Об ошибках оппозиции

Несколько тезисов о «Марше против палачей», который прошел сегодня в Москве. Я сейчас нахожусь на сессии МШПИ в Голицыно и за внешней политической повесткой слежу лишь вполглаза, однако кое-какие соображения высказать все-таки рискну.
1. Подобный формат оппозиционных действий явно себя изжил. Участников всё меньше, ибо почти никто не видит перспектив. Если раньше многим казалось «вот выйдет 200 тысяч – и многое изменится», то теперь, во-первых, ясно, что автоматических изменений ждать не приходится, а, во-вторых, выход 5-6 тысяч на очередной марш — событие более вероятное, чем выход желаемых 200 тысяч.
Грубо говоря, людям надоело. Полтора года продолжаются митинги, а толку – ноль. Видимым следствием болотных выступлений стало лишь закручивание гаек и политические репрессии против оппозиционных активистов. Этих активистов многих жалко, но даже симпатизирующие оппозиции люди между выходным днем на даче и очередным шествием по проспекту выбирают первое. Потому что второе – бесцельно.
Задачей людей, которые считаются «лидерами протеста» была в том, что вовремя уловить эти настроения и предложить оппозиционно-настроенным гражданам новый формат. А в идеале – перевести их возмущение в практическую плоскость. Например, в победу на выборах московских муниципальных депутатов (которые проходили в марте 2012, на волне протестов), и дальнейшую борьбу за столицу. Тогда могло показаться, что это мелочь, но сегодня мы убеждаемся, насколько эта борьба могла бы стать важной. Ведь теперь регистрация Навального, Удальцова и прочих оппозиционных лидеров в качестве кандидатов в мэры упирается в то, что у оппозиции нет необходимого количество муниципалов для прохода через «муниципальный фильтр».

3. Примечательный момент: Когда колонны вышли к повороту на Болотную, взору манифестантов открылся ряд плакатов с изображением "палачей" – сотрудников правоохранительных органов, которые, по мнению оппозиционеров, сфабриковали дело о беспорядках. Среди плакатов было и фото сотрудника центра по борьбе с экстремизмом Алексея Окопного. Внезапно сам Окопный, как сообщило "Эхо Москвы", выскочил из толпы и сорвал свою фотографию, после чего скрылся за двумя кордонами полиции.
Значит, проняло. Значит, так и надо. «Бойцы невидимого фронта» надеются, что будут делать подлости по-тихому. Надо лишить их этой возможности. Больше портретов, больше персональной огласки. Чтобы в глаза людям было стыдно смотреть. Чтобы в ресторанах не обслуживали. Чтобы ребенок, вернувшись из школы, спрашивал: «папа, а правда, что ты невиновных людей сажаешь в тюрьмы, потому что Путин тебе приказал?»
4. И последнее: с праздником! С Днем России! Календарь послал оппозиции шанс сделать свое мероприятие патриотичным – таким, какими и должны быть выступления национальной оппозиции. Однако оппозиция шансом не воспользовалась. Даже государственных флагов на шествии было удручающе мало, про остальное и говорить нечего. А ведь после пения Кашина на прошлом митинге могло показаться, что разворот в правильную сторону («мы не небольшой субстрат населения, а весь народ») начался... Однако, похоже, в итоге победила линия «все (т. е. остальное население страны, не участвующее в митингах) в дерьме, а мы — в белом фраке». Электорально, очевидным образом, бесперспективная. Что ж, если люди не хотят учиться на своих ошибках, насильно их этому не научишь.
|
</> |