Об искусстве словесного портрета

Пример авторской беспомощности при описании внешности главного героя.
Вот мы знакомимся с обворожительным мистером Дарси из «Гордости и предубеждения» Джейн Остин, который «… привлёк внимание всего зала своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью. Через пять минут… стало известно, что он владелец имения, приносящего десять тысяч годового дохода».
К концу последней фразы мистер Дарси остаётся для нас такой же загадочной, безликой фигурой, какой был вначале.
Сравните эту стилистическую беспомощность профессионального литератора с перепиской двух безграмотных русских девушек.
Пишет Мавра Шепелева — наперсница 18-летней «дщери Петровой», будущей императрицы Елизаветы Петровны.
Мавра пишет своей венценосной подруге из города Киля, куда была отправлена в свите молодой герцогини Голштинской Анны Петровны летом 1727 года и где она повстречала мечту любой девушки — заграничного красавца-принца (сохранена орфография подлинника):
«Матушка царевна, как принц Орьдов хорош!
Истинно я не думала, чтоб он так хорош был, как мы видим: ростом так велик, как Бутурлин, и так тонок, глаза такие, как у вас цветом, и так велики, ресницы чёрния, брови темнорусия, волосы такие, как у Семиона Кириловича, бел не много почерняя покойника Бишова, а румянец алой всегда на щеках».
Достоинства принца на этом не кончаются:
«Зубы белши и хараши, губи всегда али и хороши, речь и смех, как у покойника Бишова, асанка походит на осудареву асанку (то есть Петра II), ноги тонки, потому что молат, 19 лет, воласи свои носит, и волоси по паес, руки паходят на Бутурлини…»*
Волосы по пояс! Такого красавца не забудешь до конца романа!
* Кроме Петра II и некоторых малоизвестных лиц, в этом письме дважды упомянут Александр Борисович Бутурлин. Этот красавец исполинского роста числился камергером двора Елизаветы и слыл за ее любовника. Верховники — члены Верховного тайного совета, управлявшие страной при малолетнем императоре Петре II, внимательно следили за поведением Елизаветы и, устрашенные слухами о кутежах цесаревны и ее камергера в подмосковной вотчине Елизаветы — Александровской слободе, нашли предлог отправить Бутурлина подальше от Москвы, в армию, стоявшую на Украине. Впрочем, это не особенно огорчило цесаревну. Увлеченная прожиганием жизни, она легко перенесла разлуку с Бутурлиным — вскоре на его месте был уже другой счастливец.
Илл.: Уильям Хоар. Портрет поэта Кристофера Энсти (31 октября 1724 — 3 августа 1805).

|
</> |