чтобы добраться до работы и обратно), время остается только на еду и сон. Даже по ночам снится работа: метешь улицу, залитую ослепительным солнцем. Это ад.

У ада имеются начальники. Они управляют твоим трудом, указывая, что и как делать, принимают на работу и увольняют. Им ты обязан решительно всем. Одного слова надсмотрщика достаточно, чтобы выбросить тебя на улицу. Они получают много больше и больше отдыхают. Впрочем, и у них имеются начальники, которые поступают  с ними так же. А ты - ничто, низшее звено пищевой цепи.

Любопытно, что я читал, еще до того, Фромма, но я не понял его. Слова об эксплуатации, угнетении, авторитарно организованной жизни и трудовом процессе казались слишком общими. Вдруг все сделалось ясным. Кроме меня таким способом существуют еще приблизительно две трети населения планеты. Но тогда о какой свободе может идти речь? Мы - мы даже не рабы, мы - инструменты, механизмы, у нас и мыслей-то своих нет, кроме как о работе. Мы не существуем. Нас нет.

Помню, меня поразил один парень, он работал больше всех, стремительно, мощно - хорошо отлаженная машина. На его полуголом мускулистом теле всегда блестел пот. Начальство любило его, хотя и посмеивалось, считало сумасшедшим. Однажды я спросил, почему он никогда не работает на нашем участке, он ответил, что у нас требуется слишком мало усилий и от того нет кайфа. Этот трудоголик отдавал работе сексуальную энергию в чистом виде, он буквально был женат на своей лопате.

Но если все слова либералов-демократов - ложь и дерьмо, то что должно быть? Строй СССР мне был чужд и неприятен, тем более, что я успел поработать и там - правда не на фабрике, а на почте - но там было почти тоже самое, может немного легче и только. Там, в СССР, меня арестовывали на митингах, допрашивали... из-за какой-то ерунды. Тогда, какая разница - государство с его аппаратом чиновников хозяйничает, ставит над тобой командиров, или какие-нибудь Цахи с Алоном? Каждая частная фирма - маленькая диктатура, миниатюрный Советский Союз.

Меня заинтересовал опыт польской Солидарности. Это десятимиллионное движение выступало в 1980-1981 гг против социализма СССРовского образца, но не за капитализм. Оно противопоставило первому и второму идею трудового самоуправления. Ее межзаводские комитеты, координировавшие действия работников, находились в постоянной телефонной связи с трудовыми коллективами. 

Сам человеческий коллектив должен управлять своей жизнью и трудом. Всякое иное устройство - зло. Конечно же! Без этого любые разговоры о справедливости, свободе, народовластии - звук пустой. Если надо мной будет стоять пирамида из начальников, Ициков или Иванов - не имеет значения, то как вы данный строй не назовите, в нем не будет для меня ни радости, ни смысла. Если мы станем сами управлять своей работой, работать на самих себя, мы не будем заинтересованы в том, чтобы мучить себя, превращать в машины, инструменты, верно?

В реальности мало, конечно, устранить иерархию и наемный труд. Нужно еще устранить купи-продай, деньги, рекламу, конкуренцию,  деловую лихорадку и кризисы, словом, выжечь всю грязь, отравляющую человеческие отношения. Но это уже другая история


***

Ни тогда, ни  впоследствии я не идентифицировал себя полностью с идеологией анархизма.

Во-первых, какая-либо идеогия казалась и кажется мне слишком жесткой системой, непременно обязывающей к тем или иным выводам о мироздании, которые не всегда выглядят разумными. Идеолгогии постоянно смешивают желаемое и действительное. Куда тоньше социолог (близкий к идеологии народничества) Н.К. Михайловский, который заметил, что правда-истина и правда-справедливость вовсе не противоречат друг другу (ведь не достичь справедливости, не понимая, как все вокруг устроено), но и не обязательно совпадают друг с другом.

Во-вторых, многие анархисты, которых я встречал сначала в Израиле, а потом в других странах, не понравились мне из-за их привязанности к определенной субкультуре. То, что для меня стало идеей преобразования всей жизни, для них  было дикой какофонией (которую они почему-то называли музыкой), кольцами в носу, татуировками и тусовками, а за всем этим стоял подростковый бунт против пап и мам. 

Конечно, в мире были и есть другие анархисты, многие из которых - люди замечательные.

И все же, возможно, социальная революция придет из других источников, из других течений. Может быть не случайно, что немецкие и голландские коммунисты рабочих советов (радикальные марксисты) пошли дальше анархистов, отвергая профсоюзы, противопоставляя им рабочие собрания и выборные временные комитеты для координации забастовок.

Профсоюзы я ненавидел. Воспринимал их как что-то абсолютно чужое, далекое. Где бы я ни работал, профсоюзам всегда было на нас плевать. Миллион русских, арабских, болгарских рабочих Израиля, самые униженные и бесправные низы трудового класса, не были связаны с профсоюзами, как сегодня не связаны с ними 10 миллионов гастарбайтеров России. Я знаю, что некоторые люди получали от профсоюзов деньги, моему родственнику в Израиле, например, его дальний родственник, занимавший какой-то профсоюзный пост (оплачиваемый), помог выбить у государства разные привилегии. Хорошо, но причем тут борьба с системой... Они - тоже начальники. Все это намного дальше от настоящей борьбы, чем панки с кольцами в носу...


***

Пожалуй, стоит упомянуть еще об одной вещи. Мне кажется, именно в Израиле я впервые по-настоящему увидел  безобразное уродливое лицо жизни, вырвавшись из домашних представлений о ней.  Чем сильнее давление внешних обстоятельств, чем сильнее сжато сознание тисками мира, тем сильнее стремление уйти вверх, отделившись от всего, что сковывает и давит.

Еще раньше в силу ряда причин, стал читать вещи особого рода - Мейстера Экхарта, Ауробиндо Гхоша, Плотина. Они вернули мне внутреннюю тишину и воображение, утраченные в детстве. Все события сделались рябью на поверхности огромной многоликой реальности, чудовищной и прекрасной. Мне кажется, это спасло меня от настоящего безумия.

Или, напротив, заразило безумием? Не знаю... Если бы я только позволил той жизни, той работе, войти в себя, изменить себя по своему образу и подобию, я бы исчез.  



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Есть мнение, что если машину эксплуатировала девушка, то она менее «убитая».А я вот смотрю по сторонам и чет нихера этому подтверждения не вижу.Во-первых, девушкам обычно глубоко похуй на детали.Оторвалась ручка? Ну и хуй с ней.Сдох ...
Я вот задумался - так к случаю. А в России за последние лет двадцать выпущена хоть одна книжка (не переводная, а именно русская) на историческую или общественно-политическую тематику, которая была бы написана в позитивном ключе и описывала бы что-то хорошее? Или - крах, предательство, ...
Давненько у меня здесь холиваров не было. Ну что ж, новогодние каникулы, самое время. Сейчас, наверное, это уже мало, кому интересно, но все-таки выдам сравнительный обзор двух планшетных компьютеров. В сентябре я купил себе Asus TF-101 на Андроиде, а в ...
С 1947 года по всему миру проводится Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В рамках мероприятия проходят спортивные соревнования, концерты, массовые празднества, которые сопровождаются яркими выступлениями и шествиями делегаций каждой страны, и даже политические семинары с жаркими дис ...
В субботний вечер 13 марта, Грузинская Телекомпания "Имеди" передала в эфир ...